🔹

"Окинем землю взглядом с неба: там - голые участки, здесь - голубая гладь рек и озёр; пушистое одеяло - леса, более лёгкое - саванны и совсем тонкая вуаль - степи. А земли, занятые множеством культур, напоминают костюм Арлекина..."


Эта цитата из книги французского фотожурналиста Яна Артюс-Бертрана "Земля, увиденная с неба", поможет всем вместе задуматься над тем, что мы завещаем будущим поколениям.

Нужны защитные механизмы

"На всём этом пространстве не замечаешь ни одного трактора или крупной сельскохозяйственной машины. Большая часть населяющих землю крестьян работает примитивными ручными орудиями, а то и вовсе голыми руками. Трудно представить себе, что с таким бедным оснащением можно веками обрабатывать землю, без конца моделируя окружающие пейзажи и возделывая их с такой любовью и изяществом".

Так пишут в своей статье "Цена нашего будущего - цена сельского хозяйства" профессор, руководитель семинара по политэкономии в области сельского хозяйства и производства Национального агрономического института Париж - Гриньон, Франция, Лоранс Рудар и Марсель Мазуайе.

Анализируя современное состояние сельского хозяйства в мировом масштабе, они делают прогноз на будущее. По их оценке, в начале 21 века на всё активное сельскохозяйственное население численностью 1 миллиард 300 миллионов человек приходится всего 28 миллионов тракторов, то есть 2 трактора на 100 человек, работающих в полях. Экипированные настоящей техникой сельхозпроизводители составляют ничтожное меньшинство. 400-500 миллионов человек вооружены гораздо скромнее - соха, плуг, повозка, тягловые животные. Около 800-900 миллионов человек не имеют и такого инвентаря.

Экономические последствия такого положения дел весьма печальны. Для подавляющего большинства крестьянства всего мира международные цены на основные продукты питания слишком низкие, они не дают возможности жить за счёт своего труда, обновлять технику и инвентарь. В условиях снижения транспортных издержек и растущей либерализации экспорта-импорта сельхозпродукции мировые цены имеют тенденцию к утверждению во всех странах. Это блокирует развитие производства аграрной продукции во многих странах, способствует разорению крестьян и их исходу из родных мест, провоцирует безработицу и снижение заработной платы.

Яркий пример тому произошёл в Европе, буквально у нас на глазах. Разорение сельского хозяйства Болгарии и Венгрии в результате экспорта на европейский рынок дешёвой продукции из Греции, которая получала дотации из Евросоюза. Дотации закончились, и в Греции разразился масштабный кризис.

Анализируя мировые тенденции развития сельского хозяйства, кроме энерговооружённости необходимо учитывать ещё немаловажные факторы: плодородие и разные климатические условия. На худших землях и в более суровых климатических условиях ниже продуктивность и меньше доходов, которых зачастую не хватает даже для простого воспроизводства.

Развитые страны учитывают и то, и другое. Они выстраивают защитные механизмы своих агропродовольственных рынков от притока дешёвого импорта и регулируют внутренний рынок, сохраняя интерес сельскохозяйственного производства на менее плодородной земле и в более суровых климатических условиях, что способствует сохранению сельского населения и обеспечивает им собственную продовольственную безопасность. К примеру, Фонд поддержки сельского хозяйства Евросоюза составляет 40 миллиардов евро в год, в США на поддержку сельского хозяйства расходуется более 100 миллиардов долларов.

В период перехода от плановой экономики к рыночной Россию можно было отнести к числу стран с наиболее высокой энерговооружённостью в области сельскохозяйственного производства. Однако не были приняты достаточные меры для защиты от вышеназванных общемировых тенденций.

Учёные Россельхозакадемии, Минсельхоза и Минпромторга России в "Стратегии машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года" констатируют масштабное сокращение выпуска продукции сельскохозяйственного машиностроения. Состояние машинно-тракторного парка является главным сдерживающим фактором технологической модернизации отрасли - к уровню 1990 года он уменьшился более чем наполовину.

