Министр сельского хозяйства России Александр Ткачев подписал приказ, утверждающий программы продвижения и увеличения объемов экспорта отдельных видов продукции АПК до 2020 г., в том числе продукции микро-, малых и средних предприятий в рамках приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК». В числе утвержденных программ — развитие экспорта нишевой продукции с высокой маржинальностью, в которую вошла локальная отраслевая программа (ЛОП) «Органическое сельское хозяйство».
Четыре направления этой ЛОП — экспорт в страны ЕС, Западной Азии, в Китай и рынок России — разработаны Союзом органического земледелия (СОЗ), членом рабочей группы. Виды потенциальной продукции для экспорта — зерновые и бобовые культуры.
По каждой из программ утверждены ключевые показатели эффективности и мероприятия по развитию экспорта. Потенциал экспорта органической продукции из России СОЗ оценивает в 290 млн долл.
Ограничения поставок
Среди основных лимитирующих факторов экспорта органической сельхозпродукции в документе указаны: отсутствие законодательного регулирования органического производства (отсутствие законодательной идентификации органической продукции); недостаточная гармонизация стандартов РФ ГОСТ Р 56508–2015 и основных международных стандартов ЕС 834/2007 и USDA organic; отсутствие работоспособной национальной системы сертификации органических производителей.
Поскольку производители органической сельхозпродукции, как правило, это малые и средние предприятия (зачастую со статусом КФХ), в СОЗ считают, что при выработке мер их поддержки следует ориентироваться на национальные и региональные программы поддержки малых сельхозпредприятий-экспортеров в развитых странах.
«Процессы и методы производства органической продукции в настоящий момент не входят в состав базовых критериев для установления аналогичности товаров в соответствии с правилами ВТО. За исключением стран ЕС и Северной Америки (США и Канада), органическая продукция регулируется так же, как и традиционная. Однако импорт и экспорт органической сельхозпродукции часто выводят из-под квотирования двумя путями — это признание эквивалентности системы регулирования органической продукции и органического соответствия зарубежных стран (Аргентина, Индия, США, ЕС, Япония) и прямая органическая сертификация аккредитованными/признанными органами страны-импортера (США, Китай, Япония)», — говорит председатель правления СОЗ Сергей Коршунов.
Компенсации соседей
В ряде стран существуют программы поддержки трансфера традиционных сельхозтоваропроизводителей в органические, например в США. Они включают частичную компенсацию затрат на сертификацию, финансовую поддержку на единицу обрабатываемой площади / единицу готовой продукции на период конверсии, компенсационную поддержку в виде снижения налоговых платежей на сохранение окружающей среды, поощрительную поддержку на использование методов увеличения биологического разнообразия. Аналогичные программы по агроэкологии существуют в ЕС и Японии, поясняет г-н Коршунов.
«В странах с экспортно-ориентированным сельским хозяйством (Индия, Аргентина, Тунис) основная доля поддержки связана не с агроэкологией, а с повышением объема экспорта, — продолжает эксперт. — В этих странах компенсируют затраты на сертификацию, маркетинг и продвижение национальной органической продукции, снижаются налоговые платежи», — говорит он.
Меры поддержки
В принятой ЛОП мероприятия по развитию экспорта включают: принятие федерального закона по органическому сельскому хозяйству (ответственный исполнитель — Госдума); гармонизацию национальных и международных стандартов органической продукции (ответственный исполнитель — Росстандарт); создание национальной системы сертификации органических производителей, аккредитацию компаний-сертификаторов в странах-импортерах (ответственный исполнитель — Россельхознадзор); выделение органической продукции отдельными кодами ТН ВЭД, а производителей ОКВЭД (ответственный исполнитель — Росстандарт); создание системы информационной поддержки малых предприятий-экспортеров (ответственный исполнитель — Российский экспортный центр); создание системы продвижения предприятий-экспортеров органической продукции за рубежом (ответственные исполнители — Российский экспортный центр и торговые представительства РФ).
Все перечисленные меры в равной степени будут способствовать и развитию внутреннего российского рынка органической продукции, который, как считают в СОЗ, не менее важен.
