🔹

В России создается первая цифровая онлайн-платформа по организации перевозок и торговли на рынке зерна — Smartseeds. Платформа предоставляет полностью готовый функционал для всех участников рынка, включая перевозчиков, грузовладельцев, терминалы, порты, муниципалитеты и фискальные органы для осуществления полного цикла перевозки. Она обеспечивает контроль и гарантию на всех этапах перевозки груза, с момента подбора заказа и перевозчика до момента отгрузки, включая подготовку транспортных и закрывающих документов для бухгалтерии и мониторинг груза.

Ключевыми клиентами платформы на первом этапе стали экспортеры зерна. По словам руководителя проекта Кирилла Подольского, в декабре прошлого года ее тестирование начали Glencore и «Зернотрейд». Сейчас в системе зарегистрировано девять из десяти крупнейших экспортеров зерна. По наблюдениям г-на Подольского, топ-менеджеры и акционеры компаний заинтересованы в оцифровке перевозок, поскольку это поможет справиться с корпоративной коррупцией.

Около 70% зерна в России перевозится автотранспортом. В регионах, где сегодня внедряется Smartseeds (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края), основные игроки на рынке таких перевозок — это индивидуальные предприниматели. Многие из них чаще всего одновременно выступают и владельцами, и водителями КамАЗов-зерновозов. Емкость парка такого специализированного транспорта в трех регионах г-н Подольский оценил в более чем 50 тысяч машин.

Ввиду большого количества ИП крупные компании-экспортеры и сельхозпроизводители вынуждены работать с ними через посредников, что сказывается на показателях эффективности. Это с одной стороны. С другой стороны, индивидуальные предприниматели постоянно находятся в поиске заказов от экспортеров и сельхозпроизводителей. Кроме того, они очень заинтересованы в сокращении времени ожидания разгрузки в зерновых терминалах. В Краснодарском крае несколько портов, из которых зерно отправляется на экспорт, — Новороссийск, Тамань, Туапсе, Ейск, Темрюк, Кавказ. По словам г-на Подольского, в сезон очереди из КамАЗов, ожидающих разгрузки, растягиваются у зерновых терминалов на 10 км. Бывает, водителям приходится жить в машинах по шесть-семь дней.

Очередь стала электронной

Первый сервис, который внедрил Smartseeds еще в декабре 2017 г., — это электронная очередь на экспортные терминалы. Он позволяет водителям — перевозчикам зерна получать временные слоты для разгрузки в терминалах. Сервис учитывает пропускную способность конкретного терминала, его мощность, потребность в конкретном товаре и другие факторы, влияющие на время разгрузки. При этом в случае форс-мажоров в электронную очередь можно оперативно вносить изменения, например, если перевозчик не смог вовремя прибыть к месту разгрузки.

Для перевозчиков сервис пока бесплатный, включая установку GPS-трекеров на автомобили. В дальнейшем планируется брать комиссию в размере около 15—20%. Для работы с сервисом компаниии-перевозчику необходимо зарегистрироваться в системе и получить квалифицированную электронную цифровую подпись.

Робот ищет партнеров

Для аграриев с февраля 2018 г. работает еще один бесплатный сервис — электронная справочная система по определению лучшего места поставки зерна исходя из цен на него. Робот системы анализирует прайс-листы с сайтов компаний — экспортеров и переработчиков, учитывая объем продукции и сроки поставки, расстояние, транспортные расходы. В итоге предлагается список оптимальных вариантов продажи на выбор.

«Пока это скорее работает как справочный сервис. Мы советуем, с кем можно заключить договор в офлайне и заказать через нашу систему транспорт. В перспективе мы хотим, чтобы продавцы могли размещать в системе твердую оферту, — поделился г-н Подольский. — В будущем через платформу можно будет заключать сделки, при этом система автоматически подберет машины для перевозки груза — и они сразу получат тайм-слоты от терминала, на который им нужно ехать».

Электронная очередь на экспортные терминалы уже помогла ликвидировать многокилометровые пробки на юге России и вернуть жизнь водителей в человеческие условия. Г-н Подольский надеется, что с распространием сервиса электронной очереди на терминалы удастся уравнять стоимость перевозки зерна, независимо от расстояния. Сегодня в цену перевозки закладывается время простоя в очереди, отчего перевозка на короткие расстояния оказывается очень дорогой.

Кроме повышения эффективности логистики оцифровка рынка позволит сделать его более открытым. Здесь будет важна возможность использования электронных товарно-транспортных накладных — такое решение правительство может принять до сентября 2018 г., — сообщил г-н Подольский.

По его словам, сельхозперевозки идеально подходят для тестирования этой системы. «Это позволит оптимизировать документооборот всех участников рынка, ускорит оборот транспорта и позволит сократить расходы», — уверен он. Также это поможет решить проблему перегрузов машин и недобросовестной конкуренции.

Стандартизировать контракты

Еще одна проблема связана с отсутствием в отрасли стандартизированных правил торговли и унифицированных договоров.

