Уровень отрасли не соответствует потребностям аграриев

 
 
Девяносто лет тому назад, 1 апреля 1921 года, Совет народных комиссаров принял постановление «О сельскохозяйственном машиностроении». В нем первым пунктом значилось: «Признать сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности». В соответствие с этим в стране быстрыми темпами начало создаваться и развиваться тракторное и сельскохозяйственное машиностроение.
В 1924 г. на заводе «Красный Путиловец» было организовано производство тракторов «Фордзон-Путиловец», и уже в 1925 г. за ворота завода вышло 600 таких машин.
Развитие тракторного и сельскохозяйственного машиностроения требовало организации научно-исследовательских работ. В 1928 г. был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт сельхозмашиностроения (ВИСХОМ), а в 1930 г. - Государственный научно-исследовательский тракторный институт (НАТИ).
В 1931 г. вошли в строй Сталинградский тракторный завод, производивший колесный трактор СТЗ-1 с двигателем мощностью 32,5 л.с., и Харьковский тракторный завод, выпускавший трактор ХТЗ.
В 1932 г. начал работу завод «Ростсельмаш», выпускавший прицепной зерноуборочный комбайн С-1. На заводе «Коммунар» в г. Запорожье было освоено производство комбайнов «Коммунар», с пропускной способностью 2 кг/с хлебной массы.
В 1934 г. Кировский завод в Ленинграде начал выпуск тракторов «Универсал».
К 1941 г. отечественное машиностроение производило 119 конструкций тракторов и сельскохозяйственных машин.
В годы войны, в августе 1942 г., в Рубцовске (Алтай) было освоено производство гусеничного трактора АТЗ-НАТИ. В 1944 г. на этом же заводе был изготовлен получивший впоследствии большую популярность среди механизаторов трактор ДТ-54.
В 1943 г. одновременно с восстановлением разрушенных Сталинградского и Харьковского заводов было начато строительство тракторных заводов в Липецке и Владимире.
В 1945 г. Алтайский, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы выпустили 6,5 тыс.тракторов АСХТЗ-НАТИ, а Владимирский завод произвел 1166 тракторов «Универсал-1».
В 1946 г. завод «Ростсельмаш» освоил производство самоходных зерноуборочных комбайнов СК-3.
В последние годы были не только восстановлены, но и построены новые крупные заводы тракторного и сельскохозяйственного машиностроения в Петрозаводске, Кишиневе, Красноярске, Кировограде, Одессе, Львове, Ташкенте, Фрунзе (Бишкек) и других городах СССР.
В 1968 г. в Советском Союзе было изготовлено больше, чем в США: тракторов – в 1, 9 раза, зерновых комбайнов – в 2,6 , тракторных плугов – в 1,6,тракторных сеялок – в 2,3 раза.
В 70-е и 80-е годы большое количество предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения было реконструировано, построен ряд заводов. Новый импульс развития получил и Чебоксарский, Минский, Липецкий, Владимировский, Челябинский тракторные заводы, «Ростсельмаш», «Гомсельмаш», Красноярский, Таганрогский, Рязанский, Тернопольский комбайновые заводы, Грязинский, Алтайский, Зеленоградский заводы по производству почвообрабатывающих и посевных машин, Люберецкий завод им. Ухтомского, завод им.Фрунзе в г. Фрунзе (Бишкек), Новоград-Волынский завод по производству техники для кормоприготовления, завод «Кургансельмаш» по производству молочного оборудования, моторные заводы в Харькове и Минске и другие предприятия.
Новым этапом развития отечественного сельхозмашиностроения стал переход от выпуска отдельных машин к созданию и производству комплексов – для механизации всех технологических операций.
В 1986 г. было произведено 1587 наименований сельхозмашин, в том числе для растениеводства - 962 наименования, для животноводства - 620. Выпуск тракторов составил 511,6 тыс. ед. (в том числе в России 264,5 тыс. ед.), зерноуборочных комбайнов - 95 тыс., кормоуборочных комбайнов (самоходных и прицепных) - 90 тыс., сеялок тракторных - 198 тыс., культиваторов - 217 тыс., пpecc-подборщиков - 30 тыс., косилок - 100 тыс. ед. (из них 25 тыс. дисковых).
Тракторное исельскохозяйственное машиностроение в СССР стало крупнейшей отраслью машиностроения. Разработкой тракторов и сельхозмашин в стране занималось около 300 научно-исследовательских институтови конструкторских организаций, в том числе НАТИ, ВИСХОМ, ВНИИКОМЖ, головныеспециализированные конструкторские бюро «Ростсельмаша», «Гомсельмаша», Волгоградского, Харьковского и других тракторных заводов, головные специализированные конструкторские бюро ГСКБ) по почвообрабатывающим,посевным, картофелеуборочным,кормоуборочным машинам и по многим другим направлениям сельхозмашиностроения. Только в1975 - 1990 гг. было разработано и поставлено на производство более 300 моделей тракторов и сельхозмашин.
«Гомсельмаш» в 1986 г. освоил производство кормоуборочного комбайна КСК-100, Люберецкий завод – самоходной косилки КПС-5Г.
Минский тракторный завод выпустилпопулярный трактор MT3-80. В 1977 г. впервые в мире на заводе им. Фрунзе освоено производство пресс-подборщика крупногабаритных рулонов ЦРП-1,6, организовано производство широкозахватных культиваторов КПЗ-9,7, сеялок точного высева СПР-6, самоходных рисовых жаток ЖРС-5, машин для внесения удобрений СПТ-10 и многих других машин для различных направлений растениеводства и животноводства.
