Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Документы присоединения страны к ВТО включают Протокол на 20 тыс. страниц — 1665 листов печатного текста на английском языке. Он содержит 23150 условий нашего участия в организации.
Страна теперь обязана выполнять все требования, зафиксированные в основополагающих документах организации, а именно в Соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), Соглашении по торговле услугами, Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Соглашении по сельскому хозяйству и Соглашении по санитарным и фитосанитарным мерам. Однако и более 10 других Соглашений также требуют выполнения их законодательных положений.
Рост замедлился
Вступление России в ВТО скажется на всех секторах экономики и до сих пор неясно, какой социально-экономический эффект получит страна от членства в этой организации. До вступления в ВТО по оценкам экспертов рост производства в основных отраслях АПК и пищевой промышленности должен был составлять около 2% в год. Однако теперь достижение таких темпов может стать невозможным, т.к. предполагавшаяся господдержка для защиты от иностранной конкуренции к концу переходного периода должна быть прекращена.
Переходный период 8 лет, обозначенный в Соглашении о вступлении России в ВТО, потребует значительных усилий по повышению производительности ведущих отраслей АПК с использованием новых технологий, привлечения инвестиций в сельское хозяйство, что должно привести к производству конкурентоспособной продукции, способной по объему и качеству противостоять дешевому импорту. Эта модернизация АПК невозможна без возрастающей поддержки государства на весь период, пока отечественное сельхозпроизводство не достигнет технологического уровня ведущих стран-членов ВТО.
По индексу конкурентоспособности Россия находится на 63 месте из 75 развитых и развивающихся стран. Технологическое перевооружение отечественной промышленности и сельского хозяйства происходит медленно из-за очень низкого уровня использования наукоемкой продукции.
На мировом рынке наукоемкой продукции 36% занимают США, Япония и ЕС — по 30%, Китай — 6%, Россия — 0,3%. Между тем, статус страны в ВТО и ее способность использовать преимущества, предоставляемые этой организацией, определяются экономической мощью.
Продбезопасность под угрозой
В последнее время в мире, в т.ч. и в странах ВТО, очень остро стоит проблема обеспечения продовольственной безопасности стран. В нашей стране принят Федеральный закон: «О продовольственной безопасности Российской Федерации», в соответствии с которым 80% потребляемых продуктов должно производиться внутри страны. В то же время пошлины на импорт пищевого сырья и продуктов питания в России самые низкие среди стран-членов БРИК: у них в среднем 12%, у нас — около 5%.
В ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей» указывается, что 70% хозяйств имеют просроченную задолженность перед бюджетом. И в связи с этим очень своевременными являются меры Правительства РФ о списании долгов сельхозпроизводителей, особенно учитывая, что по обеспечению продовольствием на душу населения Россия находится на 40 месте в мире.
По оценкам экспертов, к 2020 г. в стране доля импорта сельхозтехники вырастет до 97%. Подписанный Президентом РФ В.В.Путиным в декабре 2003 г. ФЗ «О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» в полной мере не реализован. В результате сегодня Россия входит в число 15 основных импортеров продовольствия в мире.
Теряем 20 млрд долларов
ВТО требует 17% расходной части госбюджета тратить на поддержку сельского хозяйства, в России она в разы меньше. Вклад в АПК в процентах от ВВП: США — 13%, ЕС — 25%, Россия — 3%. Соответственно, и налоговые поступления от реализации продукции сельского хозяйства: США — 34%, ЕС — 30%, Россия — 0,5%.
По оценкам отечественных и зарубежным экспортеров, работать по правилам, нормам и требованиям ВТО сегодня готовы лишь около 10% российских предприятий сельхозпроизводителей и 50% перерабатывающих предприятий. Более 60% сельхозпредприятий убыточны. Средние ежегодные потери отечественного сельхозпроизводства составляют около 20 млрд долл. При этом Соглашения ВТО не распространяются на российскую Госпрограмму развития сельского хозяйства на 2012—2020 гг.
Равноправному использованию Россией механизмов ВТО для гармонизации международной торговли препятствует постоянно усиливающаяся глобализация распределения продукции сельского хозяйства.
Всего 6 стран определяют основную массу продаж пищевых продуктов: США — 47,5%, Франция — 10%, Нидерланды — 9,2%, Германия — 7,5%, Англия — 6,2%, Япония — 4,4%. Остальные 140 стран имеют суммарную долю продаж — 15%.
Патентное бесправие
Сейчас 6 транснациональных корпораций (ТНК) контролируют 75% рынка зерновых злаковых культур и цены на них, 10 ТНК контролируют 50% мировой торговли семенами.
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности разрешает ТНК патентовать семена сельхозкультур, сельскохозяйственные и лесные растения, любые живые формы и микроорганизмы. Опасным элементом этого соглашения является право ТНК вести контроль за использованием патентов, производством и распространением семян, растений и других живых организмов, в т.ч. генно-инженерно-модифицированных семян и растений.
