В рамках заседания правительства РФ министр промышленности и торговли отметил проблемы сектора сельхозмашиностроения, которые предполагается решить до 2030 года

6 июля в Москве состоялось заседание правительства РФ под председательством Дмитрия Медведева. В ходе мероприятия Денис Мантуров рассказал о том, что учитывалось при разработке проекта стратегии развития сельхозмашиностроения до 2030 года, в том числе учитывали прогнозы социально-экономического и научно-технологического развития нашей страны и сегодняшнее состояние отрасли.

«За последние пять лет сельхозмашиностроение стало одним из лидеров роста в обрабатывающем секторе. Благодаря оказываемым Правительством мерам поддержки удалось добиться более чем двукратного увеличения объёмов производства, и впервые за два десятка лет отечественная техника вернула себе доминирующее положение на внутреннем рынке.

Достаточно быстрыми темпами идёт и наращивание экспортного потенциала отрасли. География внешних поставок охватывает разные континенты. При этом закупки российской техники развитыми странами, включая США, Германию, Канаду, за этот же период выросли в полтора раза.

Дальнейшая перспектива развития отрасли определяется общемировыми трендами и трансформациями в российском агропромышленном комплексе. На глобальном рынке после трёхлетнего снижения продаж сельхозтехники с учётом тенденции роста мировых цен на сельхозпродукцию в ближайшие два-три года прогнозируется ускоренное восстановление спроса с годовыми темпами до 7%. Это хорошая возможность для наших сельхозмашиностроителей нарастить внешние поставки за счёт сохранения мер стимулирования экспорта, принятых Правительством в рамках приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт».

На внутреннем рынке основной потенциал роста для сельхозмаша связан с двумя ключевыми факторами агропромышленного комплекса. Первый – это недооснащённость техникой. В России сейчас на 1 тыс. га приходится всего три трактора, а, например, в Канаде со схожими природно-климатическими условиями – 16 тракторов. И второй фактор – это высокая степень износа существующего парка. Сейчас 70% сельхозмашин старше нормативных сроков эксплуатации.
В числе других тенденций, которые мы учли в стратегии, – увеличение сельхозугодий и укрупнение хозяйств сельхозпроизводителей, что определяет постепенную эволюцию модельной линейки. За счёт этого растёт потребность в высокопроизводительной и энергонасыщенной технике мощностью более 200 л.с. Это та ниша, в которой позиции наших машиностроителей наиболее сильны. Кроме того, ожидается наращивание площадей орошаемых земель, и, соответственно, нам предстоит переломить ситуацию с высокой долей импорта по технике для мелиорации.

При разработке стратегии мы учли сильные стороны наших производителей, среди которых развитые производственные компетенции, новейшие образцы и наличие мощностей, обеспечивающих дальнейший рост объёмов выпуска. Проработаны также и возможные риски. В числе основных – сложности с дешёвым кредитованием, в части оборотного капитала и изменение курса национальной валюты.

Исходя из перечисленных факторов, мы ставим целью на первом этапе реализации стратегии, уже к 2021 году, нарастить долю российской сельхозтехники на внутреннем рынке до 80% при сохранении механизмов стимулирования спроса, но при постепенном снижении уровня поддержки по мере достижения целевого индикатора. Чтобы повысить степень локализации, мы исходим из поэтапного расширения требований по количеству обязательных для получения господдержки технологических операций, осуществляемых на территории нашей страны.

Особое внимание на первом этапе будет уделено продолжению создания новых моделей агрегатов и комплектующих. Несмотря на то что с 2014 года вложения в разработки с участием государства увеличились почти в семь раз, наши машиностроители пока ещё отстают от крупнейших мировых производителей по доле затрат на НИОКР в своей выручке.

В рамках второго этапа при сохранении мер поддержки экспорта основной упор будет сделан на стимулирование поставок высокопроизводительных экологичных машин, систем автоматизации и роботизации рабочих процессов, обеспечивающих повышение экономичности и ресурсосбережения.
В целом по итогам второго этапа планируем увеличить экспорт до 50% от объёма внутренних отгрузок.

И наконец, на третьем этапе благодаря регулированию внутреннего рынка и защите интересов российских производителей на внешних рынках мы рассчитываем достичь темпов роста сельхозмашиностроения выше среднемировых показателей, нарастив производство к 2030 году в три раза и доведя загрузку предприятий как минимум до 80%. При этом поступления в бюджеты всех уровней составят свыше 100 млрд рублей. Экспорт должен увеличиться более чем в 12 раз и достичь не менее 100 млрд рублей». (Источник: сайт government.ru. Фото: The Moscow Post ).