Репортаж с Кировского завода

Над созданием этого знаменитого мощного трактора в свое время трудилось больше сорока различных НИИ и конструкторских бюро, а производить сельхозмашину доверили одному из крупнейших предприятий Ленинграда - Кировскому заводу. И даже перестройка, которая катком прошлась по нашим промышленным гигантам и безжалостно уничтожила многие знаменитые советские бренды, не остановила производство легендарных «Кировцев». Как убедились корреспонденты «Смены», и через полвека петербургские тракторы остаются востребованными, а инженеры и конструкторы завода создают новые, ультрасовременные модели.

Тракторы надежды
По территории Кировского завода мы передвигаемся на машине, потому что идти пешком слишком долго. Когда-то на этих огромных площадях повсюду были действующие цеха, но сейчас, конечно, производственная часть сократилась в разы. Поменялась и структура завода. Теперь он превратился в холдинг, который объединяет около двух десятков различных компаний. Например, сталелитейным производством сейчас занимаются в «Петростали», штамповки делают на Русских кузнечных заводах, шасси для ракетно-зенитных комплексов - на «Универсалмаше», а тракторы - на Петербургском тракторном заводе. Но самое главное, между этими бывшими цехами Кировского завода сохраняются связи, которые позволяют поддерживать налаженные еще в советское время производственные цепочки.
Конечно, гремевший ранее на всю страну завод-гигант уже не может похвастаться былым размахом, однако он продолжает работать и, что очень важно, старается не просто выжить, как это происходит со многими предприятиями, а развивается и осуществляет модернизацию производства. И главные надежды здесь возлагают именно на популярные тракторы «Кировец», давно ставшие визитной карточкой Кировского завода. Более того, тракторное производство, по планам руководства холдинга, скоро будет приносить даже больший доход, чем спасавшая завод в самые трудные времена и всегда востребованная рынком металлургическая отрасль!

Производство по «фэн-шуй»
Наконец мы доезжаем до цеха, где на конвейере собирают тракторы. Заходим в помещение и, надо сказать, испытываем приятное удивление! Здесь светло, чисто и даже как-то уютно. На полу - цветная разметка, четко обозначающая специальные дорожки для транспорта и расположение постов на конвейере. Отмечаем и еще один нюанс: многочисленные детали, которые используются при сборке, разложены так, чтобы их можно было быстро найти. Подходим к одному из стеллажей, где выставлены всевозможные шайбы, болты, гайки, дюриты и хомуты, - все аккуратно рассортировано и лежит в специально подписанных ящичках.
Оказывается, вся эта красота - результат методики «кайдзен», которую скопировали с японских заводов. Говорят, именно она в свое время позволила японцам сделать свои производства максимально эффективными и помогла им возродить экономику после Второй мировой войны. Суть метода довольно проста - весь персонал, от рабочих до руководителей, может вносить рационализаторские предложения. Более того, создаются специальные группы, которые проверяют весь процесс производства и выявляют причины, по которым на ту или иную операцию уходит больше времени. Как выяснилось, даже такие мелочи, как неудобное расположение станка или время, потраченное на поиски нужного инструмента, сильно снижают производительность труда!
В рамках рационализаторства в сборочном цехе уже поставили яркие энергосберегающие светодиодные лампы, сократили длину конвейера в два раза, сделали разметку на полу, а еще недавно лежавшие на полках вперемешку гайки и шайбы разложили по ящичкам. Неизвестно, насколько сильно все это в итоге повлияет на общий КПД, однако уже сейчас, как признались нам мастера на конвейере, работать стало приятнее и комфортнее.

Станок на колесах
Перед нами проходит сборка тракторов серии К-744. Мы наблюдаем, с какой кажущейся легкостью идет соединение узлов, каждый из которых весит полтонны или тонну. Есть что-то завораживающее в том, как голый остов постепенно «одевается» в железо и пластик, «обувается» в колеса размером с человека, оснащается хитроумными приборами и на выходе превращается во внушительного технического монстра!
- Такой трактор собрать сложнее, чем, например, современную легковую машину, потому что систем значительно больше, - отмечает Александр Соколов, главный инженер Петербургского тракторного завода. - Автомобиль просто вас везет, а трактор - это средство производства, станок на колесах. У него 16 скоростей вперед, 8 скоростей назад и сложнейшая гидравлика, которая позволяет подключить различные сельскохозяйственные орудия: сеялки, плуги, культиваторы… Также трактору нужно множество подсистем, которые обеспечивают и контролируют работоспособность не только самой машины, но и всех этих орудий.
На сборку одного трактора рабочие завода тратят два дня. Сборочный конвейер состоит из 13 постов, на каждом из которых проводится своя операция. Поскольку все эти этапы сложны и требуют проведения отдельных проверок, за смену один трактор проходит лишь 5 - 6 постов. Сейчас в день завод выпускает около шести машин, а в месяц - около 120.
Дойдя до последнего поста конвейера, мы замечаем, что из-под откинутого капота почти собранного трактора выглядывает мотор с легко узнаваемым логотипом «Мерседеса»! Оказывается, эти моторы сейчас ставят на самые мощные «Кировцы». Если нужна модификация трактора мощностью 300 лошадиных сил, берут двигатель Ярославского моторного завода, от 350 до 420 лошадиных сил - двигатель Тутаевского моторного завода, но вот для 450 - только «мерседесовские». Однако в целом зарубежных деталей в «Кировцах» все равно немного.
- 65 процентов деталей в тракторе - нашего собственного производства! - продолжает рассказ Александр Соколов. - Мы на Кировском заводе делаем литье, прокат, всю механическую и термическую обработку, окраску, сборку, проводим испытания образцов. Вот поэтому мы и конкурируем с западными фирмами - у нас есть технологические цепочки, которые мы не только не потеряли после перестройки, но и смогли развить! Например, раньше была одна технология штамповки, а сегодня мы от штамповки перешли на лазерную резку деталей. А это совсем другой вид производства, который позволяет серьезно изменить внешний вид трактора…

