За один день уничтожить сельскохозяйственных вредителей на площади в 10 000 Га? Провести раннюю подкормку озимых, когда колесная техника еще вязнет в сыром весеннем грунте? Осуществить своевременную десикацию посевов на 15 000 Га? Такое под силу только сельскохозяйственным самолетам

Тысячи агросамолетов, а правильнее – самолетов для авиационно-химических работ, трудятся над полями многих стран мира. Ранее в России трудились около 4 000 сельскохозяйственных самолетов (типа «Ан-2сх») и вертолетов (типа «Ми-2сх», «Ка-26»), но теперь, по данным Департамента растениеводства Минсельхоза России, легально работают 238 летательных аппаратов, производящих авиахимические работы.

Для удержания передовых позиций России на мировом рынке, которые она занимает в последние годы, в частности по экспорту зерна, требуется использование высокотехнологичных инструментов, которые позволят эффективно обрабатывать большие посевные площади.

Так ли эффективен сельскохозяйственный самолет?

Звено самолетов типа «Ан-2сх» за 3 летных дня может обработать до 10 000 Га посевов. Весной, когда из-за распутицы наземной технике не войти в поля на раннюю подкормку озимых, только сельскохозяйственный самолет способен внести необходимые удобрения. По этой же причине осенью провести своевременную десикацию (прим. – «десикация» - предуборочное подсушивание растений для ускорения созревания и облегчения уборки урожая) удастся только с воздуха.

Технологическая колея, которая неизбежна при работе колесной техники, губит до 10% урожая, самолет же ее не оставляет, а спутниковая навигация позволяет проводить обработку полей с практически ювелирной точностью.

Показатели эффективности обработки посевов сельхозавиацией и наземной техникой

сельхозавиация

Стоимость услуг агроавиации

На практике, авиаобработка ровно в 2 раза дешевле, нежели применение колесной техники. Сертифицированные на авиахимработы компании в среднем по стране берут за разовую обработку 1 Га 350-400 рублей.

А сколько затратит фермер на обработку 1 Га своих полей трактором? Солярового топлива уйдет от 8 до 12 литров, в зависимости от типа трактора, а это уже 350-500 рублей. Трактористу и прицепщику еще минимум 50 рублей за гектар. Амортизация, накладные расходы, транспортный налог, … Получается, что заказать обработку поля сельхозсамолетом выгоднее.

И главное преимущество – скорость. Даже один старенький «кукурузник» (самолет типа «Ан-2сх»), может за один летный день (прим. «летный день» - все светлое время суток) обработать до 1200 Га. Для обработки этих же объемов за один день наземной техникой потребуется 20-40 единиц, в зависимости от их современности, а значит и стоимости.

Кто работает на «авиахимии»?

Сегодня в России всего около 30 авиакомпаний сертифицированы на проведение авиационно-химических работ. Они добросовестно тратят средства на поддержание уровня безопасности полетов, обучение пилотов, продление летной годности воздушных судов, уплату налогов.
Но там, где есть выгода, всегда появляются предприниматели, стремящиеся получить эту самую выгоду по максимуму, в том числе незаконно.

В дополнение к 238 сельхозсамолетам, которые легально обрабатывают российские поля, в небе летают сотни так называемых в авиационном сообществе «чернофлажников» (прим. – «чернофлажник» - предприниматель от авиации, незаконно оказывающий услуги потребителям). Прорехи в действующем законодательстве позволяют пилотам-самоучкам покупать подержанные самолеты и мотодельтопланы, приспосабливать их для разбрызгивания жидкостей, загружать ядохимикатами и совершенно бесконтрольно возить их над нашими головами, обрабатывать поля и зарабатывать «черный нал». Стоимость их «услуг», конечно же, ниже, чем у сертифицированных на такие работы авиакомпаний, но значительно выше и опасность авиакатастроф, и вероятность того, что на поле фермеру выльют химикаты, которые в малом количестве – польза, а в большом – яд.

Положение дел в агроавиации современной России

Ситуация парадоксальная – во всем мире аграрная авиация – мощное средство интенсификации растениеводства, средство для экономического рывка, но в нашей стране эта отрасль практически брошена на произвол судьбы. Единственная организация в стране, озадачившаяся вопросами сохранения и развития сельскохозяйственной авиации – Фонд содействия развитию сельского хозяйства. Эта российская некоммерческая организация с 2012 г. занимается вопросами создания инновационных инструментов развития аграрного сектора экономики страны.

Первыми шагами в деле развития сельхозавиации стали создание Ассоциации сельскохозяйственной авиации (АСА) и проведение в мае 2018 г. в Москве 1-ой Всероссийской конференции по развитию сельскохозяйственной авиации, участие в которой приняли: член Совета Федерации РФ Сергей Митин, Директор департамента растениеводства Минсельхоза России Петр Чекмарев, представители Росавиации, Генеральной Прокуратуры РФ, Министерства Обороны РФ, директора действующих авиакомпаний и эксперты.

На конференции сенатор Сергей Митин отметил: «Как сказал Президент нашей страны В. Путин - России необходим экономический рывок. Очевидно, что с учетом мирового опыта, да и опыта нашей страны, сельскохозяйственная авиация может поднять урожайность наших полей. Если за счет интенсификации растениеводства посредством использования агросамолетов будет рост урожая на 3,5-4%, то, например, к 100 млн. тонн мы дополнительно получим еще 3,5-4 млн. тонн, а это миллиарды рублей, так необходимые российской экономике. Конечно, мы в Совете Федерации внимательно изучим этот вопрос и поможем развитию аграрной авиации в нашей стране».

В ходе оживленной дискуссии и последующей работы Фонда с экспертами появился программный документ, так называемая «дорожная карта», по решению проблем в сельхозавиации, которая легла на стол вице-премьеру Правительства РФ А. Гордееву.

Отношение фермеров к «крылатым тракторам»

Старшее поколение сельхозтоваропроизводителей прекрасно знает возможности «летающих тракторов», помноженные на возможности современных технологий, и используют авиацию, поскольку эффективная и своевременная воздушно-капельная обработка позволяет увеличить урожайность на десятки процентов. Агросамолет незаменим в «борьбе за урожай».

Молодое же поколение аграриев и даже начинающие агрономы зачастую, к сожалению, не имеют никакого представления о возможностях сельхозавиации. Во многих аграрных ВУЗах лишь поверхностно знакомят с этим инструментом агропроизводства, а в некоторых и вовсе забывают о нем рассказать. Из программ авиационных учебных заведений дисциплину «применение авиации в народном хозяйстве» давно исключили.

Выводы. Конечно, самолет не может вспахать поле или убрать урожай, а потому не заменит трактор в полной мере. Но сельхозтоваропроизводители, умеющие считать свои деньги, пользуются услугами агроавиации в вопросах молниеносной борьбы с вредителями, проведения своевременной десикации, аэросева и внесения удобрений. Потребуется кропотливая работа законодателей, органов исполнительной власти и профессионалов отрасли, чтобы в полной мере возродить авиацию сельскохозяйственного назначения и сделать ее доступной и безопасной для потребителей.

(Автор: Клим Николаевич Галиуллин).