Какие тенденции будут править отраслью АПК в ближайшие 10 лет и откроют путь к успеху

В аналитической статье экспертов из «Бостон Консалтинг Групп» рассматриваются важные моменты развития как АПК в целом, так и по отраслям семеноводства и СЗР.

«За последние 70 лет инновации в семенах, удобрениях и средствах защиты растений изменили рынок сельского хозяйства и изменили жизнь миллиардов людей во всем мире.

Сегодня каждый фермер в США кормит 164 человека против 19 в 1940 году. В Индии ежегодное производство пшеницы выросло с 10 миллионов тонн в 1960-х годах до 73 миллионов тонн в 2006 году.

В целом, мировая производительность сельского хозяйства увеличилась более чем вдвое.

Однако в последние годы темпы инноваций среди крупных сельскохозяйственных компаний, производящих семена и средства защиты растений, значительно замедлились. Это проблема, и не только для этих компаний: дальнейшее развитие АПК абсолютно необходимо, поскольку фермерам надо кормить прибывающее мировое население на фоне климатических угроз и потери пахотных земель из-за урбанизации.

Не нужно долго размышлять, чтобы понять причины замедления прогресса в АПК: нормативная среда ужесточилась (не без усилий экологически озабоченной общественности), стоимость научных исследований и разработок существенно подорожала. И теперь компании, занятые в производстве семян, удобрений и СЗР, должны открыть «второе дыхание», основываясь на понимании потребностей клиентов и открытости своих исследований.

Урожай проблем

Начиная с начала 1990-х годов, компании представили ряд инновационных семян, пестицидов и гербицидов, которые с тех пор изменили способ выращивания нашей пищи.

Первая генетически модифицированная культура, томат Flavr Savr, появилась на рынке в 1994 году, за ней последовали многочисленные генетически модифицированные сорта кукурузы, картофеля и хлопчатника. Инновации в средствах защиты растений также росли в 90-х годах: «Амистар» от Syngenta (азоксистробин), представленный в 1997 году, по-прежнему является самым распространенным фунгицидом в мире.

Однако с тех пор темпы инноваций значительно замедлились. Причины понятны, но их трудно преодолеть: высокие затраты (в первую очередь, на разработку продукта в условиях все более строгой нормативно-правовой базы); изменение потребительских предпочтений; повышенная сложность для получения продуктов следующего поколения.

Количество активных ингредиентов в новых средствах защиты растений, ежегодно вводимых, резко сократилось: с более чем 30 в 2000 году до менее 20 к 2018 году. Между тем число патентов, поданных на новые семена и признаки, достигло пика в 2012 году, затем последовало снижение.

В результате компании сейчас, в основном, фокусируются на постепенном улучшении существующих технологий, включая, например, разработку новых составных признаков в кукурузе, соевых бобах и хлопке, а также в новой зародышевой плазме с помощью инноваций по секвенированию генов и селекции. А новейшие средства защиты растений представляют собой преимущественно переформулировки прошлых соединений.

Между тем, хотя научные и нормативные препятствия все еще высоки, ряд областей предлагает потенциал для прорывных инноваций. Примеры включают в себя:

- Генетически модифицированные (ГМ) черты, устойчивые к болезням. Разработка семян с новыми признаками устойчивости к болезням очень сложна, и, хотя инвестиции остаются сильными, и несколько программ продолжаются, ни одна успешная характеристика устойчивости к болезням еще не имеется в продаже.

- Выходные характеристики ГМ-культур. Несмотря на научную сложность этих усилий, исследователи продолжают исследовать способы повышения урожайности с помощью генно-инженерных и нативных характеристик производства. Однако пока они достигли лишь ограниченного прогресса, поскольку восприятие потребителями генно-инженерных продуктов остается на низком уровне.

- Гибридная пшеница. Первое поколение гибридных семян пшеницы имело ограниченный коммерческий успех, поскольку до сих пор прирост урожая был слишком низким, чтобы оправдать сложность и стоимость этих усилий. Компании продолжают исследовать эту потенциально ценную возможность, но никаких реальных прорывов сделано не было. Новые генетические подходы однажды смогут преодолеть это препятствие.

- Новые активные ингредиенты для защиты растений. Количество активных ингредиентов на поздней стадии разработки резко сократилось из-за увеличения затрат на НИОКР, что обусловлено более высокими затратами на нормативные и полевые испытания, а также растущей научной сложностью.

- Способ действия гербицидов в защите растений. В течение почти 30 лет не было продано ни одного нового способа действия, предназначенного для преодоления растущей устойчивости сорняков к существующим активным ингредиентам гербицидов. Исследования продолжаются, но вероятность нахождения новых способов действия гербицидов кажется низкой.

В то время как некоторые полагают, что недавняя волна консолидации в отрасли может поддержать новые инновации, поскольку входящие компании приобретают более широкие возможности, другие (включая некоторых антимонопольных регуляторов) обеспокоены тем, что усиление рыночной власти может фактически подавить инновации.