Красная «девятка»
В отделе опытного производства мы видим предмет гордости нынешних инженеров и конструкторов завода - трактор «Кировец» нового поколения, серия К-9000. Сотрудники предприятия ласково называют его «девяточкой». У новичка - ярко-красные бока, плавные изгибы лобового стекла (раньше все кабины «Кировцев» были с незакругленными углами). Выглядит он очень празднично.
Забираемся в водительскую кабину. Она, кстати, уже совсем не похожа на кабины старых, советских моделей трактора, где из панели управления торчало множество рычагов. Теперь больше всего окружающая обстановка напоминает салон автомобиля.
- Здесь есть климат-контроль, аудиосистема, система навигации, система параллельного вождения, - начинает перечислять Олег Волочай, начальник опытного производства ПТЗ.
- Зачем же трактору нужна система навигации? - удивляюсь я.
- А это очень полезная штука! - усмехается Олег Волочай. - В тракторе установлен так называемый «черный ящик», который собирает данные обо всех параметрах машины. В онлайн-режиме можно посмотреть, работает трактор или нет, какая у него заправка, где находится географически… Люди, которым разрешен доступ к этой системе, могут дистанционно следить за тем, что с трактором происходит. Это хорошо и для предприятия, которое технику закупило, и для специалистов, занимающихся гарантийным обслуживанием «Кировцев». А вот система параллельного вождения облегчает труд водителю. Можно задать определенную программу, как трактору двигаться и обрабатывать поле, ввести точные координаты, по которым компьютер будет ориентироваться. А дальше водитель может спокойно сидеть и контролировать процесс. Постоянно давить на газ и управлять трактором ему не нужно.

Нам не страшно ВТО!
После моментов технических обсуждаем дела экономические. Безусловно, очень радует, что производство петербургских тракторов развивается, но выдержат ли «Кировцы» конкуренцию в условиях ВТО? Как известно, сейчас многие сельхозпроизводители смотрят в будущее с большой тревогой. Однако на Кировском заводе этих страхов не разделяют.
- По крайней мере за наши тракторы мы спокойны, потому что они дешевые по сравнению с западными аналогами и популярные среди российских аграриев, - говорит заместитель директора Петербургского тракторного завода Андрей Ефимов. - Кировец» стоит на 25 - 30 процентов меньше, чем тракторы европейского или американского производства с такими же потребительскими характеристиками. При этом, как показала практика, наша техника еще и живет дольше! Во многих хозяйствах успешно работают «Кировцы», которым уже больше 30 лет! Репутация наших тракторов формировалась годами, и люди к ним относятся с доверием. Поэтому мы чувствуем себя уверенно. Другое дело, что вступление в ВТО не откроет нам западный рынок. Ведь, к сожалению, существующую процедуру сертификации нашей техники для поставки, например, в страны Европы никто не отменял. Так что это еще неизвестно, кто кого боится!

Верность делу
В общем, полувековой юбилей «Кировца» заводчане встречают с обнадеживающими результатами. Конечно, потери, которые предприятие понесло в процессе перестройки и в ходе шокотерапии 90-х, все равно остаются колоссальными, и о прежних объемах производства остается только мечтать. Впрочем, думается, было бы утрачено намного больше, если бы не люди, которые, переживая все трудности родного предприятия как свои собственные, сохранили верность делу. А таких работников на Кировском заводе много.
Например, в бывшем кузнечно-прессовом цехе (ныне это Русские кузнечные заводы) мы познакомились со слесарем-ремонтником Владимиром Мичевым, который в следующем году и сам будет отмечать 50-летний юбилей своей трудовой деятельности на Кировском заводе! Он пришел сюда сразу после окончания училища в 1963 году, сюда же потом привел своего младшего брата и сына.
- Никогда у меня не было желания сменить место работы, хотя мне предлагали другие варианты, - рассказывает Владимир Кузьмич. - Помню, в 1992 году, когда началась вся эта канитель, мы по шесть месяцев не получали зарплату! У меня в бригаде было 15 человек, а осталось трое - остальные разбежались кто куда. А мы с братом халтурили в других местах (руки-то из правильного места растут, так что работа нам везде находилась), тем и кормили семьи. Но с завода не уходили. Знаете, как душа болит за него, - здесь же все родное, все свое! Я и сейчас не ухожу, хотя возраст уже сказывается. Но мне кажется, без дела постарею еще быстрее. Конечно, я был бы счастлив увидеть, как цеха наполняются новой жизнью, хотелось бы, чтоб к нам активнее шли молодые люди. Может, и доживу до этого момента!

Источник: smena.ru