Эффективность современного сельскохозяйственного производства во многом зависит от использования высоких технологий, и чаще всего фермеры начинают приобщаться к этому миру с внедрения систем автоматического вождения. Своими рекомендациями относительно того, с чего начать и на что обратить внимание, делится продуктовый менеджер ООО КЛААС Восток Леонид Яковлев.

Первый кандидат – трактор

Как правило, первый вопрос, который возникает у аграриев при выборе систем автоматического вождения, - это на какие именно машины их лучше всего устанавливать? И ответ здесь вполне очевиден – на тракторы. Во-первых, за сезон трактор нарабатывает больше всего моточасов, поскольку используется многократно: на предпосевной культивации, при внесении удобрений, на посеве, для обработки всходов средствами защиты растений и на заделке стерни. Соответственно, за счет устранения перекрытий и оптимизации траектории движения достигается максимальная экономия ГСМ и рабочего времени. Во-вторых, уменьшается расход вносимых удобрений и СЗР. А в-третьих, именно тракторы чаще всего можно использовать для работы в ночное время, что также становится возможным с автопилотом.

На что обратить внимание при выборе трактора

Даже если хозяйство, приобретая трактор, не собирается сразу использовать систему параллельного вождения, следует предусмотреть, что впоследствии такая потребность может возникнуть, в будущем. Поэтому следует обратить внимание на две вещи. Прежде всего, установлена ли так называемая «подготовка» - это означает, что гидравлические и электрические системы поддерживают автоматическое рулевое управление. Как правило, тракторы иностранных брендов с мощностью от 250 л.с. уже в стандартной комплектации предусматривают такую возможность. Но лучше уточнить этот момент у дилера. Второй момент – поддерживает ли трактор функцию ISOBUS, которая позволяет при установке на него автопилота через этот же терминал управлять и прицепными орудиями. Сделать это очень просто – в задней части трактора должен быть соответствующий разъем.

Оригинальный или любой другой

На рынке предлагается множество вариантов автопилотов от самых разных производителей. Если трактор идет с «подготовкой», то и автопилот лучше приобретать оригинальный. Это обеспечит согласованное «общение» систем самого автопилота и трактора. В противном случае из-за несоответствия обновлений программного обеспечения терминала и модулей трактора система на какое-то время может оказаться неработоспособной. Если трактор был приобретен без «подготовки», то привязка к бренду трактора уже не так критична, но все же квалификация представителей «сторонних» компаний не должна вызывать подозрений.

Определяемся с точностью системы

Здесь есть три варианта. Базовая точность платных систем параллельного вождения составляет +/- 15 см от прохода к проходу. Ее достаточно для почвообрабатывающих работ, внесения удобрений, СЗР и даже для сплошного сева. Но здесь надо иметь в виду, что срок действия такого сигнала может быть ограничен. В базовую комплектацию может входить прием такого сигнала в течение всего срока эксплуатации оборудования, либо только на один год или пять лет. Продление сигнала стоит недорого, но важно не пропустить момент, поскольку в противном случае точность ведения машины снизится до +/- 30 см.

Второй уровень точности – +/- 3-5 см. Он рекомендуется для сева пропашных культур с целью сохранения междурядий на стыке проходов. В зависимости от производителя для перехода на эту точность может требоваться либо просто подписка, либо еще и активация. Чаще всего аграрии используют базовую лицензию и подключают более точный сигнал +/- 3-5 см на непродолжительное время для выполнения определенных работ, например, сева кукурузы или подсолнечника.

И наконец самую высокую точность +/- 2-3 см обеспечивают системы, принимающие корректирующие сигналы RTK. Но здесь необходимо, чтобы в радиусе 35-40 км от места работы трактора находились базовые станции поправок GPS/ГЛОНАСС. Чаще всего такой уровень точности требуется в овощеводстве и при использовании таких технологий высокоточного земледелия, как полосовая обработка почвы (Strip-Till) или возделывание с постоянной колеей движения (Controlled Traffic).

Еще более точные рекомендации по выбору систем автоматического вождения вы всегда можете получить у своего дилера