В пресс-центре ИГ «Гранада Пресс» состоялся круглый стол, посвященный развитию машиностроения на Южном Урале. Это первое мероприятие в большой серии круглых столов, которые будут проходить по различным отраслям промышленности. Цель — понять, какие проблемы сегодня существуют в отраслях и, главное, какие возможности есть для их роста.
По поводу экономического состояния региона и его будущего сегодня существует множество самых противоречивых мнений. Одни обещают превратить Южный Урал в туристическую Мекку, другие — в цветущий край аграрного благоденствия. Третьи, заметив наметившиеся успехи в энергетике, уже поспешили спрогнозировать мощный рывок к новой индустриализации. Раздаются и такие голоса, которые пророчат стагнацию областной промышленности и глубокое отставание от более экономически развитых соседних губерний. А какова ситуация на рынке машиностроения на самом деле?
— Машиностроение — одна из ключевых отраслей для области, наиболее фондоемкая, — считает начальник отдела развития регионального минпрома Леонид Енов. — У нас есть крупное машиностроение, к примеру ЧТЗ или АЗ «Урал». Работают предприятия оборонной направленности. Там сегодня готовятся к получению больших инвестиций. Идет техническое переоснащение. Снова набирают людей. Основная проблема, которую сейчас испытывают предприятия, — нехватка ресурсов, в том числе интеллектуальных.
Нас освоили
Свой диагноз в мировом масштабе поставил депутат ЗСО Константин Захаров. По его мнению, сегодня в российском машиностроении как в отрасли никаких новых продуктов давно нет. Технологии их производства отсутствуют. Например, свернулось станкостроение.
— Еще 21 год назад мы были самодостаточным рынком, — заметил Константин Юрьевич. — После развала СССР мы стали освоенным рынком. Нас освоили. 21 год назад умер советский технологический уклад. И эта зона разрушилась. Новой зоны на нашей площадке не создано. Если мы мечтаем о том, чтобы машиностроение, вообще высокопередельное производство развивалось, мы должны ответить себе на вопрос, за счет чего здесь можно производить новый продукт. Пока у нас есть бесконечно большие ресурсы всех видов и потенциал воспроизводства человеческого капитала.
Депутат уверен, что должна быть создана долгосрочная программа экономического развития, устремленная не менее чем на 20 — 30 лет. При этом, двигаясь к этой цели, нужно не забывать об обеспечении занятости и не выбрасывать людей на улицу даже ради светлых идей. Обязательно должен быть переходный период, который сохраняет существующее устаревшее производство и одновременно создает некие новые производства. Понадобится переучивать и привлекать новые кадры. Все это требует большой интеллектуальной работы, обсуждений.
— Разумеется, — подчеркнул Захаров, — ядро обсуждений должно представлять научное сообщество, люди, которые профессионально умеют проектировать будущее. Власть должна быть механизмом исполнения в этих вопросах.
Сколько нужно физиков
Машиностроение — это отрасль, которая обеспечивает экономическую, технологическую и военную безопасность нашего государства, уверен проректор ЧелГУ, заместитель председателя ЧРО Союза машиностроителей России Андрей Мельников.
— А мы закупаем оборонную технику на Западе, — огорчен Андрей Викторович, — это однозначно ведет в тупик. Если мы превращаемся в рекреационную зону, то для Урала, промышленно развитого региона, это шаг назад. Между тем в Миассе, Златоусте, Снежинске накоплен уникальный для России технологический опыт. С другой стороны, я согласен с Захаровым, что сейчас должна идти речь о разработке долгосрочной стратегии. Ведь мы до сих пор не знаем, сколько надо специалистов, например физиков, у нас в регионе.
Плохо ли, хорошо ли, но машиностроение у нас живо. Руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова указала на интересную тенденцию:
— У нас производство дорожной и строительной техники — это уже рынок Российской федерации. Некоторые наши хозяйственные субъекты уже включены в реестр предприятий, которые имеют долю до 50 процентов за границей. Снижаются административные барьеры. Сегодня, например, сделки не требуют уведомления.
Мы сделали автомобиль!