За этот период отечественные предприятия сельскохозяйственного машиностроения сократили выпуск тракторов в 19,5 раза, зерноуборочных комбайнов - в 9,5, кормоуборочных комбайнов - в 14 раз. Заводы выпускают в основном морально устаревшую технику, разработанную ещё 30-40 лет назад. А ведь техника имеет первостепенное значение в повышении производительности труда, снижении себестоимости продукции и вообще в увеличении производства продуктов питания.

Мировые тенденции пагубно отразились на состоянии нашего российского сельского хозяйства. К ним ещё добавились негативные факторы наших собственных действий. Достаточно вспомнить беспошлинный ввоз спирта "Рояль", беспрепятственный импорт низкокачественных дешёвых продуктов типа "ножек Буша" или заявлений: "Фермеры накормят страну", и массовое разорение крупных хозяйств. Сказались и монополизация молочного рынка, и продвижение фальсификата молочных продуктов на основе разрешённого импорта растительных жиров (пальмовое масло) и других вредных добавок, наводнение овощного рынка дешёвыми некачественными овощами, самоустранение государственных органов от контроля за созданием условий идеальной конкуренции, в том числе на рынке рекламы.

"...Необходимо остановить международную войну цен на продукты крестьянского труда. Нужно положить конец либерализации международной торговли сельскохозяйственной продукцией, имеющей тенденцию снижать цены до уровня, диктуемого экспортёрами излишков",- констатируют Лоранс Рудар и Марсель Мазуайе. Для нас это означает: надо защитить российский агропродовольственный рынок, включить необходимые механизмы его регулирования.

Достигли критической черты

В сентябре текущего года в Адлере при поддержке министерства сельского хозяйства РФ состоялась ежегодная научно-практическая конференция "Новые технологии и оборудование - основа успеха работы молочной промышленности в условиях ВТО". Ведущие учёные отраслевых НИИ, специалисты молочной промышленности отечественных и зарубежных фирм обсудили перспективы развития молочной отрасли России в условиях вступления в ВТО, стратегию продовольственной безопасности для обеспечения конкурентоспособности производимых молочных продуктов.

Директор Всероссийского НИИ маслоделия и сыроделия Российской академии сельскохозяйственных наук доктор биологических наук, профессор, академик РАСХН Юрий Яковлевич Свириденко привёл аналитические данные, характеризующие производство молока в РФ в начале реформ - в 1990 году и в канун вступления в ВТО - в 2011 году.

В целом за годы реформ объём молока, поступающего на промышленную переработку, снизился почти в 3 раза: с 42,3 миллиона тонн в 1990 году до 14,4 миллиона тонн в 2011 году. От сокращения молочного стада и падения производства молока пострадали в первую очередь производители масла и сыра. Большинство оставшихся перерабатывающих предприятий, по данным Росстата, используют производственные мощности лишь на 35-40 процентов.

Маслодельная отрасль, являющаяся наиболее ресурсоёмкой, лишившись государственной поддержки, с начала реформ снизила производство почти в 4 раза. Объём производства сливочного масла из коровьего молока с 838 тысяч тонн в 1990 году упал к 2011 году до 218 тысяч тонн. В результате сложившейся в маслоделии ситуации Россия превратилась из абсолютного лидера по производству масла в крупнейшего импортёра этого продукта. Импорт масла в 2001 год составлял 104 тысячи тонн. Именно эти обстоятельства и стали главной причиной бурного развития производства спредов - 153 тысячи тонн в 2011 году. Потребление масла при норме 6,4 килограмма в год составило в 2011 году за счёт собственного производства 1,6 килограмма, а с учётом импорта - 2,5 килограмма.

В РФ ежегодно завозится продовольствия на 35-37 миллиардов долларов. Это - удавка импорта на шее страны, потерявшей продовольственную безопасность. И эта удавка затянута туго. Вслед за снижением реальных доходов населения сокращается и потребление продуктов питания. Дефицит белка в питании россиян составил 35-40 процентов. Калорийность питания, определяющая состояние здоровья и работоспособность человека, снизилась до 2 200 килокалорий в сутки.