Обязательные сертификаты
Производителям, желающим экспортировать органическую продукцию в Китай, желательно иметь сертификацию по стандарту USDA organic, так как большая часть органического сельхозсырья идет в переработку с дальнейшей реализацией готовой продукции в США и Канаде. Обязательное требование экспорта в страны ЕС — наличие европейского сертификата соответствия EU по регламенту (ЕС) 834/2007.
Для экспорта в ЕС, Китай и страны Западной Азии в ЛОП предусмотрено снятие контрольных и ограничительных барьеров, частичная компенсация затрат на сертификацию, а также частичная компенсация страхования сделок с покупателями.
Избыток заказов
По данным СОЗ, из-за рубежа в Россию регулярно поступают заказы на сертифицированную органическую продукцию. Ее готовы покупать Нидерланды, Канада, Италия, Франция и Германия. Однако в РФ наблюдается дефицит сертифицированной органической продукции и обеспечить поступающие заказы пока нечем. Российские производители явно упускают выгоду.
Некоторые иностранные заказчики готовы работать по предварительным контрактам. Они настроены на долгосрочное сотрудничество вплоть до личного приезда в хозяйства для налаживания взаимодействия, оказания помощи в получении сертификата. Настолько велик интерес к развивающемуся рынку России.
Взлет Украины
За последние 3 года, по данным международных трейдеров, Украина подняла цены на органические зерновые в 3 раза. На фоне дефицита продукции покупатели вынуждены соглашаться на эти условия. Если Россия выйдет на рынок, это создаст здоровую конкуренцию.
По данным Украинской аграрной конфедерации, в июле – ноябре сезона 2016/17 Украина экспортировала 34,2 тыс. т органической пшеницы, что на 22% превысило показатель предыдущего сезона (28 тыс. т). По текущим ценам объем продаж составил около 11 млн долл. Основными импортерами украинского зерна выступили Германия (30%), Великобритания (22%), Нидерланды (15%) и Италия (14%).
Спросом у зарубежных закупщиков пользуются сертифицированные по международным стандартам (EU или NOP) органические зерновые, бобовые и масличные культуры, а также продукты переработки, особенно жмых подсолнечника.
Мировые трейдеры с нетерпением ждут появления России на рынке органической продукции. Это поможет снизить давление украинских поставщиков.
Востребованные культуры
На первом месте по запросам органическая пшеница, цены на которую на 100% выше, чем на выращенную традиционным способом. Она входит во все заказы. В сезоне 2017 г. до 100% поднялась наценка на органическую кукурузу и сою. На 60% дороже стоит гречиха и просо. Уже несколько лет стабильной остается наценка в 100% на органический лен. Также популярностью пользуются: спельта, семена кунжута (и жмых), ячмень, рожь, полба, фасоль, люпин, рапс, горох, пелюшка.
Германию, Францию и Италию особенно интересуют семена органической сои. Также востребованы семена трав (клевер, люцерна), семена зерновых (пшеница, лен), семена тыквы. Цена на каждую партию формируется индивидуально путем торга, учитывается много факторов. Партии начинаются от 2 тыс. т.
Интерес к российской сертифицированной органической продукции связан с тем, что мировой рынок органической продукции стабильно растет на 5–15% на протяжении последних 10 лет. По статистическим данным, в европейских странах спрос на органические продукты продолжает расти, а количество сертифицированных земель увеличивается незначительно.
«Для экспорта органической продукции из России наиболее перспективны рынки с высокой покупательной способностью — ЕС, США, Япония. В развивающихся странах органические производители работают на них, — обращает внимание г-н Коршунов. — Для России еще перспективен экспорт в Китай, где растет уровень благосостояния и люди следят за здоровьем», — добавляет он.
Потенциал производства
Производство органических зерновых, бобовых и масличных культур возможно во многих регионах РФ — СКФО, Республика Крым, Ростовская, Воронежская, Волгоградская, Саратовская, Оренбургская области, Республики Татарстан, Башкортостан, Алтайский и Приморский края и др.