И все-таки современные разработки в машиностроении есть. Руководитель проекта «Автомобили сельскохозяйственного назначения» Сергей Галкин рассказал, что наконец-то у нас обратили внимание на отсутствие современных транспортных средств на селе. Их проектирование проводилось только в советское время.
— Мы взялись в 2010 году за разработку целого семейства автомобилей, — рассказал Сергей Николаевич, — которое покрывает все потребности. В этой работе принимают участие заводы не только Уральского региона, но и нижегородская площадка. И вот создали автомобиль полной массы 12 тонн с низким удельным давлением на грунт. Машину оснастили быстросменными технологическими адаптерами, с помощью которых можно вносить сухие удобрения, жидкую органику, опрыскивать — совершать самые различные операции. 14 ноября с конвейера сошел первый такой автомобиль, наш, уральский.
Участники круглого стола отметили, что модернизация только в одном направлении может дать определенный эффект. Но, чтобы конкурировать с западными производителями, нам необходимо подняться на другую ступень технологического развития. И решать эту проблему необходимо только комплексным путем. Точечно не получится.
— Думаю, что начинать надо с технологического уклада, — присоединился к общему мнению замгендиректора НПО «Электромашина» Евгений Чепурнов. — Если сегодня предприятие находится на уровне третьем-четвертом, то весь мир уже перешел на шестой. Поэтому сегодня востребованы физики и химики. Мы сотрудничаем с ЧелГУ в поисках новых материалов, металлов и неметаллов. Только за счет новых прорывных технологий можно быть успешными на рынке.
Две дороги «Урала»
Болезнь предприятий — устаревшая производственная база. Но «лечить» ее предлагают двумя способами. Об этом рассказал начальник управления проектами и инвестициями АЗ «Урал» Сергей Иванов:
— Все говорят о внедрении новых технологий и техперевооружении. Но есть тема бережливого производства, которое не требует больших затрат. Оно направлено на максимальное использование того, что есть. Мы на заводе двигаемся и по тому, и по другому направлению. Давно определили для себя, что является ключевым. Это сборка, сварка, покраска и штамповка. Поэтому и формируем инвестиционную программу и стараемся производить изменения в этих направлениях. Например, заменили сварочное оборудование, установили новый пресс, чем открыли возможность производить собственные лонжероны. А «мелочовку» отдали смежникам.
Такая политика открывает малому бизнесу дорогу в машиностроение.
Руководитель территориального управления ПРОМАСС в Миассе Борис Руткевич рассказал, что Челябинский центр субконтрактации буквально оживился в последнее время.
— В области есть масса заказов, — уточнил Борис Евгеньевич, — но некому их выполнить. Сегодня мы намерены продвигать бизнес молодых с курсовыми и дипломными проектами. Мы заключили договор с миасским филиалом ЮУрГУ по производству фасадных кассет. Пять станков, два рабочих места закрывают потребности целого города.
Что в итоге?
Как поднять машиностроение и экономику в целом?
И снова специалисты приходят к одной из важнейших проблем — к вопросам народосбережения.
— Трудовая миграция нам не поможет, — считает Константин Захаров, — следует самим заботиться о создании человеческого капитала. Сегодня в Госдуме напрямую говорят, что если мы начнем экономически расти, то нам понадобятся 70 — 80 миллионов трудовых мигрантов. Никто не думает, что эти 70 — 80 миллионов можно воспроизвести.
Почему бы не сделать особую экономическую зону в нашем регионе с преференциями и налоговыми послаблениями, предлагают участники круглого стола. Нужна такая политика, которая позволяла бы без начального капитала идти молодым людям в бизнес. Предложили идею, по которой правительство Челябинской области вышло бы с инициативой о проведении в области пилотного проекта по комплексной машинно-технологической модернизации сельского хозяйства.
Пошли еще дальше. Предложили идею продавать на внутреннем рынке газ по низкой цене (например, по 50 долларов за тысячу кубометров), что привлечет энергоемкие производства из других стран.
Наше машиностроение торопится наметить точки своего роста на Южном Урале, пока не докатились суровые последствия вступления в ВТО.
Источник: vecherka.su