Обеспеченность витаминами, определяющими иммунитет к болезням, сократилась до 50 процентов от нормы. В этих социально-экономических условиях естественной реакцией населения стало снижение рождаемости. Мы уже отстаём от Африки, где в среднем потребляется 2 300 килокалорий. В США и ЕС уровень калорийности питания составляет 3 500-3 600 килокалорий. По классификации Всемирной продовольственной организации (ФАО), питание на уровне 2 150 калорий характеризует условия постоянного недоедания. Нормальным же уровнем для человека является 2 600 калорий, то есть население РФ не обеспечено нормальным уровнем питания.

В современном российском селе аграрное производство перестало быть главным источником занятости. Если в начале 1990-х годов в сельском хозяйстве было занято более половины всего трудоспособного сельского населения, то в течение десятилетия эта доля постоянно снижалась, а перепись населения 2002 года показала, что аграрный сектор является основным местом работы только для трети занятого населения. Так, в 1999 году в экономике было занято около 18 миллионов сельских жителей, из которых около 10 миллионов - в сельском хозяйстве, в 2002 году занятость сократилась до почти 13 миллионов человек, из которых в сельском хозяйстве работало чуть более 4 миллионов.

Проблема сельской бедности в России осознаётся обществом как критическая точка национального развития. В то же время общепризнанной стратегии её решения пока не выработано. С моей точки зрения, это решение лежит в рамках стратегии роста доходов сельского населения от аграрной занятости. Предполагает рост спроса на агропродовольственные товары темпами, опережающими рост производительности труда в аграрном секторе. Это возможно только посредством аграрного протекционизма, защиты внутреннего рынка от импортной продукции и максимального продвижения собственной продукции на мировые рынки, а также поддержания трудоинтенсивных технологий в сельском хозяйстве.

После более чем 20-летнего периода осуществления экономических реформ в нашей стране со всей очевидностью стало ясно, что формирование цивилизованного рынка без государственного регулирования невозможно. Однако до сих пор основное внимание уделяется лишь таким показателям, как темпы роста ВВП, доходам, налогам, уровню цен, санэпидемиологической безопасности и другим показателям, которые чаще всего находятся, условно говоря, на поверхности, на высшем уровне управления. Очень мало уделяется внимания качеству продукции, социально-общественной значимости товаров и услуг, публичной информации о них, добросовестности рекламы и так далее.

На мой взгляд, одна из главных задач государственного регулирования - создание необходимых условий для идеальной конкуренции, которая должна быть в цивилизованном рынке, по крайней мере, максимальное приближение к ней.

Напомню, чем она характеризуется. Первое - наличие большого числа поставщиков идентичных продуктов, второе - наличие большого числа покупателей таких продуктов, третье - низкие барьеры для выхода на рынок, четвёртое - идеальная, я бы сказал, честная информация.

Как вы понимаете, ни одно из перечисленных условий на агропродовольственном рынке не создано. К чему это привело, вы хорошо знаете. 40 процентов молочного рынка России приходятся на двух производителей: французский "Данон" и американский "Вимм-Билль-Данн". Россия занимает первое место в мире по фальсификату молочной продукции. На грани исчезновения технологии производства натуральных, традиционных национальных продуктов, таких как масло сливочное коровье, кефир, творог, сливки, мороженое и так далее.

Ставка на полезные продукты

В Красноярском крае практически потеряна такая отрасль, как овощеводство, огромный урон нанесён животноводству. При таком положении на агропродовольственном рынке никакие бюджетные вливания в производство не помогут. Мир упёрся, лозунги "Больше, дешевле, главное - накормить народ" - больше не работают. Раковые заболевания, аллергия, побочные явления преобладают от применения различного рода заменителей, добавок, средств химизации, интенсивного ведения сельского хозяйства.

