Нижегородская льноводческая Агрошкола Владимира Хрыкова «Как рубашка в поле выросла» в российских средствах массовой информации уже на слуху. И это неудивительно. Автор проекта Агрошколы – Владимир Хрыков – подошел к вопросу креативно, ведь его главные участники – дети и подростки, а, значит, агрообразование должно быть действительно захватывающим! В новом интервью порталу AGRO XXI Владимир Хрыков рассказывает о своих планах и педагогических лайфхаках

О том, как и почему возникла идея о создании Агрошколы «Как рубашка в поле выросла», вы можете прочитать по ссылке.

Портал AGRO XXI продолжает беседу с Владимиром Хрыковым, чтобы узнать самое интересное из первых уст!

- Владимир, расскажите, чем сейчас Вы заняты в Агрошколе «Как рубашка в поле выросла».

владимир хрыков

 - Сейчас я реализую грант Фонда Президентских грантов РФ. Закончил очистку территории, подготовил площадку для размещения первых стационарных объектов в полевых условиях. Пришлось выпилить десяток деревьев на поле. Для пробы почвы посеял на территории агрошколы немного льна. В этом году тренируюсь в производстве льняной тресты, отрабатываем классическую вылежку на поле и холодную мочку. На следующий год уже будет мой личный полноценный опыт для обучения слушателей школы.

Также сейчас формулирую итоговую концепцию проекта. Пришла мысль о том, что агрошкола «Как рубашка в поле выросла» должна стать частью Агропарка под названием «Опытное поле» в котором будет комплекс аграрных и экологических программ. А также, решили интегрировать проект агрошколы с моим предыдущим проектом Морозко, сын Деда Мороза и создать в лесной части поля деревню Морозко, постараемся зимой создать зимний лесной театр с главным героем Морозко, а деревня Морозко (часть леса) будет украшена новогодними игрушками.

- Что Вы строите и зачем, что это будет за сооружение?

 - На поле Агрошколы появится брезентовый чум (брезент продукт, созданный изо льна), а также деревянный навес с лавочками и большим столом. В перспективе перейдем к строительству отдельного дома под учебный класс, право строить на поле у нас уже есть. Но все же, главное для меня экологичность и поэтому максимально будем приближаться к природе и создавать объекты, не наносящие ущерб природному комплексу поля, сохраняя агрошколу экологичной.

строительство агрошколы как рубашка в поле выросла

Пока у нас есть одна проблема, в поле нет охраны, поэтому будем пока довольствоваться временными сооружениями, которые будут сборно-разборные.

- Когда в Вашей Агрошколе начнется первый урок? О чем Вы будете рассказывать ученикам и сколько их будет?

В сентябре мы проведем открытие школы, соберем представителей органов власти от сельского хозяйства и образования, а также пригласим директоров школ. Проведем в Агрошколе заседание Нижегородского отделения Льняного союза, будем обсуждать перспективы аграрной профориентации школьников и практические занятия по льну студентов агровузов. Я надеюсь, что наша инициатива будет понятна сфере образования и мы получим их поддержку. Непосредственно первый урок будет в мае 2021 года с момента начала посевных работ. Но зимой у меня запланированы вводные уроки в школах-партнерах на которых я расскажу про лен.

- Любой агробизнес начинается с теории – как выглядит Ваша теоретическая часть обучения, сколько часов запланировано, какие разделы предстоит пройти ученикам в первый год до летней практики?

 - Теория важная часть, но мне кажется, профориентация в производстве не должна быть теоретической. Вот представьте, собираю я детей и начинаю рассказывать о видах гербицидов, вот сколько, после 15 минут такой лекции, у меня останется детей? Думаю, вы спорить не будете – ноль.

Я уверен, что мы должны детей вывозить в поле, в лес и там, на практике, показывать, что такое сельское хозяйство. Тогда они втянутся в это дело. Так я и планирую поступать: в мае поедем попашем, посеем, обсудим, потом посмотрим на цветение, а в августе/сентябре уберем. Мне, кстати, от Нижегородской сельскохозяйственной академии предложение поступило о создании локомотивной заинтересованной группы студентов и магистрантов Академии, которые будут специализироваться на льне. Поэтому, я думаю, подготовлю еще и наставническую программу «студент-школьнику».

А вот для тех, кто заинтересуется темой льна или сельского хозяйства, вот с теми уже будем заниматься круглогодично и теорией, и посещением льняных мест, например, известного предприятия Большая костромская льняная мануфактура.

- Как надо, с Вашей точки зрения, преподавать теорию льноводства детям? Это труднее, чем рассказывать взрослым или, напротив, детская аудитория более восприимчива к базовым понятиям?