Распад СССР и приватизация предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения в России привели к катастрофическому сокращению потенциала отрасли. Крупные предприятия–Минский тракторный завод, «Гомсельмаш», Харьковский тракторный завод, завод почвообрабатывающих машин в г. Одессе, завод посевных машин в г. Кировограде, завод кормоуборочных машин в г. Бишкеке и другие остались в странах ближнего зарубежья. Российские предприятия - Тульский комбайновый завод, Таганрогский комбайновый завод, Рязанский комбайновый завод, Красноярский комбайновый завод, Люберецкий завод кормоуборочных машин, Алтайский тракторный завод и ряд других в результате приватизации прекратили свою деятельность. Ликвидированы ведущие научно- исследовательские институты ВИСХОМ, НАТИ, ВНИИКОМЖ и головные специализированные конструкторские бюро (ГСКБ).
Новым собственникам предприятий наиболее целесообразным представлялось сдавать здания в аренду, нежели создавать и производить тракторы и сельхозмашины.В 2011 г. производство тракторов, комбайнов и прицепных сельскохозяйственных машин сократилось более чем в 10 раз по сравнению в 1990 г. Было произведено 18996 тракторов. Из них собственно российскими заводами - только половина. Сборка на территории России тракторов МТЗ составила 12628 ед., ХТЗ – 916ед. Минский тракторный завод поставил в Россию 25331 тракторов, у других производителей по импорту было закуплено 9415ед. Таким образом, из 53500 тракторов, поставленных на российский рынок в 2011 г., на тракторы отечественного производства пришлось 10%.
В том же 2011 г. в России было произведено 6194 зерноуборочных комбайнов, из них на завод «Ростсельмаш» пришлось 3812 машин, Красноярский завод комбайнов сделал 197 комбайнов, сборочное производство комбайнов «Гомсельмаш» на заводе «Брянсксельмаш» выпустило 1255 машин, сборочными производствами комбайнов других зарубежных фирм было изготовлено 574ед., по импорту поставлено 316 машин. Таким образом, комбайны российского производства на отечественном рынке заняли долю в 64%. Не лучше обстояло дело и с прицепной техникой.
Производство картофелеуборочных комбайнов составило 57 штуки, при этом по импорту поставлено 1518 машины, т.е. на российское производство пришлось 4% рынка.
Производство плугов в России составило 3093 ед. (импорт - 9353), культиваторов – 6223 (7293), борон – 4556 (5517), сеялок – 5222 (8639), косилок – 3561(8639), пресс-подборщиков – 1799 (1369). Из приведенных данных следует, что машины отечественного производства (плуги, культиваторы, сеялки, косилки, пресс-подборщики) на российском рынке в 2011 г. занимали 25%, 46, 38, 33 и 57% соответственно. В СССР в тракторном и сельхозмашиностроении работало более 1 млн человек. В РФ сейчас трудится не более 50 тыс.
Можно констатировать, что в настоящее время в России сельскохозяйственного машиностроения, удовлетворяющего потребностям сельского хозяйства, нет.
В результате низкой технической оснащенности сельскохозяйственные работы проводятся несвоевременно, некачественно, их технологии нарушаются, потери сельхозпродукции возрастают.
При отсутствии в России современного тракторного и сельскохозяйственного машиностроения наша страна не способна иметь высокопродуктивное сельское хозяйство и может окончательно потерять продовольственную безопасность.
В связи с этим целесообразно:
1.                Как и 90 лет назад, признать сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности.
2.                Создать государственную корпорацию тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, построив новые заводы.
3.                Привлечь ведущие зарубежные фирмы к строительству заводов по производству тракторов и сельхозмашин с высоким уровнем локализации. Опыт в этом направлении есть. Например, фирма Claas построила завод по производству зерноуборочных комбайнов и тракторов в Краснодаре. Фирма Amazone организовала производство почвообрабатывающих и посевных машин в Самаре.
4.                Организовать совместное производство тракторов и сельскохозяй­ственных машин российскими заводами и зарубежными фирмами.
5.                Сложившаяся в плановой социалистической экономике система орга­низации научно-исследовательских работ в НИИ, а опытно-конструкторских работ— в СКБ в условиях рыночной экономики неприемлема. Исследовательскую, конструкторскую и технологическую работы целесообразно выполнять в рамках одного проекта в одной фирме. Бизнес-проект должен заканчиваться комплектом конструкторской и технологической документации на объект производства (трактор или сельхозмашину) для конкретного завода.
6.                Господдержку в первую очередь необходимо оказывать сельхозпроиз­водителям для приобретения сельхозтехники и госпредприятиям, производящим тракторы и сельхозмашины, для выполнения исследовательско-конструкторских проектов.
 
В.И. Особов, докт. техн. наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ
 
Источник: журнал "Сельскохозяйственные машины и технологии"