На этом фоне на Западе последние 25 лет наиболее динамично развивается рынок органического сельского хозяйства. Последние 20 лет он растёт в среднем на 25 процентов. К 2020 году ёмкость мирового рынка органической продукции составит 200 миллиардов долларов.

Необходимо принять комплексные меры по созданию условий для нормальной конкуренции. Первое, с чего надо начать,- с правдивой информации о продукции. Покупатели должны знать правду, а торговля должна отвечать за это.

Мы в этом направлении пошли своим путём. Учли опыт сегодняшнего дня и опыт советской торговли. Чтобы была возможность выйти на прямое общение с покупателем, начали создавать собственную торговую сеть "Лавка "Полезные продукты".

В чём опыт сегодняшнего дня? В том, что существенная доля товарооборота осуществляется через федеральные и региональные торговые сети. С точки зрения получения максимальной экономической эффективности, наверное, это правильно. Даже довольно логично выглядит утверждение менеджеров сетей о том, что торговые сети создают равные условия для всех товаров на полке супермаркета. Производители должны сами продвигать свой товар, а задача сети - предоставить полку.

На практике такой подход привёл к нарушению сразу трёх условий идеальной конкуренции. На полках появилась продукция низкого качества, с низкой себестоимостью, реализация которой даёт сверхприбыль, сверхприбыль позволяет формировать избыточный рекламный бюджет, что, в свою очередь, позволяет довольно успешно "промывать мозги" и формировать потребление, необходимое недобросовестным производителям.

В результате молока продаётся в крае в разы больше, чем его производится, а сливочного масла - в десятки раз, причём основная доля - фальсификат. В этих условиях ни один местный производитель, выпускающий качественную продукцию из натурального сырья, конкурировать не сможет, и никакие бюджетные вливания ему не помогут. Производитель должен быть полноправным участником рынка! Без общественного, государственного вмешательства обеспечить это невозможно.

Для формирования добросовестной конкуренции продукции на красноярском краевом рынке, для решения этой проблемы нам пригодился "советский опыт" специализированных магазинов по месту жительства. Мы его немного усовершенствовали, к основному продукту добавили качественную продукцию других местных производителей, автоматизировали весь учёт, создали свою логистику. Уже создано 18 торговых точек, 14 - на юге Красноярского краю, 4 - в Красноярске.

В этих точках у нас есть возможность прямого общения с покупателями. Здесь мы не только продаём продукцию, но и ведём работу по пропаганде здорового образа жизни, правильного питания, предоставляем информацию о полезных свойствах продуктов. Также сотрудничаем с различными изданиями, клубами "здорового образа жизни", активно участвуем в ярмарках и выставках. В дальнейшем планируем развить систему заказов и торговлю через Интернет.

Сплести "зелёную корзину"

Развитие торговой сети требует больших вложений, но это те вложения, которые реально могут создать условия для развития местных производителей. Кроме этого, министерство сельского хозяйства должно не только наблюдать за продовольственным рынком, оно должно вносить предложения в контролирующие органы по соблюдению законодательства участниками продовольственного рынка в части регламентов выпуска продукции, достоверности рекламы для потребителей, представления достоверной информации в торговые организации о качестве товара.

К примеру, в США за неверные данные на этикетке в продовольственном магазине наказание составляет либо штраф в 100 тысяч долларов, либо лишение свободы до трёх лет. Если продукция или услуги предоставляются без должной документации - это 250 тысяч долларов штрафа или 5 лет тюрьмы. В Европе продавцы даже не понимают, о чём идёт речь, если их спросить, переклеивают ли они этикетки со сроком годности.

На данном этапе в эту работу может включиться и общественный совет при министерстве сельского хозяйства Красноярского края.

Вступление России в ВТО может стать реальным ускорением развития агропромышленного комплекса, если для этого будут созданы соответствующие условия. Необходимо предпринять меры по стимулированию отрасли к выпуску традиционных натуральных молочных продуктов. Государство имеет право в пределах "зелёной корзины" ВТО финансировать мероприятия по поддержанию стратегических продовольственных запасов, внутреннюю продовольственную помощь. "Зелёная корзина" - это то, что можно без ограничений: развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест, программы обучения и поддержка внутреннего спроса.

