В свое время Харьковский тракторный завод был одним из гигантов советского тракторостроения. Как и прочие гиганты, он был построен на волне большой индустриализации тридцатых годов — в чистом поле и в рекордные сроки — менее чем за два года — ХТЗ первым в СССР выпустил свой миллионный трактор, первым освоил производство всех существующих классов тракторов. И первым «породил» еще один новый тракторный завод, когда во время Великой Отечественной войны на базе эвакуированного ХТЗ был создан Алтайский тракторный завод.
На пике своей производственной активности, которая пришлась на 1980-е годы, ХТЗ выпускал до 70 тысяч тракторов Т-150 и Т-150К в год. А некоторые разработки харьковских тракторостроителей впоследствии «прижились» на других тракторных заводах — Кировском, Владимирском и Волгоградском. В конце 1980-х Харьковский тракторный завод выпускал уже порядка 50 тысяч тракторов в год. Четыре-пять тысяч из них шли на экспорт. При этом в СССР в последние годы его существования суммарно выпускалось больше тракторов, чем в любой другой стране мира — свыше 550 тысяч в год. Это было втрое больше, чем в Японии, вчетверо — чем в США и почти в шесть раз больше, чем в ФРГ. Однако на 1000 гектаров пашни советской страны приходилось вдвое меньше тракторов, чем в США, и в 11 раз меньше, чем в ФРГ. Потому, что в СССР начали выпускать больше всех тракторов только в конце 1970-х. А сельхозтехника в упомянутых странах имела гораздо большие сроки надежной эксплуатации.
Советский сельхозмаш начал разваливаться в начале 1990-х. Тогда на харьковских предприятиях сельхозтехники работало 100 тысяч человек. В 1996-м году перед правительством Украины уже стоял вопрос, не перевести ли ХТЗ на выпуск запчастей и товаров народного потребления. Но до этого дело, все-таки, не дошло. Завод работал по профилю, а 18 тысяч его работников — получали зарплату. Правда, 60—70 проц. — деньгами, а остальное — продуктами. В то же время различные фирмы начали интенсивно завозить в Украину американскую и немецкую сельскохозяйственную технику. В 1999 году наши хозяйства получили (за кредитные деньги) 1000 комбайнов, 600 американских тракторов John Deer, 200 тракторов и комбайнов Case (США) и несколько сотен канадских тракторов. В 2003 году ХТЗ выпускал всего полторы тысячи тракторов. При этом большинство из них экспортировалось в Россию и отчасти — в Казахстан. Украинский аграрий покупал харьковскую технику мало. Да и то, в основном, благодаря «госудаственной поддержке отечественного производителя».
За годы независимости сельскохозяйственное машиностроение Украины пережило девять разнообразных государственных программ своего развития. Однако как отрасль практически перестало существовать. В октябре 2007 года Кабмин был вынужден разрешить аграриям закупать до 30 наименований продукции импортного производства с 30-процентной госкомпенсацией ее стоимости. После этого на внутренний украинский рынок хлынул поток иностранной сельскохозяйственной техники. Украинские предприятия, выпускающие отечественные аналоги, к конкурентной борьбе были совершенно не готовы и стали закрываться. Но ХТЗ находился в несколько иной ситуации — в феврале того же 2007-го года 65 проц. акций предприятия приобрела российская группа «ГАЗ», подконтрольная Олегу Дерипаске. И появилась надежда на выход тракторов харьковского производства на емкий российский рынок.
Уже в 2008 году ХТЗ экспортировал в Россию 64 процента всех произведенных тракторов. Но, судя по всему, планы россиян существенно скорректировал экономический кризис. В 2009 году на ХТЗ уволили 2,5 тысячи человек (более 40 проц. сотрудников). И в 2010 году на Харьковском тракторном заводе было выпущено всего около четырех тысяч тракторов. При этом неуклонно сокращался спрос на харьковские трактора в России, правительство которой ведет активную политику по замещению импорта. А украинские аграрии стали активнее закупать иностранную технику. Даже весьма недешевые японские Kubota, Shibaura, Satoh, Mitsubishi, Iseki. Активно продвигал свою продукцию и Китай. Тем более, что китайская корпорация Foton по своим объемам и по валу продукции уже претендует на статус ведущей в мире. И цены у китайцев на 15—20 проц. ниже, чем у нашей отечественной техники. Им бы еще качество подогнать. Впрочем, китайские трактора Insima уже приближаются к хорошим показателям соотношения цена/качество. Но платежеспособные украинские хозяйства ориентируются на популярные John Deere, Fendt, Claas, Deutz-Fahr, Case, New Holland, Massey Ferguson, Challenger. Трактора ХТЗ в Украине «закрывают», в лучшем случае, только нишу малых и средних тракторов. Конкурентным преимуществом харьковской техники, в сравнении с ее импортными аналогами, является ее экономичность. При этом Харьковский тракторный остается одним из крупнейших экспортеров Украины и одним из крупнейших налогоплательщиков в Харьковской области. Основная часть продукции предприятия уходит в Россию, Украину и Среднюю Азию. В прошлом году ХТЗ выпустил 1653 трактора, выручка от реализации которых превысила 635 миллионов гривен. Сегодня, по словам генерального директора ХТЗ Владислава Губина, завод стабильно работает и выпускает продукцию, здесь выплачивается зарплата и отчисляюся налоги.
Владислав Губин возглавил предприятие совсем недавно — в середине июля нынешнего года. Но «на руководящих должностях в сфере сельхозмашиностроения» он уже проработал более десяти лет. И оба высших образования получил в Харькове: закончил «Харьковский политехнический институт» и «Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина». ХТЗ Владислав Валерьевич принял «на ходу». В частности, «кубинский» контракт на поставку 220 тракторов заключал его предшественник Сергей Серебряков. При нем же проходили переговоры с руководителями Лозовского кузнечно-механического завода об условиях поставок мостов для тракторов, которые недавно, как известно, превратились в громкий публичный конфликт. Хотя ничего особенного в этой чисто бизнесовой ситуации не было — стороны не устраивала цена продукции и условия ее поставок. Тем более, что мосты, которые выпускает ЛКМЗ, изрядно устарели. Пять лет назад ХТЗ разработал документацию для производства новых мостов, разместив заказ на их производство на одном из китайских предприятий. Первые китайские поставки начались в 2010 году, а с 2011 года эти мосты для колесных тракторов оттуда стали поставляться серийно, тем не менее пока мосты для гусеничных тракторов ХТЗ покупает на ЛКМЗ.
В уходящем году харьковские тракторостроители планируют выпустить около 1500 единиц своей техники. В целом, по итогам 2013 года, на ХТЗ ожидают увеличения объема реализации продукции на 20 проц. в натуральном выражении и на 26 проц. — в денежном. Организация производства тракторов мощностью 300 л. с. намечена на 2014—2015 гг. Они созданы на новой элементной базе. В частности, трактор серии ХТЗ-170 имеет не металлические капот и крылья, а пластиковые. Кроме того, у этого трактора конструктивно новая кабина. Тракторостроители надеются, что конкуренцию выдержат.
Источник: timeua.info