Между тем, прогрессивные разработки в значительной степени переместились в область цифрового и точного сельского хозяйства, включая автоматизацию фермерских хозяйств и принятие решений на основе данных для обеспечения точного применения сельскохозяйственных ресурсов.

Перспективы на будущее

Ключевая тенденция, оказывающая влияние на всю отрасль АПК в целом, - изменение потребительского спроса.

Изменения в потребительском спросе и нормативные ограничения уже заставляют фермеров искать новые способы устойчивого повышения урожайности.

Покупатели хотят качественных, здоровых продуктов с прозрачной цепочкой поставки. В то же время регулирующие органы требуют, чтобы фермеры производили продукты питания, используя меньше ресурсов и оказывая меньшее негативное воздействие на окружающую среду, да еще и сохраняли разумный ценовой подход.

В этом должны помочь компании, поставляющие аграриям необходимые ресурсы. Скажем честно, нелегкая задача! Строгие правила ограничивают виды семян и средств защиты растений, а многие вредители и сорняки приобретают устойчивость к старым СЗР. Выход – в разработке биоальтернатив, так как давление на агрохимические препараты будет только усиливаться в ближайшие 10 лет, считают аналитики.

С одной стороны, технологии редактирования генов, в первую очередь методы CRISPR / Cas, могла бы стимулировать реальный прорыв в создании новых признаков в различных культурах, если бы ослабили правила, регулирующие использование этих технологмй. ЕС уже классифицировал генные культуры как генетически модифицированные организмы, и существует риск того, что другие страны могут последовать примеру ЕС.

Ажиотаж вокруг технологии РНК-интерференции несколько поутих. РНК-интерференция – это технология, которая позволяет подавлять специфические гены в организме-мишени, дает возможность преодолеть проблему устойчивости к сорнякам и вредителям и улучшить защиту растений. Однако, поскольку ни один продукт, использующий эту технологию, еще не был по-настоящему успешным на рынке, первоначальное волнение пошло на убыль.

Микробиомные технологии, использование природных организмов, таких как бактерии, дрожжи и грибы для укрепления растительной и корневой систем выглядят самыми перспективными. Особенно, на фоне внедрения точного земледелия.

Вообще, достижения в области автоматизации уже оказывают преобразующее влияние на сельское хозяйство, сокращая использование удобрений, СЗР, трудозатраты. Появляются новые виды сельхозоборудования для точного земледелия (например, датчики, дроны и разбрызгиватели), а также новые роботы для прополки и сбора урожая.

Многие фермеры, как и компании, имеют на руках системы для сбора и аналитики данных, что позволяет принимать индивидуальные решения о том, как и когда сажать и собирать урожай, а также когда и где применять предписанные количества вводимых продуктов.

Значит, в интересах компаний предоставить аграриям интегрированные и персонализированные цифровые платформы для улучшения их деятельности, включая специфичную для клиента информацию о работе фермы, агрономии, климате, местных условиях и т. д. Тем самым, обеспечивая аграриям прибыль, которая выходит за рамки стоимости продуктов, можно продавать больше.

Правильный подход к продажам важен, ведь грядет конкуренция со стороны шустрых стартапов. Сейчас – на фоне коронавирусных событий в экономике – многие поняли, что сельское хозяйство будет только растущим сегментом, в отличие от другого бизнеса. Так что ждите выхода на рынок, так называемых, агротехнических стартапов, готовых потягаться даже с опытными и крупными игроками.

В последние годы инвестиции в эти молодые сельскохозяйственные технологические компании быстро росли, количество приобретений в секторе также увеличивается. Вот только один пример: компания Blue River Technology, которая использует компьютерное зрение и искусственный интеллект для применения биологизированных СЗР, была приобретена компанией John Deere в 2017 году за 305 млн долларов США, что является одним из крупнейших агротехнических соглашений за последние пять лет.

Фактически, некоторые аналитики рынка ожидают, что только две из десяти ведущих компаний, занимающихся сельскохозяйственным производством, останутся в числе ведущих игроков через десять лет. Если крупные игроки хотят избежать этой участи, им необходимо научиться правильно расставлять приоритеты в своих исследованиях и разработках, а затем распределять финансовые и кадровые ресурсы.

Ресурсы НИОКР должны быть направлены на решение самых больших проблем, с которыми сталкиваются аграрии, а не на «просто науку».

Теперь вся компания должна быть инновационной, ориентированной на клиента, с готовностью быстро выводить на рынок новые продукты и услуги и быстро восстанавливаться в случае неудачи. Отделы маркетинга и сбыта также должны мыслить и действовать инновационно, разрабатывая новые способы улучшения понимания потребностей клиентов и создавая комплексные решения для их удовлетворения.

Условия в аграрном секторе быстро меняются. И тот, кто успевает за изменениями, останется в выигрыше».

(Источник: Boston Consulting Group. Авторы: Торстен Курт, Клеменс Меллер, Ян-Фредерик Йеррач, Бьянка Адольфс, Герд Вюббельс, Декер Уокер).