…Начал работать с марта 2014 год. Пришел совершенно из другой области, у меня изначально образование педагогическое. Первый земельный капитал предприятия, это 4000 га земли, арендованные у администрации района. В основном сеяли традиционные для Волгоградской области культуры, озимую пшеницу мягкую, яровую пшеницу твердую, подсолнечник, нут.
Когда мы начинали расширять земельный банк, вокруг было очень много заброшенных земель. Из наших нынешних 23 тысяч гектаров изначально обрабатывалось только 7 000. Именно их мы и выкупили, а часть взяли в аренду. Вся остальная земля на тот момент не обрабатывалась от пяти и более лет. Сейчас же в нашем хозяйстве — все 23 000 гектаров в обработке.
Предприятие создавалось с нуля, поэтому изначально я сам начал работать с цифровой платформой. В 2015 году управленческая команда состояла всего из трёх человек: меня, одного бухгалтера и главного инженера — агронома на тот момент не было вовсе.
Почему современное агропредприятие невозможно без технологий
Изначально хозяйство, как сейчас говорят, начиналось «на коленке». Не было ни агронома, ни учетчиков, но нужно было контролировать работу техники в полях, поэтому сразу подключили мониторинг. Начали работать, парк техники прибавлялся, росла пашня, развивалась цифровизация, и наши потребности тоже росли. Сейчас в хозяйстве около 80 единиц техники, вся полевая и автомобили оснащены датчиками мониторинга. Не стали оборудовать только техпомощь, маленький «Беларус» с компрессором.
Автопилоты установлены у нас на всех опрыскивателях и тяжелых полевых тракторах. В современных условиях иначе работать уже просто невозможно. Лишь около тридцати процентов механизаторов еще помнят, как это — работать без автопилота, а остальные уже даже не представляют. Это, во-первых, делает самих механизаторов более прогрессивными. А во-вторых, процесс обучения строится именно так: человек приходит на опрыскиватель, на котором уже установлен автопилот. Его просто обучают, как им пользоваться — и в результате он уже не знает, как работать без этой системы.
Каждый механизатор лично заинтересован в исправной работе всех цифровых систем. Его полевая зарплата напрямую зависит от количества обработанных гектаров. Поскольку учёт ведётся исключительно по данным системы, то в случае неисправности датчика или отсутствия техники в мониторинге, он не получит оплаты за выполненную работу. Именно поэтому механизаторы самостоятельно следят за исправностью оборудования и корректностью его отображения в системе.
Цифровизация шаг за шагом
Что касается развития хозяйства, расширения площадей и внедрения технологий обработки, здесь мы проделали огромную работу. Однако в сфере цифровизации мы еще продолжаем развиваться. Используем платформу «АгроСигнал» как инструмент для наблюдения: отслеживаем положение техники, её выработку, объем заправленного топлива и количество выгруженных бункеров. Все наши три весовые пункта оборудованы соответствующими системами, и мы в режиме реального времени видим как принятый, так и отгруженный вес. Агроном также использует функции платформы для NDVI, дифференцированного внесения удобрений и создания карт. Бухгалтерским модулем пользуемся в меньшей степени
Мы независимое предприятие и не входим ни в один холдинг. Я, как директор, не подчиняюсь каким-либо вышестоящим структурам, которые могли бы в оперативном режиме контролировать мою работу, как это принято в холдингах. Именно поэтому у меня нет необходимости формировать в цифровой платформе полные отчёты. Но сейчас наглядно расскажу, чем мы пользуемся постоянно. Возьмем для примера стандартный рабочий день, в поле вышло 16 комбайнов, один трактор на культивации и ночью выходило три опрыскивателя.
Теперь представьте, сколько бы мне потребовалось учетчиков, чтобы без цифровой платформы утром предоставить отчет о проделанной работе? Это была бы целая толпа людей. При этом наше хозяйство имеет форму практически равностороннего треугольника со стороной 35 километров. Сколько же машин и сотрудников понадобилось бы, чтобы объехать все эти участки, проверить выполнение и внести необходимые коррективы в план работ?
То же самое и у агрономов. Главный агроном, который планирует работу на день, утром просто открывает систему и сразу видит все результаты ночной работы. Если из-за погодных условий план выполнен не полностью, он оперативно вносит изменения: например, корректирует количество препарата для опрыскивателя. Всё это делается быстро и без лишних сложностей. С точки зрения учета — это прекрасное решение
Рабочее утро директора, как за 5 минут увидеть всё хозяйство целиком
Для меня как для директора это также крайне удобно. Я занимаюсь конечной реализацией продукции. Достаточно открыть ведомость по складу, чтобы увидеть, что, в каком количестве, где хранится. Я вижу точный вес на каждом складе. Начинается отгрузка — я в реальном времени вижу объемы, здесь отгрузили столько-то, там столько-то. Осталось два-три дня до освобождения склада — значит, его можно готовить, зачищать, обрабатывать или вывозить погрузчиками.
Для руководящего состава, который занимается и тактическим, и стратегическим планированием, эта система — очень полезный инструмент. Я вижу, куда ушла техника, что и где было сделано. И снова возвращаемся к экономии, мы сократили четырех учетчиков, избавились от необходимости обслуживать лишний автотранспорт и получили информацию мгновенно.
У меня уже вошло в привычку начинать рабочий день в 06:25 — открываю систему мониторинга, формирую отчет за сутки и сразу вижу объемы работ в гектарах. Во-вторых, сразу видно, если опрыскиватель, например, не доделал пять гектаров. Сломался он или нет — можно сразу выяснить и среагировать. Сейчас я уже плохо представляю, как без этого работать. Это надежный и универсальный инструмент для руководителя хозяйства.
Современная «целина»
Мы пришли в сельское хозяйство не через покупку развалившегося колхоза, а начали буквально с нуля — с вагончика, установленного в чистом поле. Я сразу стал директором этого предприятия. Первые полгода в вагончике даже не было электричества — питались от генератора. Эта история чем-то напоминает фильм «Поднятие целины», только вместо палаток у нас был тот самый вагончик.
Теперь у меня есть сын, дочь и хозяйство. Это хозяйство — тоже как ребёнок, только очень большой. Мы растем вместе с ним уже больше десяти лет. И сейчас наш «ребёнок» вырос до 23 000 гектаров земли.
Материал подготовил Юрий Ленев эксклюзивно для портала AGRO XXI.