В России созданы базовые условия для открытия новых перспективных и высокомаржинальных ниш. В СОЗ имеются проверенные в действующих хозяйствах органические технологии и специалисты, способные проводить комплексное агросопровождение. Для работы в России аккредитовано 12 органов по сертификации органической продукции. Один из них — «Контрол юнион сертификейшенс» входит в СОЗ.
«Экономика производства органических зерновых в российских условиях выгодна производителю даже без премиальной надбавки по цене, — считает Денис Морозов, директор Научно-испытательного центра «Агробиотехнология». — Современные биотехнологии позволяют сохранять урожайность без применения химии на зерновых культурах на таком же уровне, что и по традиционной технологии, при этом затраты на защитные мероприятия снижаются», — отмечает он.
Потенциальные производители, способные войти в органическое сельское хозяйство, — это компании, которые успешно тестируют приемы отказа от пестицидов и минудобрений, а также те, кто уже экспортирует зерновые, бобовые и им интересно попробовать новые высокомаржинальные ниши, диверсифицировать бизнес.
Сверзадача России — это продавать на международном рынке переработанную сертифицированную органическую продукцию, а не просто сырье.
В СОЗ считают, что параллельно с экспортом органической продукции необходимо развивать и внутренний рынок. Например, член союза, директор ООО «Арома-Трейд» Павел Наумов успешно экспортирующий на запад органические эфирные масла, принципиально не продает сертифицированную органическую пшеницу и рожь за границу. Он полагает, что в первую очередь качественной экологически безопасной продукцией должен быть обеспечен российский потребитель.
Анна Любоведская
Заказы на органическую сельскохозяйственную продукцию, поступившие в адрес Союза органического земледелия.
Продукция должна иметь сертификат «Органик» по стандартам EU или NOP.
Нидерланды
Интересует на пре-контрактной основе:
— пшеница продовольственная урожая 2017 года в количестве 2500мт, протеин – мин. 11,5%, число падения – мин. 275с.
— Жмых подсолнечный, 32%, урожай 2017 года, для годового контракта – 500-600мт в месяц
— Горох желтый 1000мт, урожай 2017года
Также интересуют следующие позиции:
Пшеница (продовольственная и фуражная), кукуруза, спельта, семена подсолнечника (и жмых), лен коричневый (и жмых), семена кунжута (и жмых), соя (и жмых), ячмень, рожь, полба, фасоль, люпин, рапс, горох, пелюшка
Италия
Кукуруза : 10000-15000 тонн в год
— Пшеница и ячмень не могу ничего сказать по этой продукции, так как зависит всё от пошлин.
— Соя : 4000-5000 тонн в год
— Подсолнечник : 1000-2000 тонн в год
— Горошек протеиновый : 3000 тонн в год
— Вика ( vicia fava) : 3000 тонн в год
А также: гречиха, пшеница, яровая пшеница, озимая пшеница, ячмень, овес, рапсовые семена (для пищевой промышленности и кормов), рапсовое масло, овес очищенный (семена), семена сои, пшеница (семена), кукуруза (для пищевой промышленности и кормов), жмых подсолнечника ( для кормов), жмых льна ( для кормов), семена льна коричневые ( для пищевой промышленности), семена подсолнечника очищенные АА (для пищевой промышленности), семена тыквы (для пищевой промышленности)
Франция:
Заказ 1:
— Органические зерновые культуры (кукуруза, рис, овес, ячмень и другие органические семена)
— Органические бобовые культуры (горох, бобы)
— Органические масличные культуры (подсолнечник, соевые бобы, рапс)
Особый интерес представляют семена органической сои.
Заказ 2:
Особенно интересны органические продукты подсолнечника: семена, подсолнечное масло и подсолнечный жмых. Европейскому рынку также не хватает органического подсолнечного жмыха, у нас большая возможность сбыта. (От 20 до 40000 тонн в год.)
Кроме того, интересно следующее сырьё: горох, бобы, кукуруза, пшеница, рапс и т.д.
Германия
— рапс как масличная культура
— соевые бобы кормовые
— люпин кормовой
— горох и бобы полевые
— подсолнечник, как масличная культура
— пшеница I кл., пшеница твердая, пшеница-спельта
— семена трав (клевер, люцерна), семена зерновых (пшеница)