В Америке с 1939 года действует программа продовольственных марок. В этом году в США 44 миллиона граждан получат 134 доллара на кредитную карточку каждый месяц, а 22 миллиона домохозяйств получат 400 долларов. На эти деньги можно купить ограниченный вид продуктов, но все эти продукты - отечественного производства. Нынче на эту программу будет потрачено 85 миллиардов долларов. К этому добавляется федеральная программа бесплатных школьных завтраков - каждый школьник получает некий набор продуктов отечественного производства.

С одной стороны, это решение социальной проблемы. С другой,- это серьёзная помощь сельскому хозяйству. Государство убирает с рынка часть продукции за деньги налогоплательщиков. И тогда тот, кто может увеличивать производство, его увеличивает, а тот, кто ждёт дотаций от государства, как наши, тот просто разоряется. Это законы рыночной экономики.

Успех России будет зависеть от того, сможет ли она сплести "зелёную корзину". Только по Москве каждый день в школах - 470 тысяч завтраков, 270 тысяч обедов, 70 тысяч полдников, такое же количество - в дошкольных учреждениях. Добавьте сюда же 93 тысячи мест в больницах. А если всё по стране сложить, добавить потребности армии, различных федеральных структур, пенитенциарной системы, то мы выясним, что примерно 40 процентов продукции, производимой в стране, мы можем убирать с рынка. И таким образом решать главную проблему.

Нам, вступив в ВТО, необходимо срочно принять закон об органическом сельском хозяйстве, пригласить международные сертифицирующие организации. И дальше задача государства - раскрутить национальные бренды и продвинуть их на европейские и американские рынки. Если мы ставим задачу к 2020 году занять хотя бы 10-15 процентов ниш на мировых рынках, то мы серьёзно диверсифицируем ущербную систему сырьевого экспорта.

Органические продукты - это продукты с высокой добавочной стоимостью. Это не нефть и газ, это возобновляемый ресурс. Пока светит солнце, он будет вечным. И мы могли бы сейчас лет на 10 объявить ЕС, что это наш приоритет, и мы требуем открыть все европейские рынки. И нам не смогут теперь отказать. Выход один - либо мы сплетём ту самую "зелёную корзину", либо наше сельское хозяйство склеит ласты.

Известный политик Иван Стариков, в прошлом - директор совхоза, замминистра экономики по вопросам аграрного сектора, член комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации, разработчик концепции продовольственной безопасности Москвы считает, "...что "деньги" государственной поддержки должны тратиться в магазинах шаговой доступности, а не в крупных сетях. Это означает конкуренцию и невозможность ценового сговора, это особая форма доверия между продавцами и покупателями и это контроль качества - продавцы понимают, что они не могут продавать просроченные продукты своим постоянным покупателям".

"Лавка "Полезные продукты" является достойным примером "прозрачности" отношений производителя, продавца и покупателя в нашем регионе. Предлагаю разработать пилотный проект программы стимулирования экономической активности товаропроизводителей агропромышленного комплекса края для льготных категорий граждан, владельцев Единой социальной карты жителя Красноярского края, на продукты первой необходимости продовольственной корзины. Рациональная норма потребления молока на 1 человека в год составляет 330 килограммов, по данным Красноярскстата в 2011 году средний красноярец употребил 250 килограммов.

Возросший товарооборот натуральных продуктов питания местных сельхозпроизводителей будет являться экономически эффективным инструментом государственной поддержки, развития непосредственных производителей, улучшения жизни на селе, обеспечивающей внутреннюю продовольственную безопасность региона и здоровье всего населения края.


Александр ДЕВЯШИН, председатель совета директоров ОАО "Молоко" (Минусинск), член общественного совета при министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края

Источник:  krasrab.net

Оригинал статьи на AgroXXI.ru