Советская сельхозтехника – в чем секрет прочности?

Журналист портала «Алтайская нива» Анна Моисеенко рассказала в своем материале «Сторожилы пашни» о том, как советская сельхозтехника до сих пор выполняет свои обязанности в фермерских хозяйствах Алтайского края.

«Отзвук производственных побед СССР на ниве сельхозмашиностроения – тракторы, выпущенные еще в XX веке, которые до сих пор бороздят наши поля. По словам заместителя начальника инспекции Гостехнадзора г. Рубцовска и Рубцовского района Михаила Переберина, многие хозяйства района до сих пор используют и трактора старых марок, и грузовики, произведенные еще в 80-х годах прошлого века. Зачем хозяйствам такая техника и где они ее применяют, мы выясняли вместе с инспектором.

 - Техника, - рассказывал Михаил Сергеевич в дороге, - уже не только выработала ресурс по годам, ее балансовая стоимость практически нулевая. Почему она до сих пор работает? Потому что двигатели ремонтируют, ставят новые – те же модели, но современные, также заменяют мосты, коробки передач. По большому счету, советских «внутренностей» уже нет, остались одни металлические корпусы. Но машины еще работают! Те же трактора МТЗ еще востребованы. Их усовершенствуют, в частности, ставят кондиционеры и систему ГЛОНАСС. Они работают, потому что надежные.

 - Вот я к этому и подвожу, - откликаюсь на рассуждения моего визави, - хочу понять, в чем загадка старой техники. Она ведь неказистая на вид, по сравнению с современной смотрится каким-то монстром. Но, тем не менее, ее используют.

 - Вопрос еще в цене, - продолжает Михаил Сергеевич. - Капитально отремонтировать, например, старый К-700 можно за сумму в пределах 1300 – 2800 миллионов рублей, новый стоит от 7 миллионов. Опять же, в современных К-700 встроено много датчиков. Если даже один датчик сломается, трактор будет простаивать в ожидании приезда специалистов. А старые – они на «механике», ремонтируются своими силами.

Запас прочности

Наш первый пункт назначения – ООО «Вишневское». Главный инженер Александр Костенко, опытный профессионал, рассказывает:

 - У нас еще сохранилась техника, произведенная во времена СССР. Так, на балансе числятся «Кировцы» К-701 примерно 1986-88 годов производства, мы с их помощью пашем, сеем.

сельхозтехника алтайский край

Какой запас прочности!

 - Это зависит от того, как эксплуатировать, - поясняет Александр Анатольевич. - У нас стОящие специалисты. Мало их осталось, но есть. Также в хозяйстве имеются МТЗ-82, это основные работяги на химобработке полей, но зацеплены за них уже импортные агрегаты. Есть советские КамАЗы.

Далее главный инженер перечисляет современную сельхозтехнику: трактора – «Кировец» К-744, John Deere, Case; комбайны – ACROS, New Holland (единственный в районе); посевные комплексы – Morris, DMC, «Кузбасс»; косилки MacDon.

 - Советскую технику ремонтируем своими силами, - поясняет Александр Анатольевич. - На импортной техобслуживание делаем сами, а для сервисного обслуживания к нам приезжают специализированные бригады из фирм-поставщиков. Это облегчает работу механизаторов.

Из всего услышанного делаю вывод: плюс технического перевооружения сельхозпроизводства в повышении производительности труда, уменьшении сроков сева и уборки, минус – в сокращении штата. Но в «Вишневском» есть костяк тех, кто и на поле ударно трудится, и технику содержит в хорошем состоянии. Это Андрей Шмидт, Николай Букарасев, Александр Захаров, Сергей Шмидт, Алексей Иванов, Геннадий Овсянников, Анатолий Чернаков.

Один заменит несколько

Мы прибыли в ООО «Целинник», которое возглавляет Сергей Брежнев. В этом хозяйстве также есть техника времен СССР: трактора К-700, МТЗ «Беларусь», Т-40. В основном их задействуют весной на бороновании и культивации. Пытаемся вместе разобраться, в чем причина их долговечности?

 - Трудно сказать, - задумался руководитель. - Может быть, конструктивные разработки. Качество техники было лучше, чем сейчас. В 2016-м году купили российский трактор, часто ломается во время посевной. Мучаемся с демпфером. Его замена стоит 600 тыс. руб., а нам его не хватало даже на посевную. Сейчас переделали уже по-своему, заменили демпфер на ньюхолландовский, и обошлось это всего в 200 тысяч руб. На данный момент машина прошла 1800 га плоскорезной зяби, пока нареканий нет. Если говорить о старых «Кировцах,» минимум два года ходят после капитального ремонта. Так им 30 лет…

В реестре имущества «Целинника»: трактор Buhler, комбайны ACROS и косилки MacDon. Как и в предыдущем хозяйстве, старую технику местные умельцы возвращают в строй сами, если ремонт сложный или требуется усовершенствование, то обращаются на Рубцовский ремонтный завод. Импортную технику обслуживают приезжие сервисные бригады.

Руководитель доволен результатами модернизации сельхозтехники:

 - Одним трактором Buhler мы заменяем 2-3 «Кировца». Он сутками обрабатывает землю. Два человека на нем работают. Основную часть посевных площадей по зерновым делает один трактор: из примерно 4000 га он засевает около 3000 га. А «старичков» мы используем на подсолнечнике.

- Получается, техника заменяет человека. Вас это не печалит?

 - Не очень, потому что найти хорошего механизатора очень сложно. Лучше обучить управляться современной техникой 4-5 человек, которые будут трудиться добросовестно, чем держать 20 человек. У нас, как говорится, мастера на все руки Вадим Ремаренко, Константин Козлов, Александр Мецлер, Валерий Ладыгин, братья Редькины - Иван и Николай, инженер Владимир Кузуб и топливозаправщик Роман Волобуев, который, при необходимости, может сесть на Buhler.

Факт

В инспекции Гостехнадзора по г. Рубцовску и Рубцовскому району зарегистрировано 2178 самоходных машины, в т.ч. 1497 тракторов, 240 зерноуборочных и 10 кормоуборочных комбайнов.

(Источник: www.alt-niva.ru. Автор текста и фото: Анна Моисеенко).