«Детская школа фермера портала AGRO XXI, как и всегда, старается быть в курсе текущих событий, нужд, интересов, проблем наших аграриев.
С другой стороны, мы знаем, что нашими советами, рекомендациями, статьями, пользуются и частники – дачники, владельцы ЛПХ, и крупные сельхозпредприятия, и предприятия, выпускающие и продающие сельхозтехнику, и сельскохозяйственные государственные учебные и консультационные заведения, то есть работаем не впустую!
В последнее время приходят вести, что во многих наших регионах стали задумываться о создании своих детских школ фермеров.
Видимо, уже многие стали понимать, что тратить время, силы и средства на обучение взрослых фермеров неэффективно.
Конечно, в разных регионах подходы к этому делу разные. Это зависит и от людей, которые решили этим заняться, и от местных социально экономических (а совсем не климатических) условий, и от административных и финансовых возможностей.
Тем не менее, думается, что какие-то основополагающие, базовые направления создания и развития подобных школ должны быть общими.
Во-первых, Детская школа фермера должна быть действующим и рентабельным сельхозпредприятием.
И хотя, все мы понимаем, что один из главных путей к рентабельности – это специализация, тем не менее, для обучения профессии больше подходит предприятие многопрофильное.
Причем, упор должен быть сделан не только и не столько на обучение отдельным сельхозпрофессиям, а прежде всего на обучение организации сельхозпроизводства и деятельности всего предприятия, начиная от регистрационных процедур на само предприятие, на землю, на отдельные виды деятельности, работу с кредитами, грантами, лизингом, сбытом продукции и т.д.
Кататься на тракторе и дергать корову за соски в нынешнем фермерстве – самое простое. Конечно, Детская школа фермера не претендует на академическое высшее сельхозобразование, но это и не должно быть аналогом советских сельских профтехучилищ, которые обучали ребят ездить на тракторе, доить, но совсем не заморачивали головы будущих аграриев такими понятиями, как эффективная организация работ, производительность труда, себестоимость продукции и ее реализация.
Именно поэтому многие нынешние фермеры в упор не видят и не слышат о ресурсосберегающих технологиях, элементарно не знают о существовании новых видов сельхозтехники и, соответственно, не могут снижать себестоимость, а значит и нормально реализовывать свою продукцию.
В таких школах должны изучаться - именно и только - современные, лучшие эффективные технологии, лучшая техника, семена, удобрения, средства защиты растений. И, желательно, независимо от страны их происхождения. Нет смысла клонировать нынешнее фермерство, уповающее на госдотации и скрывающие свою неэффективность за ширмой контрсанкций. Рано или поздно нашим фермерам, нашей сельхозпродукции придется конкурировать на свободном мировом рынке, и к этому лучше готовиться заранее.
Во-вторых, одна из главных задач движения Детских школ фермеров – это не впасть в грех массовости всеобщего охвата детей и молодежи. Заинтересовывать, привлекать – да, но не надо гнать всех стройными рядами ради красивой отчетности.
Думается, что в нынешние времена создать нормальную материальную базу для сельхозобучения, подобрать грамотных наставников отдельным образовательным учреждениям не под силу, а вот районные или даже межрайонные Детские школы фермеров вполне могут быть жизнеспособны. Наподобие ранее практиковавшихся учебно-производственных комбинатов для школ.
Причем, обучение – это совсем не пара экскурсий даже на самую роботизированную ферму. Это школьные уроки труда, это, наряду с дополнительной математикой или рисованием, дополнительное сельхозобучение, это летние и зимние трудовые лагеря.
Особенно актуально данное обучение для воспитанников детских домов. Детская школа фермера для них – это обучение полезным профессиональным навыкам и место будущего трудоустройства, место построения жилья, положенного выпускникам подобных заведений, и выход в реальный современный мир.
А для сельскохозяйственных районов подобный формат реален для привлечения молодежи в сельскую местность, в сельхозпроизводство, вариант возрождения умерших и умирающих деревень.
В-третьих, Детская школа фермера - то самое сельхозпредприятие, которое способно накормить экологически чистой продукцией школы и детские дома, ученики и воспитанники которых будут там работать.
Ученики детских школ фермеров должны знать современные ресурсосберегающие технологии, не бояться, а значит уметь использовать и органические, и минеральные удобрения, средства защиты растений, знать, как свести применение химии к минимуму, знать, как получать и контролировать чистоту продукции.
Интересно отметить, что созданием Детских школ фермеров интересуются и по мере возможностей поддерживают все: отдельные энтузиасты, региональные Минсельхозы, общественные организации, местные районные и областные администрации …Все, кроме нынешних фермеров и их нынешних районных и областных объединений. И это понятно. Нынешние фермеры панически боятся любой конкуренции, в том числе, боятся конкуренции с подрастающим поколением современных фермеров. И правильно бояться – им не сдюжить…
Как известно, постоянно, на самом-самом верху, обсуждается вопрос обеспечения бесплатными, хотя бы завтраками, хотя бы учеников начальных классов общеобразовательных школ.
Уже даже и решения есть. Решения кормить есть, а вот денег, если не считать Москву, пока не особо…
На мой взгляд, не только завтраки, но и бесплатные обеды для всех школьников, включая старшеклассников, совсем бы не повредили, поскольку достаточно многие семьи, тем более на селе, при нынешних зарплатах не в состоянии ежедневно финансировать траты на школьное питание.
А правильное и полноценное питание детей – будущее здоровье нашей нации.
Более того, очень неплохо возродить традицию помощи сельхозпредприятий сельским учителям, зарплаты которых, несмотря на все потуги, пока учителей не особо радуют. И наши сельские педагоги – математики, физики, филологи …, вместо того, чтобы ездить на семинары, выставки, в театры, читать профессиональную литературу и периодику или элементарно спокойно готовиться к урокам, вынуждены и до, и после уроков обихаживать скотину, окучивать картошку – добывать себе пропитание или дополнительный заработок.
И этим предприятием, помогающим учителям, вполне может быть именно Детская школа фермера! А экологически чистая продукция Детской школы фермеров вполне может быть дополнительной натуроплатой для учителей, активно участвующих в обучении детей сельхозпрофессии. Вот такие мои предложения, а вы с ними согласны?».
(Автор: Сергей Галкин).
