Запад может оказать давление на Россию негласными санкциями 

 
России грозит вытеснение с традиционных рынков. Вице-премьер Игорь Шувалов предположил, что Запад может оказать давление на Россию негласными санкциями — сворачиванием деятельности европейских и американских компаний на территории страны. Однако эксперты считают, что это ложные опасения: иностранные компании заинтересованы в присутствии на российском рынке.
 
Следующим этапом экономических санкций против России может стать выдавливание страны с традиционных рынков. Такое предположение высказал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Кроме того, по его словам, российская экономика может пострадать не столько от юридически оформленных, сколько от негласных санкций со стороны зарубежных партнеров. "Скрытые" санкции, как пояснил вице-премьер, могут выражаться в устных инструкциях для инвестиционных фондов или рейтинговых агентств. Игорь Шувалов считает, что России нужно быть готовой к значительному ухудшению экономической ситуации.
 
"Если ситуация на валютном рынке или ситуация с изменением курса будет развиваться более драматично, то мы тогда понимаем, что нам точно нужно делать. В силу разных причин мы не можем открывать и делать этот план публичным, потому что мы можем порождать спекулятивные соответствующие действия тех или иных инвесторов", — рассуждает Шувалов.
 
В среду в Брюсселе, выступая перед партнерами из ЕС, президент США Барак Обама снова заявил, что санкции против России могут быть усилены. В тот же день стало известно, что несколько крупных компаний пока не намерены сворачивать свою деятельность в России. Среди них — германские Siemens, Metro Group и Volkswagen. А также британская Centrica, которая владеет компанией British Gas, намерена в октябре этого года начать прямой импорт российского топлива. Кроме них от евроатлантических санкций может пострадать еще ряд международных компаний. Британская нефтегазовая компания BP владеет почти 20% акций российской "Роснефти". Из-за падения российского рынка ценных бумаг BP уже потеряла $1 млрд. Французская Renault с 2008 года владеет 25% акций "АвтоВАЗа". В этом году планируется увеличить долю совместно с Nissan до 75%. Немецкая компания Metro занимает четвертое место в списке крупнейших ритейлеров России. В этом году она планировала вывести российскую "дочку" на IPO в Лондоне, но из-за ситуации на Украине первичное размещение акций отложено. Один из крупнейших продавцов спортивной одежды Adidas имеет в России 900 магазинов, которые приносят выручку в €1 млрд. Российский рынок сбыта — третий после американского и китайского. Немецкий концерн Wintershall — партнер "Газпрома" по строительству Северного и Южного потоков. В середине 2014 года компании планируют завершить сделку по обмену активами. Итальянская Eni и российский "Газпром" подписали соглашение о стратегическом партнерстве еще в 2006 году. Оно продлевает действующие контракты до 2035 года. Италия — второй импортер российского газа в ЕС после Германии.
 
Даже если все эти компании будут вынуждены свернуть деятельность в России, это не скажется ни на экономике, ни на качестве потребления, уверен профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев.
 
"Свободный капитал действительно иностранный, европейский, американский, в нашей экономике сводится к цифре порядка 1%. Если этот 1% от нас уйдет, мы даже этого не почувствуем. Они получают здесь прибыль и очень неплохую. У них в Европе годовая прибыль от 3% до 10%, а в России они спокойно могут получать и 20%, и 30%. Сейчас практически весь западный товар делается в Китае. Мы можем заключать договоры с Китаем, но не уйдут от нас западные бренды, им проще пролоббировать в своих же правительствах такие решения, которые выхолостят все санкции", — считает Матвейчев.
 
Как утверждают в правительстве, при условии негативного сценария место европейских и американских компаний на российском рынке легко займут азиатские. Речь идет не только о Китае, но также о Корее, Индии и Индонезии. Как заявил "Российской газете" замминистра экономического развития Алексей Лихачев, речь идет не только о сырье, но и об энергетике, строительстве, фармацевтике, транспорте и сельхозтехнике.
 
Источник: kommersant.ru