🔹

Согласно отчету ряда аналитических и маркетинговых агентств, рынок тракторов в России все еще оправляется от кризиса 2008/09 годов. Его примерные объемы в  2010 г. составили 28,5 тыс. ед., однако уже в 2011 г. рынок увеличился на 62,3% и составил 46,3 тыс. тракторов. При этом объемы внутреннего производства растут намного более скромными темпами в абсолютных величинах. Так, в 2010 г объем производства тракторов вырос на 5,5% по сравнению с уровнем 2009 г. Всего в 2010 г. в России было произведено 7,6 тыс. тракторов, а в 2009 - 7,2 тыс. ед. В 2011 г. объем производства тракторов в России вырос на 92% по сравнению с 2010 г. Всего в 2011 г. в России было произведено 14,7 тыс. тракторов. Таким образом, становится видно, что при росте объема рынка в 18 тыс. единиц тракторной техники, внутреннее производство смогло обеспечить рост объемов производства на 7 тыс. ед. Как раз этот факт мы имели в виду, когда говорили, что в абсолютных величинах рост объема производства является более скромным, нежели рост объема рынка. Однако здесь прослеживается и определенный положительный тренд. Так в 2010 г. рынок формировался на 33% за счет отечественного производителя, и на 66% – за счет поставок импортной техники. В 2011 г. баланс несколько изменился – и российские компании сумели отвоевать себе дополнительные 5% рынка – теперь баланс составляет 38% на 62%.

 

По мнению экспертов, парк сельскохозяйственной техники в России сегодня является сильно устаревшим: 60-70% изношено физически. В перспективе это создает неплохие возможности развития спроса и постепенно обновления технологической базы. На основе этого возможен рост спроса на различные типы сельхозоборудования. Вместе с тем индустрия производства тракторов в России еще не скоро восстановится от спада 2007/2008 годов. Согласно ряду аналитических отчетов только к 2015-2016 гг. прогнозируется выход российского рынка сельхозтехники на докризисные объёмы. По расчетам аналитиков, в 2013 г. объем рынка тракторов составит 59,2 тыс. ед. – рост на 18% в сравнении с показателем 2011 г. При этом структура не изменится. Тракторы сельхозназначения составляют и будут составлять в ближайшие годы около 75% от общего объема российского рынка.

Объем импорта в несколько десятков раз превышает объем экспорта. Так, в 2011 г. импорт приблизительно составил 11 тыс. (трактора, произведенные иностранными компаниями), в то время как экспорт в течение нескольких последних лет не превышает 500 ед. Объем импорта тракторов в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 г. на 48,9% в количественном выражении и на 49,1% в стоимостном. Экспорт в 2010 г. – 600 тракторов общей стоимостью $21,1 млн. В 2011 г. было вывезено 250 ед. на сумму $8,6 млн. За январь–март 2012 г. было экспортировано 40 сельхозтракторов на общую сумму около $2 млн, что на четверть меньше, чем в предыдущем году. На протяжении данного периода поставки тракторов осуществлялись в 8 стран мира. При этом на долю покупателей из Кубы приходится 77% от общего объема экспорта. Ведущими торговыми партнерами стали Узбекистан, Украина и Литва. Всего – 11 зарубежных фирм-импортеров, среди которых лидером стала кубинская  компания Transimport.

 

Структура импорта тракторов

 

В качестве основных экспортеров в 2010-2011 гг. выступали страны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского региона, в том числе фирмы США, Канады, Германии, Великобритании, Финляндии и др. В числе основных производителей были такие ведущие фирмы, как Case, Challenger, New Holland, John Deere, AGCO, Claas, Buhler, Valtra, Same Deutz-Fahr, JCВ и др. Наибольшее число тракторов поставляли ведущие фирмы США и Германии, их общие объемы поставок составляли соответственно 659 и 29 ед.

 

Что касается подержанных импортных тракторов, то они пользуются большим спросом у небольших крестьянских хозяйств, привлекая аграриев выгодным соотношением «цена–качество». По сравнению с отечественными тракторами, которые дешевле, проще ремонтировать и к которым легче найти запчасти, надежность и экономичность иностранных тракторов, особенно двигателей, в несколько раз выше, их погектарный расход топлива почти на 30% ниже, чем у российских машин. Таким образом, конкуренция между импортными и российскими тракторами выражается в предоставлении конечному потребителю различных преимуществ. Согласно информации Росагромаша, в 2010 г. структура импорта тракторов производителей Дальнего зарубежья в Россию выглядела примерно следующим образом.

 

Cтруктура импорта тракторов производителей Дальнего зарубежья в Россию

 

Фирма-импортер

Марка трактора

Мощность, л.с.

