Статью с критикой «размораживания» торговой сделки между ЕС и странами блока Mercosur опубликовала Кристиан Ламберт, президент Copa Cogeca (союз, представляющий интересы европейских фермеров): «Выборы в Бразилии, состоявшиеся 30 октября 2022 года, во многих отношениях стали историческими и будут иметь последствия далеко за пределами страны. Для ЕС избрание Лулы да Силвы рассматривается как сигнал: торговую сделку между ЕС и МЕРКОСУР можно доставать из морозильной камеры!
По сути, полемическая сделка, подписанная с латиноамериканским торговым блоком в 2019 году, до сих пор не ратифицирована.
Четыре года назад Европейский парламент и несколько государств-членов ясно дали понять, что не могут поддержать эту сделку из-за существенного негативного воздействия на сельскохозяйственные рынки ЕС и окружающую среду. Будут ли депутаты Европарламента и государства-члены внезапно менять свое мнение в зависимости от политической окраски новоизбранного президента? Ведь в прошлом месяце сообщалось, что Европейская комиссия ждет результатов выборов с обновленным подходом к сделке. Согласно Politico, «чтобы реанимировать сделку, Брюссель хочет лишить страны их права вето и использовать широкие торговые полномочия ЕС для ратификации соглашения на уровне ЕС - для чего потребуется большинство в Совете и Европейском парламенте - а не в парламенте. 27 национальных парламентов ЕС и несколько региональных парламентов. Это законный путь, но политически чреватый».
Маневрирование - если оно позже подтвердится - шокирует. Мы понимаем, что в связи с российско-украинским конфликтом Евросоюзу необходимо найти новые торговые возможности и реализовать существующие соглашения. Мы разделяем эту цель.
Однако, настаивая на ратификации соглашения между ЕС и МЕРКОСУР, Комиссия может еще больше поставить под угрозу устойчивость сельского хозяйства в Европе. Еще в 2019 году было прямое противодействие соглашению со стороны европейского фермерского сообщества.
Европейская комиссия, безусловно, будет утверждать, что директива о вырубке лесов, затрагивающая импортную продукцию, принятая Европейским парламентом в сентябре 2022 года, усиливает средства контроля и устойчивость соглашения. Это было бы далеко не решение многих проблемных моментов этого соглашения, когда речь идет о сельском хозяйстве. Мы видим, как минимум, три вопроса, по которым Еврокомиссия не смогла дать нам удовлетворительного ответа за три года, прошедшие с момента подписания этого соглашения.
1) Несбалансированное соглашение в ущерб европейскому сельскому хозяйству.
Во-первых, несмотря на доступ, предоставленный продуктам ЕС, таким как вино, молочные продукты, оливковое масло, некоторые фрукты и овощи, соглашение МЕРКОСУР несбалансировано по сельхозотраслям и направлениям. Взяв в качестве примера сектор производства говядины, легко понять, что это соглашение передаст полномочия на переговорах из рук европейских фермеров в руки крупных операторов в странах МЕРКОСУР.
2) Кумулятивные эффекты, неустойчивые в долгосрочной перспективе.
Во-вторых, европейские фермеры обеспокоены кумулятивным и трудно поддающимся количественной оценке воздействием всех соглашений, уже подписанных ЕС. Эта озабоченность была подтверждена собственным исследованием Комиссии о влиянии торговых сделок на сельскохозяйственную продукцию! В этом контексте соглашение между ЕС и блоком МЕРКОСУР может стать последней каплей, которая сломает спину верблюду. В секторе птицеводства ежегодный импорт из стран МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай) будет эквивалентен совокупному производству Дании, Финляндии и Швеции.
3) Двойные стандарты ЕС.
Еще в 2019 году это соглашение усложнило бы жизнь фермерам из ЕС, применив двойной стандарт между тем, что запрещено в ЕС, и тем, что разрешено в рамках импорта. Сектор сахарной свеклы является ярким примером. По этому соглашению Европа будет импортировать сахар и этанол, которые никоим образом не соответствуют европейским стандартам производства. Только в Бразилии используется 27 гербицидов и инсектицидов, запрещенных в Европе.
После политического соглашения 2019 года мы наблюдаем регулятивное цунами, разворачивающееся в ЕС с развитием Европейского зеленого соглашения. В настоящее время в Брюсселе обсуждаются десятки регуляторных инициатив, влияющих на сельское хозяйство, по вопросам восстановления природы, биоразнообразия, промышленных выбросов, использования средств защиты растений, благополучия животных и т. д.
С другой стороны, российско-украинский конфликт серьезно влияет на производство продуктов питания в ЕС, вызывая рост затрат, что особенно заметно на рынках удобрений и энергии. Будучи менее затронутыми последствиями конфликта, страны МЕРКОСУР укрепят свою конкурентоспособность в сельском хозяйстве.
Проще говоря, черным по белому: любая попытка Комиссии ЕС форсировать принятие этого соглашения была бы поистине скандальной и создала бы опасный прецедент для европейского сельского хозяйства».
(Источник: Copa Cogeca. Автор: Кристиан Ламберт, президент Copa Cogeca. Фото: Наталья Шаповалова).