«Подобные документы давно действуют во многих странах — в США, Великобритании, Канаде. А международным правилам торговли на зерновом рынке уже насчитывается 150 лет», — отметил г-н Подольский, подчернув, что России необходимо срочно создавать национальные правила зерновой торговли.

«Имея единые правила торговли, проще оцифровать отрасль», — заметил он. В планах бизнесмена — создание автоматизированной системы по торговле и логистике на зерновом и других массовых агрорынках, производящих стандартную продукцию (commodities). Это поможет сделать отрасль прозрачнее, сократит издержки и обеспечит надежность поставок и расчетов, — уверен он.

Большие надежды создатель сервиса связывает с развитием программы «Цифровая экономика», в рамках которой должны заработать цифровые платформы и центры компетенций, в том числе в помощь компаниям-экспортерам, не менее чем по 10 сквозным направлениям.

«Согласно этому документу, в стране должны увеличиться темпы технологического развития и, как следствие, объемы экспорта отечественной продукции. В частности, экспорт в сфере АПК должен составлять 45 млрд долл. в год. Это превышает сегодняшнюю цифру более чем в 2 раза, — сообщил г-н Подольский. Smartseeds намерена стать отраслевой платформой для торговли сельхозтоварами и обеспечения логистики на этом рынке.

Сделать жизнь лучше

По мнению основного инвестора проекта, Артема Кузнецова, он улучшает имидж всей отрасли и позволяет зарабатывать уже сегодня. «Мы находимся в тренде самых современных и востребованных технологий, которые делают жизнь лучше, — доволен он. «По сути это Uber для сельского хозяйства, - сравнивает он с популярным сервисом заказа такси. – У нас те же задачи – победить сегментацию, усилить конкуренцию и снизить цены».

Сейчас компания уже работает в Ростовской области, до конца года также планирует выйти в Краснодарский и Ставропольский края. На платформе уже зарегистрировано более 2000 перевозчиков, с ее помощью перевезено более 100 000 тонн грузов. Оборот компании вырос с $3 тыс. в декабре 2017 г. до $727 тыс. в апреле 2018 г. На российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2018 г. Smartseeds стала победителем «Премии развития» Внешэкономбанка в номинации «Лучший проект в цифровой экономике».

«Мы будем продолжать развивать сервис. После внедрения новых модулей — «Оценка качества сельхозпродукции» и «Экспедиторское обслуживание» — мы приступаем к разработке функционала для проведения торговых операций, поделился г-н Подольский. — География тоже будет расширяться. После закрепления успехов в Ростовской области, а также Краснодарском и Ставропольском краях можно ожидать расширения географического присутствия сервиса Smartseeds на Воронежскую, Тамбовскую, Липецкую и Белгородскую области.

В планах компании — объединить 10 тыс. агрохозяйств, 100 тыс. перевозчиков, перемещать как минимум 40 млн т грузов и занять до 80% рынка автоперевозок. В проект уже инвестировано «несколько миллионов долларов», ожидается, что он окупится «через несколько лет».

Торговать — по правилам

Всего через пару дней после официальной презентации платформы Smartseeds состоялось собрание Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП), где было принято решение о разработке и внедрении единых правил торговли зерном. Для разработки правил создана специальная рабочая группа, которую возглавил CEO компании Smartseeds Кирилл Подольский, передает «Интерфакс».

«Правила, с одной стороны, будут полностью соответствовать российскому законодательству, с другой — станут похожими на правила GAFTA (Grain and Feed Trade Assotition, Международная ассоциация по торговле зерном и кормами), — сказал он. — Правила, в частности, будут предусматривать типизацию контрактов по торговле зерном, создание третейского суда на платформе одного из уже действующих в РФ третейских судов».

По словам г-на Подольского, типизация контрактов приведет к сокращению издержек в торговле зерном, ускорит все процессы, уменьшит риски и сельхозпроизводителей, и трейдеров, поскольку в типовых контрактах будут прописаны все условия. «В GAFTA типовые контракты существуют под определенными номерами, трейдеры просто называют номер контракта. Это не то, что сейчас у нас в компаниях пишут, затем согласовывают, тратя массу времени», — заявил он.

«И самое главное в том, что все будет оцифровано. Тот бардак, который сейчас существует на рынке, оцифровать нельзя», — сказал глава рабочей группы.

Г-н Подольский сообщил, что в группу будут привлечены авторитетные эксперты рынка. «Мы также будем активно сотрудничать с государственными структурами, согласовывать с ними документы», — сказал он. «Считаю, что правила торговли принципиально поменяют наш рынок зерна, повысят его эффективность, сделают его прозрачным», — убежден он.

Г-н Подольский также сообщил, что рабочая группа планирует уже к ноябрю 2018 г., к очередной конференции НАЭСП, представить основные принципы организации торговли, структуру типовых контрактов и другие документы. «Потом понадобится еще пара месяцев для того, чтобы доработать и утвердить их», — сказал он.

 Любовь Леонова

Оригинал статьи на AgroXXI.ru