Тяговый класс

Ходовая система

Buhler

Versatile 535

535

8

4х4б'

Case International

210 Puma

214

3

4х

MX 310

309

5

4х

MX 335

335

5

4х

Сlaas

Arion 640

150

3

4х

Xerion 3300

305

5

4х

Challenger

МТ 685

340

5

4х

МТ 545

145

3

4х

МТ 855

460

7

Гусеничная

МТ 865

510

8

Гусеничная

МТ 765С

325

5

Гусеничная

МТ 965С

517

8

Гусеничная

Deutz-Fahr

Agrotron 150

150

2

4х

John Deere

6630

124

2

4х

6930

150

2…3

4х

7930

215

3

4х

8430

295

4

4х

8295R

295

4

4х

JCB

Fastrac 3230

223

3

4х4б’

New Holland

Т 4040

88

1,4

4х

Т 4050

97

1,4

4х

Т 6050

126

2

4х

Т 8050

325

5

4х

Т 9040

435

7

4х4б'

Т 9050

485

8

4х4б'

Т 9060

535

8

4х4б'

Valtra

Т 121Н

133

2…3

4х

Т 141Н

150

2

4х

 



В 2012 г. ситуация по структуре импорта в целом не изменилась. Однако в приведенной выше статистике отражены главным образом западные компании. В то же время среди стран – производителей ввозимых в Россию тракторов, последние несколько лет лидирует Китай. В 1 квартале 2012 г. 57% тракторов, поступивших в нашу страну, произведены именно там. На втором месте – тракторы японского производства: доля их в импорте – 15%. Замыкает тройку лидеров с 10% рынок Украины. И лишь далее следуют Германия, США, Франция. Тракторы колесные составляют 98% всех импортных тракторов, гусеничные тракторы – всего около 2%. Наиболее популярны у российских потребителей тракторы двух китайских марок – Xingtai и Shifeng. Украинский ХТЗ расположился на третьем месте. Еще один представитель КНР – Weituo – закрепился на четвертой строчке рейтинга. Пятерку лучших замыкает американский бренд Challenger.

 

Большая часть импорта тракторов для сельского хозяйства в 1 квартале текущего года представлена техникой с мощностью двигателя до 25 л.с. Основу импорта тракторов данной категории составляют три китайских бренда Xingtai, Shifeng, Weituo. На втором месте по востребованности у российских потребителей – импортные тракторы с двигателями мощностью от 100 л.с. Лидером среди брендов в данной категории стал украинский ХТЗ. Далее следуют американские представители – Challenger (22%) и John Deere (12%). Среди тракторов с двигателями мощностью от 25 до 50 л.с. опять лидируют китайские бренды – Weituo (20%), Shiefeng (18%), Foton (14%). Интересно было бы проанализировать структуру импорта тракторов по интересам – какие производители какую технику приобретают. Официальной статистики нет, однако по приблизительным экспертным подсчетам 84% маломощных тракторов (до 50 л.с.) приобретают малые хозяйства, в то время как более 100 л.с. в 78% случаев приходится на крупных производителей.

 

Внутреннее производство

 

Мы уже частично коснулись в начале этой статьи той темы, что производство тракторов в России достаточно серьезно пострадало в результате мирового финансового кризиса 2008 года. Это достаточно четко видно на показателях производства. Так, производство тракторов для сельского хозяйства, по данным «АСМ-Холдинг», в 2008 г. составило 12 300 ед., а уже в 2009-м объемы выпуска, упав более чем вдвое, снизились до 6091 ед. В 2010 г. российские производители немного увеличили выпуск – с конвейеров сошли до 7566 тракторов. Год 2011-й стал рекордным за последние 5 лет – российские предприятия произвели 14 646 ед. По итогам первых 3 мес. текущего года объем выпуска тракторов для аграриев вырос на 17% по отношению к 1 кварталу 2011 года, составив 4133 ед. В целом аналитики прогнозируют, что при наличии наиболее благоприятного расклада рынок производство тракторной техники в России в этом году может достичь  18500 ед. При этом спрос будет расти еще быстрее, в связи с чем мы также станем свидетелями роста импортных поставок.

 

Среди российских производителей лидирующую позицию по итогам 1 квартала 2012 г. занимает Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ, выпустивший 994 трактора. Однако по отношению к январю–марту 2011 г. предприятие сократило выпуск. Годом раньше за тот же период компания собрала 1434 трактора. На втором месте – ОАО «ПО «ЕлАЗ», увеличившее объем выпуска на 59%, с 366 до 583 ед. Оба предприятия занимаются сборкой тракторов Минского тракторного завода. Замыкает тройку лидеров ОАО «Смолспецтех», с конвейера которого в 1 квартала 2012 г. сошло 517 тракторов.

 

Источник: agroru.com

Оригинал статьи на AgroXXI.ru