Глинистые почвы превращаются…превращаются глинистые почвы…в плодородный чернозем! Но как? Об этом рассказывает в своей статье наставник Детской школы фермера портала AGRO XXI

Как всем известно, известно и нам в Детской школе фермера портала Агро 21, старая русская пословица гласит – готовь сани летом, а телегу зимой. А на дворе уже даже не зима, а вполне себе весна и по календарю, и по температуре, и птички щебечут по-весеннему.

Главное, что мы должны подготовить к новому сельхозсезону – это наша кормилица земля, сиречь, по-научному - почва. А почва в нашем нечерноземье в основном тяжелая, суглинистая, глинистая.

Народ наш исстари приучен сдабривать наши почвы навозом, но в нынешние времена с навозом, особенно для дачников, напряженно – и достать сложно, и купить дорого, и завезти проблемно и перемешивать с нашими глинами – тяжко.

Кроме того, с навозом в нашу почву поступают не только и не столько питательные вещества, сколько семена сорняков и возбудители всяческих болезней огородных растений.

Вопрос встал классическим ребром – быть или не быть?

И стали мы в Детской школе фермера разбираться в том, что грамотным аграриям известно давным-давно.

Оказывается, наши глины и тяжелые суглинки и без всяких навозов не менее питательны, чем чернозёмы. Посмотрите – и леса, и луговые травы на наших глинах без всяких навозов и минералок растут ничуть не хуже, чем на черноземах.

Вся проблема в том, что в наших почвах питательные вещества, зачастую присутствуют в достаточных количествах, но в малодоступных растениям формах. А преобразовывать почвенные питательные вещества из несъедобных для растений соединений в съедобные способны почвенные микроорганизмы, бактерии, для активной деятельности которых в глине не хватает воздуха. Кроме того, большая часть сухого вещества любых растений (до 95%) усваивается растениями именно из воздуха, а совсем не из почвы, хоть и самой распитательной.

То есть, в наших тяжелых почвах единственный реальный дефицит – это дефицит воздуха. И наша задача по улучшению почвы – это улучшение её воздухопроницаемости. Именно на это должны быть направлены все наши действия и все используемые материалы. И навоз, и всяческие компосты наибольшую пользу приносят не как поставщики питательных веществ, тем более никто из нас не знает, что там есть и сколько, а именно как разрыхлители почвы.

Соответственно для увеличения почвенной воздухопроницаемости годятся не только органические материалы – торф, опилки, щепа, кора и хвоя деревьев, но и материалы инертные – песок, перлит, да хоть дроблёный упаковочный пенопласт…

Кроме того, рыхлая воздухопроницаемая почва еще и является регулятором оптимальной влажности, то есть не переувлажняется, но хорошо удерживает имеющуюся влагу, не покрывается коркой после каждого дождя или полива.

Наши приобретатели земель, как правило получают земли залежные, то есть давно или вообще никогда не паханные, и начинают с убиения сил, времени и немалых средств на перекопку-перепашку и завоз якобы плодородной земли.

Во-первых, совершенно не обязательно улучшать сплошняком весь участок, можно (и не сложно, и не столь дорого) сделать нужное количество гряд-коробов и даже под ними ничего перекапывать не нужно.

Оптимально – высота 20-30 см, ширина 90 см, длинна – до 20 метров.

И затаривать эти короба рациональнее не привезенной за три девять земель дорогущей плодородной почвой, а субстратом - смесью песка, опилок, торфа, измельченной соломы…Это гарантирует и оптимальную влаго-воздухопроницаемость, и отсутствие семян или корневищ сорняков, и отсутствие вредителей и возбудителей болезней огородных растений.

Кроме того, такие гряды лучше прогреваются, не затопляются даже в самые дождливые периоды, практически не нуждаются в прополках и рыхлениях, да и обихаживать высокие гряды гораздо удобнее – без всяких негативных последствий для наших артритов и радикулитов. Соответственно, урожай поспевает и быстрее, и побольше, и покачественнее, чем при традиционном почвенном выращивании.

Ну, а если еще регулярно применять листовые подкормки препаратами Фолирус, то наши овощные грядки будут всем на загляденье.

(Автор: Сергей Галкин).