Юрий Куликов, аналитик-консультант компании «Агросигнал», эксперт по геоинформационным системам и технологиям точного земледелия, поделился трендами в развитии персонала в агроиндустрии

Почему владение цифровыми продуктами сейчас важное преимущество для аграрных компаний? Что получают агрохозяйства, если у них такие сотрудники есть?

На эти и другие вопросы ответил эксперт Юрий Куликов.

юрий куликов

 - Сегодня умение агрокомпаний работать с современными технологиями — важный козырь в динамике развития. Причем, говоря о технологиях, надо понимать, что речь идет не только о производственных технологиях, но и о технологиях управления работой предприятия. В управлении: планировании, контроле исполнения, анализе результатов ключевую роль играют цифровые инструменты, позволяющие поддерживать актуальность информации о статусе процессов и принимать эффективные управленческие решения. В это линейке решений цифровые управленческие системы – специальный класс отраслевых программных продуктов, ориентированных на работу в агробизнесе.

Большинство цифровых систем — браузерные или кроссплатформенные приложения, работающие на компьютерах или мобильных устройствах. Чтобы ими пользоваться, нужны базовые навыки обращения с программами или, как раньше говорили, надо иметь «компьютерную грамотность».

Для молодого поколения (младше 40-45 лет) использование ноутбуков, планшетов или смартфонов обычно не представляет какой-либо сложности, а вот для сотрудников постарше, которые работают на агропредприятии пару-тройку десятилетий, обращение с современными цифровыми устройствами и приложениями порой становится серьезной проблемой, что прямо сказывается на эффективности применения цифровых технологий в комплексе управления хозяйством. Таким образом, наличие персонала, владеющего навыками работы с цифровыми устройствами и системами сейчас — существенный фактор, влияющий на результативность работы предприятия за счет упорядочения обмена информацией и улучшения прослеживаемости.

 - Существует ли недостаток специалистов в АПК, которые владеют IT-навыками? Чем это оборачивается для тех, у кого их нет?

 - Недостаток специалистов с IT-навыками в сельском хозяйстве сейчас действительно существует. Степень такого кадрового дефицита варьируется от региона к региону, но в целом картина везде аналогичная. Часто не хватает даже просто квалифицированных агрономов или инженеров, а те специалисты, которые компетентны и в цифровой сфере встречаются еще реже. Это — ощутимое препятствием на пути внедрения современных цифровых решений в агропредприятиях, т.к. без навыков работы с информационными технологиями нельзя полноценно использовать программный продукт, нельзя раскрыть его потенциал. «КПД» цифровой системы напрямую зависит от глубины ее использования на предприятии, а глубина использования, в свою очередь, определяется возможностью сотрудников работать с современными программами и приложениями.

Мы сейчас на реальных примерах видим насколько зависит скорость внедрения цифровой системы управления от степени подготовленности сотрудников предприятия. Это прямо коррелирующие вещи. Если есть проблема с компетентными кадрами, то и процесс развертывания системы затягивается, и ожидаемый экономический эффект проявляется с задержкой.

При чем современные отраслевые программные продукты, которые есть на рынке, сейчас создаются с интуитивно понятным интерфейсом и требуют минимальной подготовки со стороны пользователя. Это обстоятельство несколько смягчает проблему кадрового дефицита, но не решает ее полностью.

 - Каких именно специальностей не хватает? На каких сотрудников есть высокий спрос?

 - Главным образом не хватает агрономов с «цифровым уклоном». Это следствие нескольких причин.

Во-первых, традиционно консервативная естественнонаучная специальность долгое время совершенно не ассоциировалась с цифровыми технологиями, а во-вторых, до недавнего времени существовало выраженное отставание учебных программ аграрных вузов от требований реального производства, активно внедряющего новые технологии. Так образовался разрыв между потребностями производства и компетенциями молодых специалистов. В этой ситуации на пользу шло только то, что навыки повседневного бытового использования интернета и мобильных устройств среди бывших студентов позволяли им достаточно быстро разобраться с отраслевых специализированных цифровых решениях.

Кроме агрономов цифровые навыки не менее важны и для других специальностей. Работа инженера, экономиста, диспетчера и даже механизатора сейчас уже не мыслима без цифровых устройств.

 - Как агропредприятия могут повысить цифровую квалификацию своих сотрудников?

 - Вопрос этот может быть решен несколькими путями:

 - Обучение сотрудников без отрыва от производства с привлечением специалистов компаний разработчиков цифровых систем. Такое обучение возможно и в очном, и в дистанционном формате посредством онлайн вебинаров. Считаю это одним из наиболее удобных вариантов — для обучения используются ситуации, сценарии и примеры из ежедневной работы каждого сотрудника, что позволяет обеспечить глубокое погружение и хороший результат.

 - Курсы повышения квалификации при аграрных вузах — важный инструментом в обучении персонала предприятий АПК. В ряде регионов уже налажены циклы семинаров и вебинаров на базе аграрных университетов, где целевая аудитория может участвовать и в лекционных, и в практических занятиях по теме внедрения цифровых технологий. Рекомендую владельцам агрокомпаний не скупиться на профессиональном апгрейде своих сотрудников, вкладывая в них сегодня, компания ощутит пользу от их развития в будущем.

Часто в качестве преподавателей на эти курсы приглашают специалистов компаний-разработчиков отраслевых цифровых продуктов, что заметно повышает эффективность курсов, давая возможность получить из первых уст ответы на вопросы, касающиеся специфики программного продукта или технологии.

В обоих случаях суть обучения сводится к развитию навыков работы пользователей с интерфейсом цифровой системы, а также к более глубокому ознакомлению со всеми связанными технологиями. Здесь речь идет и о принципах эффективного управления предприятием с грамотной организацией бизнес процессов, и о прикладных технологиях (дистанционное зондирование, дифференцированное внесение материалов, прогнозирование и т.д.).

Если говорить о свежих кадрах, то нужно обязательно отметить те коренные изменения, которые произошли за последние пару лет во многих аграрных вузах в части технологической актуализации учебных программ по профильным дисциплинам.

Внедрение в учебный процесс теоретических и практических занятий по цифровым агротехнологиям позволяет сейчас сформировать полезный и важный набор компетенций у будущих работников АПК еще на этапе университетского обучения. В качестве наглядных пособий применяются реальные действующие информационные системы, которые зачастую развернуты на учебно-опытных хозяйствах вузов – это позволяет демонстрировать студентам не абстрактные схемы процессов, а работающий механизм, который охватывает все этапы производственного цикла.