По данным совместного исследования Международного фонда сельскохозяйственного развития и Австралийского фонда контроля наследственных качеств семян, установлено 150 случаев, когда исследовательские институты и корпорации получали патенты или лицензии на использование природно встречающихся видов растений, многие из которых были использованы для выращивания в 1991—1993 гг., т.е. до создания ВТО. В это время было получено 8 патентов. А уже с 1999 по 2001 г. ежегодно выдавалось по 281 патенту только на сорта и семена сои и кукурузы. Интенсивно патентовались дикие формы, сорта и линии риса. Согласно Соглашению патентование дает все права на использование семян, растений и других живых организмов. Все это в настоящее время характеризуется как «биоколониализм» и «биопиратство».
Биопиратские тенденции распространяются не только на культурные, но и на очень многие традиционные аборигенные семена и культуры, например такие, как рис басмати, нут, перец и другие местные культуры. И это делается несмотря на то, что такое использование Соглашения противоречит Международной конвенции по биоразнообразию.
Корпорации Archer и Каргилл контролируют продажу всех видов, сортов и гибридов кукурузы во всем мире. В России сеется 310 сортов и гибридов кукурузы, в т.ч. 164 — зарубежной селекции. Постоянно увеличивается использование для производственных посевов зарубежных сортов пшеницы. Лучше положение в рисоводстве. Несмотря на то, что с 2006 по 2011 гг. валовой сбор риса увеличился с 686 тыс. т до 1,093 млн т, посевы зарубежных сортов увеличились незначительно. Качество импортируемой крупы нестабильно по годам, и в отдельные годы число забракованных партий достигает 75%. А, в общем, стоимость импорта сельхозпродукции в 4 раза превышает консолидированную финансовую поддержку сельского хозяйства государством.
Уровень ответственности
Но не надо демонизировать ВТО. Ущерб, который понесет Россия после вступления в эту организацию, связан с тем, что страна не подготовилась должным образом к выполнению ее условий, требований и законов. А в ВТО существует очень высокий уровень юридической ответственности за незаконное использование зарубежных семян, сортов, машин и технологий.
ВТО — это принципиально иная открытость внутреннего рынка — его максимальная прозрачность.
Устойчивое развитие сельского хозяйства — это удовлетворение потребностей в его продукции нынешнего поколения россиян без лишения такой возможности будущих поколений. На момент вступления в ВТО в стране основные показатели, характеризующие устойчивое развитие сельского хозяйства еще не соответствуют критериям успешно развивающихся стран.
Неверие в продолжение стабильного развития отечественного сельского хозяйства проявляют руководители крупных финансовых и промышленных структур. Уже многие не только мелкие и средние сельхозпредприятия, но и крупные агропромышленные комплексы столкнулись с резким сокращением объемов выдачи кредитов коммерческими и государственными банками. Например, совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин был вынужден признать, что объем заказов на его заводах упал в 1,5—2 раза, поскольку сельхозпроизводители сворачивают инвестиционные программы из-за опасений, что не смогут выдержать конкуренции с крупными ТНК и дешевым импортом из Китая.
Плюсы и минусы членства
Анализируя положительные и отрицательные для экономики России последствия вступления в ВТО можно их кратко определить следующим образом.
Положительные результаты:
— организованное вхождение экономики страны в мировую экономику и создание международной производственной кооперации;
— распространение режима наибольшего благоприятствования на отечественные товары и технологии;
— защита отечественной международной торговли от дискриминационных налогов, акцизов и таможенных пошлин;
— защита от технических барьеров в торговле;
— возможность непосредственно влиять на механизмы международных экономических связей;
— возможность полноценного государственного участия в разрешении торговых, таможенных и других споров;
— общее экономическое пространство с ЕС в области сельского хозяйства, учитывая, что на эти страны приходится 35% нашего торгового оборота.
Отрицательные результаты:
— жесткие требования для открытия экономики страны иностранным конкурентам без получения взаимных привилегий;
— резкий рост цен на энергоносители;
— установление ставок импортных пошлин 5% с дальнейшей их полной отменой;
— отказ от пошлин и квот на вывоз всех видов, в т.ч. и сельскохозяйственного, сырья;
— отмена норм российского законодательства и переход на нормы и правила ВТО, которыми мы пока слабо владеем;
— свободные доступ и деятельность в России иностранных банков, страховых компаний и любых других официальных учреждений;
— свобода деятельности в России иностранных СМИ, телекоммуникационных и рекламных услуг.
Стратегия выживания
Для быстрейшей адаптации и устойчивого развития сельского хозяйства в ВТО нашей стране необходимо:
— оптимизировать цены на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, обеспечивающую расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве;
— увеличить уровень постоянной господдержки до 45% всех видов дотаций и компенсаций сельхозпроизводству;
— создать на государственном уровне благоприятные условия для инвестиций в АПК;
— создать адекватную состоянию сельхозпроизводства налоговую политику;
— снизить удельный вес импортного продовольствия в общем объеме потребления до 15%;
— увеличить платежеспособность населения в 2,5 раза;
— обеспечить рост производительности труда в сельском хозяйстве в 2 раза;
— создать фонды продовольствия, семян и фуража на уровне развитых стран;
— провести унификацию отечественных и зарубежных стандартов на сельхозтехнику, сельскохозяйственное пищевое сырье и продукты питания.
Наша страна может быть успешным членом ВТО. Для этого нужно реформировать отечественную экономику и обеспечить ее необходимым и достаточным финансированием.
Олег Монастырский, завлабораторией ВНИИБЗР
