Нехватка заправок и сервисных центров тормозит перевод сельхозтранспорта на более дешевое топливо

 
Эксперты прогнозируют заметное оживление на рынке газомоторного топлива (ГМТ) в Курганской области после утверждения программы субсидирования на приобретение транспорта. Как ожидается, федеральный бюджет будет субсидировать до 30 процентов стоимости техники, использующей газ вместо бензина. Убеждать предпринимателей в преимуществах ГМТ не нужно, они давно его оценили. В Курганской области на этот вид топлива переведена почти половина общественного автотранспорта. В Кургане, например, только 35 из 464 автобусов работают на дизеле и 14 - на сжиженном газе, остальные давно перешли на природный. В муниципальной и пригородной сети города Шадринска газ используют на 84 из 106 единиц транспорта, а в Каргапольском АТП уровень проникновения ГМТ достигает 60 процентов.
Гораздо сложнее дела с ЖХК и сельским хозяйством. По данным регионального департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики, в этих отраслях только около пяти процентов техники приспособлено к ГМТ. Аграрии хоть сегодня перевели бы все свои машины на альтернативное топливо, но пока не могут позволить себе такой роскоши, потому что мало профильных заправок.
 
- Мы могли бы для начала 15 машин перевести на газ, он в два с лишним раза дешевле солярки и бензина, да и украсть его труднее. Несмотря на принимаемые меры, воровство горючего в хозяйствах процветает, нечистые на руку трактористы его просто продают частным фирмам по дешевке,- признается Сергей Остапенко, руководитель сельхозпредприятия. - Однако передвижная мобильная заправочная станция стоит больше десяти миллионов рублей, стационарная - намного дороже, да и нет смысла ее строить для одного нашего парка.
 
Минсельхоз еще в 2004 году включил Курганскую область в пилотный проект по переводу транспорта на ГМТ. И тот же Сергей Остапенко установил в тот момент газобаллонное оборудование на двух тракторах и семи машинах. Но дальше дело не пошло.
 
- Правы руководители сельхозпредприятий: у нас совершенно не развита инфраструктура, - говорит Игорь Ворокосов, заместитель начальника управления производства, начальник отдела технической политики и охраны труда департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области. - Нет в достаточном количестве не только заправочных станций, но и сервисных центров, слишком дорого газобаллонное оборудование. Например, чтобы переоборудовать на газ один "кировец", шесть лет назад нужно было заплатить около 240 тысяч рублей, сейчас, наверное, еще дороже. Все это - сдерживающие факторы.
 
К тому же, сетуют аграрии, сельхозтехнику, которая может использовать природный газ, пока не производят в массовом порядке, в отличие от автобусов.
 
Представитель газовой компании из Екатеринбурга Дмитрий Шелехов не скрывает: да, с инфраструктурой есть проблемы. В Курганской области всего четыре автомобильных газонаполнительных компрессорных станции (АГНКС), две из которых находятся в областном центре, по одной - в Шадринске и Далматовском районе. Причем первую, расположенную на въезде с Шадринского тракта, собственники планируют закрыть на реконструкцию, а значит, очереди на заправках станут еще длиннее. По словам предпринимателя, в Кургане его компания хотела построить еще одну станцию в районе аэропорта, билась за проект около шести лет, но так и не смогла преодолеть препятствие: земля на том участке находится в федеральной собственности. Вместе с тем он заверил, что строительство АГНКС в Кургане предусмотрено в ведомственной инвестиционной программе на 2014-2015 годы, поэтому варианты для размещения на других площадках будут.
 
Дмитрий Шелехов попросил руководителей сельхозпредприятий обратить внимание на то, что в их хозяйствах, помимо тракторов, есть грузовые машины - хлебовозы, молоковозы и т. п. Компания готова пойти навстречу и установить АГНКС под такую технику в отдельно взятом районе или даже совхозе. Но для этого нужны серьезные экономические обоснования и гарантии, ведь монтаж одной только станции оценивается в 150 миллионов рублей. По мнению предпринимателя, необходимо сначала изучить потенциал региона, скоординировать действия владельцев сетей заправок, а уж потом говорить о конкретных проектах.
 
Источник: rg.ru