 - Я читал лекции детям о льне в школе, у меня есть хорошая презентация по льноводству. Их надо увлекать тем, что им понятно. Их надо удивлять – это сложно. И главное их надо мотивировать, объяснять: почему уже в школе он должен изучать основы аграрной сферы.

Я кстати, планирую кроме непосредственной льняной агрономии, ввести еще курсы по направлению агрожурналистика и агро-атташе. Думаю, детям это будет более понятно и возможно эти направления профессионализации и станут их проводником в сферу сельского хозяйства.

- Какие педагогические лайфхаки для вовлечения ребят Вы намерены использовать?

 - Во-первых, в моей презентации, которую я показываю на первом мероприятии, сразу говорится, что «лен - это не только ткань, но и биокомпозит», а рядом картинка космической ракеты. Поэтому это вызывает удивление. Конечно, хотелось бы создать какого-то героя для пропаганды льна. В агрошколе обоснуется Морозко – сын Деда Мороза, который будет одет в льняные одежды; возможно, сделаем агрокомиксы, например, с льнянивцем или льношкой. У нас будет тетрадь для льняного гербария, который будет собирать ребенок сам.

- Что Вы скажете на первом уроке, чтобы заинтересовать учеников?

 - У меня разработана общая презентация, где я показываю все перспективы льна, что это не только о пахать-посеять, но это и мировой уровень коммуникации и технологий. Я показываю всю технологию и деловую инфраструктуру льноводства, а это уже не только агрономия, это уже бизнес-мотивация.

Если говорить в виде плана, то он выглядит примерно так: что такое лен, его возможности, техника прошлая и будущая, мировая кооперация льна. Урок идет в диалоговой форме. Я еще раз хочу сказать, я сторонник практической части и считаю, что важно вывезти не только ребенка, но и всю семью на поле и там создать им условия для совместной сельскохозяйственной работы с наставлениями профессионалов. К тому же вокруг поля прекрасный хвойный лес, поэтому там очень чистый воздух.

- Есть ли в Вашем первом уроке экономическая составляющая, например, о том, что льноводство в Нижегородской области – перспективно и выгодно?

владимир хрыков льноводство

 - Конечно, экономическая составляющая очень впечатляющая – 40% без учета государственных субсидий. Но это если правильно реализован проект выращивания и переработки. А вот для этого и нужна Агрошкола, чтобы со школы, дети понимали, что такое профессиональное сельское хозяйство, а что мухлеж.

Я не знаю сколько зарабатывают соседние области, но главное, что у нас в целом проблемы с индустриальным подходом в сельском хозяйстве, поэтому сельское хозяйство надо реабилитировать, ставить на цивилизованные русла и не только через покупку иностранных тракторов, но главное через смену мышления и управленческие технологии.

Сейчас в Нижегородской области более 4000 га льна, но никто не вырастил лен для производства длинного волокна, да и льнозавода на длинное волокно у нас нет. Вот такое сельское хозяйство.

- Кто придет в качестве гостей на первый урок?

 - Студенты сельскохозяйственной академии и школьники.

- Планируете ли Вы запуск каких-то краудфандинговых проектов?

 - Если честно, то я не верю в краудфандинг. Но если кто-то захочет помочь в создании Агрошколы, то против не буду. Мне вот сейчас нужен ботаник, чтобы описать растительность на поле. Конечно, в перспективе нужен будет профессиональный трактор, не ниже МТЗ 82 или аналогов, хорошо бы свой минильнозавод иметь.

- Возможно ли монетизация деятельности Вашей Агрошколы и когда она, в перспективе, наступит – через год, пять лет, или агрообучение должно дотироваться государством от и до?

 - Думаю, что это самый сложный вопрос. Я считаю, что обучение любому промышленному направлению может быть прибыльным. Будет ли оно прибыльным в настоящее время в России, когда масс-медиа завалило всех танцами и пением, большой вопрос. В то же время, интерес, как большого бизнеса, так и государства заключается в максимальной мотивации молодежи к занятию серьезными сферами промышленной деятельности, вместо «двух притопов, трех прихлопов», понимает ли наше государство это в той мере, в которой должно, тоже большой вопрос. В любом случае, в 2022 году мы будем выходить на коммерческое предложение своих услуг, надеюсь, что найдутся желающие обучаться сельскому хозяйству и льну, в частности. К тому же, я планирую реализовывать не только образовательные программы, но и туристические. У меня предусмотрен комплекс агро-экопрограм.

(Фото для иллюстрации взяты со страницы Владимира Хрыкова в Фейсбук).