«Сельхозмашиностроителей ждут перемены» - под таким заголовком опубликована статья на сайте Союза «Атамекен»

Ее автор попытался проанализировать итоги прошедшего в середине апреля в Астане Форума машиностроителей, в той его части, которая касалась проблем сельхозмашиностроения в Казахстане и за его пределами.

Как уже писало ИА "Казах-Зерно", впервые за все годы независимости состоялся отдельный, специальный, масштабный Форум машиностроителей, с приглашением гостей из Беларуси, Украины, России, всего - порядка 700 участников. В первый день работа Форума проходила по отраслевым секциям. Во второй день прошло пленарное заседание с участием главы правительства Казахстана Серика Ахметова. На нем были подняты все насущные вопросы в области отечественного сельхозмашиностроения.

«Участники Форума пытались приспособиться работать в новых реалиях совместной жизни - в рамках ЕЭП. Но не просто было состыковать протекционистские интересы и желание получения выгод от  производственной кооперации, совместного продвижения сбыта. Поэтому предложение по созданию Координационного совета по развитию машиностроения трех стран участниками Форума было встречено не то чтобы ликованием, но философски», - говорится в статье.

Также желали координации деятельности в целом сельхозмашиностроители Казахстана. В выступлениях на «круглом столе», посвященном производству сельхозтехники, явно или подтекстом говорилось об ожидании планирования. Специфика отрасли сельхозмашиностроения в частности, и машиностроения в целом, несомненно, требует среднесрочной предсказуемости и согласованного действия всех составляющих частей - от конструирования до продаж. Но оказалось, что на сегодняшний день сами игроки рынка мало знают о потенциале друг друга. Например, некоторые  участники впервые услышали о существовании конструкторского бюро сельхозмашиностроения, о наработках НИИ механизации и электрификации, о возможностях сертификационных испытаний на площадке  «Агромашхолдинга».

На повестке дня официально не стояло обсуждение недавних изменений, касающихся повышения импортной пошлины на 27,5% на зерноуборочные комбайны и модули, а также отказа ЕЭК в предоставлении Казахстану квоты на их ввоз. Между тем, дискуссии, так или иначе, сворачивали на тему конкурентоспособности, эффективности производства и сбыта.

«Хотелось бы, чтобы машиностроители Казахстана знали чего и сколько производить», - высказал пожелание директор ТОО «КБ сельхозмашиностроения» Айбек Кажкенов.

Согласие с ним выразили и другие участники «круглого стола», предлагавшие учредить какой-то центр, который бы координировал выпуск продукции, обеспечивал гарантированный заказ. Поскольку выпуск и сбыт каких-либо узлов, агрегатов, одним производителем тут же подхватывается другими, и в результате возникает перепроизводство на очень узком внутреннем рынке.

Однако вице-министр МСХ Муслим Умирьяев отметил, что такое модерирование - привилегия плановой экономики. Кроме того, промышленная политика - это сфера влияния другого уполномоченного органа - МИНТ, а Минсельхоз защищает интересы сельхозпроизводителей, для которых снижение цен при перепроизводстве только благо. Но были заявления, которые касались и сельхозведомства. В частности, директор ТОО «ДонМар», производящего известные жатки, Дон Уолис посетовал на то, что их продукции «КазАгроФинанс» уделяет недостаточно внимания.

«Сельхозтоваропроизводители с нами заключают договора на поставку техники, но «КазАгроФинанс» не заключает с нами договора», - сказал он.

Между тем, Дон Уолис сообщил, что он разработал сеялку для нулевых технологий, которая станет серьезным конкурентом комплексам известных мировых брендов.

«Техника, которую вы импортируете, на 50% дороже, как если б ее производили здесь», - напомнил Дон Уолис, поддержав обсуждение темы локализации производства.

Но, как отмечает автор, импортные производители не торопились размещать сборочное производство в Казахстане из соображений коммерческих и кадрово-организационных. В частности, как отметил проектный менеджер ТОО «Евразия Групп» Тилек Бекбасаров, компании «John Deere» и  «Евразия Групп» уже больше двух лет «вовлечены в поиски возможностей организации сборочного производства в РК зерноуборочных комбайнов, посевной и почвеннообрабатывающей техники». При этом, предполагается интеграция с заводом «John Deere» в Оренбурге, а о размере локализации пока не сообщается.

