Изменения требований ОАО «РЖД» по содержанию трасс

 

 

Причинами катастроф на железной дороге зачастую становятся выбегающие на пути животные или вырвавшийся автомобиль. Машинист попросту не успевает среагировать на возникшее препятствие из-за ограниченной видимости, связанной с подступившей к магистрали древесно-кустарниковой растительности!

С тех участков магистралей, где рост травы и кустарника не регулируется все чаще приходят сводки о возникшем пожаре из-за сухой травы и кустарника, либо о замыкании верховой контактной сети, связанной с наклонением на высоковольтную линию аварийных деревьев, что приводит к задержке поездов и экстренному выезду бригады к месту аварии.

На первый взгляд, с точки зрения простого обывателя, обкос травостоя и кустарников несет исключительно эстетическую функцию, в то же время правление РЖД бросает все средства и силы, на организацию полноценных полос отвода, ставя внешний вид зон отчуждения вокруг магистрали на последнее место. На первом же месте стоит безопасность эксплуатации дороги!

В целях осуществления контрольных функций над ростом сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности, управления железных дорог организуют мероприятия, посредством аукционов и выбором подрядчиков на подавление прорастания семян, ликвидации травянистой растительности, которой все же удалось прорасти, и регулируют высоту древесно-кустарниковой растительности. Реализовывать эти программы, подрядчики берутся, вооружившись, как правило, мульчерами и травокосилками — в случае борьбы с деревьями и кустами, и опрыскивателями с жидкими гербицидами — для остановки популяции в зоне отчуждения травяной растительности.

ОАО «РЖД» тратит ежегодно порядка 70 млн. рублей на осуществление борьбы с растительностью, так как необходимо создавать хорошую доступность видимости пути, особенно на тех участках дорог, где ходят высокоскоростные поезда «Сапсан».

Подрядчиков на содержании железнодорожной магистрали отныне обязывают проводить комплексную обработку железнодорожного полотна и полосы отвода. Комплекс включает в себя химическое подавление потенциала травянистой растительности на полотне и полосе отвода воздействием водяного раствора гербицидов, и механическое воздействие на древесно-кустарниковую растительность. Так как механическая обработка (обрезка, вырубка без корчевания) только стимулирует дерево к росту, подрядчиков обязывают после мульчирования (измельчения деревьев и кустов на корню посредством мульчера на тракторе или экскаваторе) вторым этапом обрабатывать гербицидами для подавления потенциала роста.

Многие подрядчики для протравки после мульчирования активно применяют гербициды на основе сульфометурон-метила на железнодорожной магистрали. Их особенностью, как гербицидов почвенного действия, является фитотоксичность в течение 1,5—2 лет после внесения. Исключительное удобство использования после мульчирования таких препаратов то, что инертным наполнителем для гранулированного гербицида выступает мульча, полученная после измельчения древесно-кустарниковой растительности мульчером. Таким образом, применение мульчера, а не только протравка полосы отвода гербицидом без механического воздействия, приводит к оптимизации затрат, уменьшению себестоимости проведения работ, ведь после мульчера остается мульча которая заменяет другие инертные материалы такие как опилки или песок, которые нужно закупить, и доставить на место проведение работ.

По данной технологии работают подрядчики на многих участках дороги. Так, на Печерской дистанции Сосногорского отделения Северной железной дороги подрядчик определил для себя стратегическую тактику борьбы с растительностью в комплексе средств механизации, которые представляет трактор в паре с итальянским механическим мульчером, а так же отечественная туковая сеялка РТТ-4,2, которой вносят гранулированные гербициды.

Такой «двойной удар» позволяет РЖД минимизировать расходы, и уменьшать длительность окон, необходимых для организации данных мероприятий, а так же позволяет осуществлять срезку поросли не чаще, чем раз в 5—8 лет! Помимо того, у железнодорожной отрасли есть необходимость создавать эффективные средства механизации, совмещающих срезку растительности с распределением гербицидов.

 

С. Путилин