В исправительной колонии строгого режима № 9 есть полный комплект необходимого производственного оборудования, в том числе и современного. Прибыль позволяет ИК приобретать станки плазменной резки и контактной сварки. Имеются здесь и полуавтоматы, прессы, полимерная камера, столярные инструменты. Всего - около семидесяти единиц. Ежедневно в две смены в цеху трудится более двухсот человек. Средний возраст рабочих - 35 лет. Все имеют специальное образование. Одни получили его еще до того, как попали в заключение, другие - уже в колонии.
— Сварщиков, токарей, слесарей, сантехников и швейников готовит профтехучилище, расположенное прямо на территории ИК. Так что при желании специальность получить можно, — поясняет начальник цеха Вячеслав Баженов. — А производство позволяет обрести опыт, заработать стаж, получать минимальную зарплату. Часть месячного дохода идет на выплату исков. Заключенные также могут делать покупки в нашем магазине.
— У меня растет сын, поэтому деньги отправляю жене, — говорит молодой сварщик Александр Котельников. — Берусь за любое дело — варю подножки для сеялок, комплекты для сельхозтехники, металлические двери. Стараюсь работать качественно. Для этого есть стимулы: можно получить не только благодарность, но и возможность длительного свидания с семьей.
По словам руководства, изделия, которые выпускают в зоне строгого режима, широко востребованы.
— Например, решетки для комбайнов не только поставляются сельхозпредприятиям региона, но и идут на экспорт, — поясняет Вячеслав Баженов. — А карабины, которые мы делаем в рамках государственного заказа, обеспечивают потребности всех подразделений МЧС России, а также отгружаются в Беларусь и Казахстан.
В этом году колонисты расширили линейку и начали выпускать универсальные зерновые бункеры. С начала года заказчикам их уже отправили более двухсот штук, но судя по всему, спрос на эти изделия будет расти.
— Мы и в перспективе готовы заказывать здесь комплектующие, — отмечает гендиректор омского предприятия агросервиса Владимир Боднар. — Сработано неплохо.
Учреждения ФСИН сотрудничают не только с предприятиями, но и с индивидуальными предпринимателями. В прошлом году было реализовано продукции на сумму более семнадцати миллионов рублей, в этом — свыше десяти миллионов. Всего в местах не столь отдаленных сейчас трудится 3 300 осужденных.
Для того чтобы они были гарантированно обеспечены работой, руководство УФСИН заключило соглашение с Омской торгово-промышленной палатой о содействии в поиске новых партнеров и инвесторов, а также не пропускает ни одной специализированной международной выставки.
— На наших стендах представлены изделия металлообработки, мебель, чугунное и стальное литье, сельхозтехника, швейная продукция, сувенирное холодное оружие, — рассказывает заместитель начальника центра трудовой адаптации осужденных Руслан Зверев. — Перечень из сотни наименований включен в объемный каталог.
Помимо производственных цехов, в "девятке" есть своя пекарня, свинарник, птичник. Это позволяет закрывать внутренние потребности в продуктах питания. Условия для трудовой деятельности созданы и в других учреждениях исправительной системы региона. Осужденные производят натуральные сосиски, колбасу, крупы, макароны, комбикорма, овощи. В колонии № 6 работает крупный птицеводческий комплекс, где выращивают не только кур и гусей, но и перепелок и страусов. А собственное поголовье крупного рогатого скота в колонии-поселении № 13 позволяет полностью обеспечить молоком все подразделения регионального УФСИН.
Есть возможность и для творчества. Например, в рамках подготовки к 300-летию Омска УФСИН совместно с областным министерством культуры осуществляет проект, посвященный творчеству Федора Достоевского, который тоже отбывал наказание в омском остроге. Колонисты уже написали цикл картин по мотивам романа "Записки из мертвого дома".
Стоит сказать, что производственным процессом заняты далеко не все осужденные, а лишь их четвертая часть. При этом содержание каждого арестанта обходится государству в двадцать тысяч рублей в месяц. А потребность в рабочих руках в регионах из года в год растет. Недавно эта проблема стала предметом обсуждения в Государственной Думе. Однако к единому мнению депутаты пока не пришли. Дело в том, что создавать новые цеха на тесной территории существующих колоний проблематично, а строительство специальных промышленных и сельскохозяйственных зон потребует дополнительных капитальных вложений, а также значительного увеличения штата ФСИН. К тому же, согласно существующим законам, заставить работать осужденных нельзя. Делают они это исключительно на добровольной основе.
А как у соседей?
Производственная деятельность широко практикуется и в других регионах СФО. Заключенные Кузбасса шьют одежду и обувь, выращивают пшеницу, выпускают восточные сладости, консервы, пельмени, а также открыли цех по переработке шин и покрышек. За последний год осужденные произвели только продовольственных товаров на 1,3 миллиарда рублей, что на одиннадцать процентов больше, чем годом ранее. А коровы, выращенные за колючей проволокой, даже дают больше молока, чем на воле.
Пенитенциарная система Алтайского края обеспечивает собственной мукой и крупой не только себя, но и исправительные учреждения Республики Алтай и Томской области. А самостоятельно произведенное молоко и растительное масло заключенные разливают в бутылки собственного производства. На фабрике, расположенной в женской исправительной колонии, шьют постельное белье, одежду для осужденных и детей.
Новосибирские колонии поставили на поток производство военной формы, командирских фуражек, меховых шапок, пилоток, погон и галстуков, а также медицинских халатов, подушек и одеял. Здесь же производят мангалы и нарды ручной работы, уличные фонари и огнетушители. Производство приносит порядка 700 миллионов рублей дохода в год, что обеспечивает более чем десятипроцентную рентабельность.
Источник: Российская газета