«В Казахстане очень тяжело обеспечивать локализацию, потому что маленький спрос. Наш завод рассчитан на 3 тыс. тракторов, а выпускаем 1300. Мы можем покупать диски, аккумуляторы, резину, но нет такого производства. Вот собирая автобусы корейской комплектации, кузов варим здесь, и получается 33% казсодержания. Производим термобудки, сейчас приступили к выпуску трехтонных грузовиков для фермеров. Хорошо, что нас поддерживает Минсельхоз, иначе было бы трудно. Кстати, в Корее часто выбирают отечественную продукцию из патриотизма. Но, конечно, надо работать над технологиями. Вот, говорят, отверточная сборка, вроде как очень просто. На самом деле это сложно, например, на трактор идет 580 комплектов, и собрать надо качественно», - рассказал генеральный директор ТОО «СемАЗ» Асемкан Дускужанов.

Возможно увеличение сборочных производств мировых брендов в Казахстане. По мнению Председателя Совета Директоров АО «Агромашхолдинг» Дин Кима, лидеры сельхозмашиностроения вынуждены будут корректировать стратегию конкурентной борьбы.

«У них два варианта: или сохранить окончательную цену и потерять в марже, либо, чтобы сохранить свою маржу, придется открывать сборочные  предприятия с минимальной локализацией», - убежден Дин Ким.

Он также отметил, что у зарубежных компаний несколько иная стратегия бизнеса, при которой основную прибыль получают от сервисного обслуживания, от продажи запасных частей. «CLAAS» и «John Deere» имеют сборочные производства в России, производя вместе порядка 2,5 тыс. комбайнов. Потребность же Казахстана в этой технике - около 900 машин. Поэтому сборочное производство может быть рентабельно в кооперации с другими странами ЕЭП.

По итогам заседания было принято решение вынести на рассмотрение Правительства предложение о создании коллегиального органа, который будет способствовать состыковке программ Минсельхоза, МИНТ и соответствующего финансового обеспечения.

«Этот новый орган, который мы хотим создать, должен отмониторить всех производителей, все институты, которые существуют, чтоб взять самое лучшее. То чего у них нет, мы возьмем у зарубежных производителей. И тогда удастся сделать программную работу, направленную на развитие АПК  и сельхозмашиностроения не по отдельности, а параллельно. Это взаимосвязанные вещи, которые друг без друга невозможны», - пояснил Дин Ким.

Вместе с тем, кажется без тревог и сомнений россияне намереваются разместить в Петропавловске полноценный завод, со всеми технологическими переделами, по выпуску комбайнов 3-4 классов. На брифинге, состоявшемся в рамках Форума, после подписания меморандума, подписанты вкратце обрисовали ситуацию. Меморандум, посвященный сотрудничеству по реализации инвестиционного проекта по производству комбайнов и тракторов, подписали представители МИНТ, Акимата СКО, АО «НК «Казахстан инжиниринг» и, с российской стороны, ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы».

Новость на Казах-зерно:«В Красноярске в связи с градостроительной концепцией завод по производству комбайнов «Енисей» закрывают. Это тяжелый момент. Оставить сельское хозяйство без этих машин мы не могли и стали решать, где разместить производство. С учетом очень грамотной политики развития новых производств, поддержки машиностроения в Казахстане, было принято решение о создании полноценного производства со всеми технологическими  переделами, с передачей технологий, в Петропавловске», - сообщила вице-президент ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы» Наталья Партасова на брифинге по случаю подписания меморандума. По ее словам Петропавловск был выбран в связи с тем, что по ГПФИИР он должен стать центром сельхозмашиностроения.

Довольно рискованно строить целый новый завод по выпуску комбайнов «Енисей», которые многие аграрии называют анахронизмом. Для отечественных «кулибиных», которые подручными средствами могут отремонтировать комбайн с минимумом электроники, вполне хватало производства «Енисеев» на кустанайском заводе. Кроме того, невысокая цена машины уже перестает быть решающим фактором. Крестьяне все больше интересуются китайской техникой, которая еще дешевле, либо копят на канадских, американских, европейских красавцев.

Вице-министр МИНТ Альберт Рау сообщил, что имея технологическую базу, квалифицированные кадры, желание бизнеса, можно будет варьировать ассортимент.

«МИИНТ профинансировал создание тяжелой буровой установки. В принципе мы можем профинансировать и разработку новой модели комбайнов. Было бы на базе чего», - пояснил Альберт Рау.