🔹

Ставка на инновации

IX Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) проходил в рамках Года науки и технологий, который заявлен на текущий 2021 год. На финал чемпионата в Уфу приехали 1786 конкурсантов из 76 регионов страны. Соревнования прошли по 105 компетенциям, разделенным на 7 блоков профессий. Знания, навыки и практические умения конкурсантов оценивали около 2000 экспертов.

Сельскохозяйственный бизнес уже несколько лет представляют такие направления как «агрономия», «пчеловодство», «сельскохозяйственные биотехнологии». В этом году к традиционным направлениям добавилось «цифровое земледелие». Разработкой этого направления (компетенции) и его подготовкой в рамках Национального чемпионата занимались специалисты Уярского сельскохозяйственного техникума из Красноярского края. В рамках конкурсных заданий по «цифровому земледелию» пятеро победителей региональных туров выполняли комплекс из пяти практических заданий. В том числе – с системами точного земледелия, обработкой данных для определения точной площади полей в хозяйстве, обработкой метеорологических данных, анализом рельефа почвы, работой с системой дифференцированного внесения удобрений. При выполнении заданий конкурсанты должны были учитывать данные с трех различных источников – спутниковые снимки, данные с беспилотных летательных аппаратов и дневника личных наблюдений агронома.  Все полученную и проанализированную информацию нужно было оформить в виде задания (карта предписания) и внести ее в компьютер реального трактора, представленного на площадке. Практически, конкурсанты выполняли полный комплекс работ, который реально существует в современном сельскохозяйственном предприятии.

По решению жюри, золотую медаль этой номинации получил Ростислав Жирнов из Красноярского края, серебряную - Вильдан Фатыхов из Республики Татарстан, а бронзовую медаль поделили Владимир Анютин из Кабардино-Балкарской Республики и Ярослав Ерашов из Новосибирской  области.


Победа Ростислава Жирнова и его наставника Вадима Сергеевича Лантинова была вполне закономерной. Ростислав - студент 3 курса по специальности «Механизация сельского хозяйства» - сам прекрасно разбирается в новых цифровых технологиях и имеет опыт работы в программах обучения взрослых аграриев-практиков, проводит мастер классы по управлению беспилотными летательными аппаратами. Перед финалом Ростислав участвовал региональных турах в Новосибирской области и Кабардино-Балкарской республике, где показывал высокие результаты и делился личным опытом с другими участниками. Свое будущее победитель Национального чемпионата также уже определил: по окончанию обучения Ростислав планирует связать будущую работу с беспилотными летательными аппаратами.

Шесть часов ежедневно

Список заданий для конкурсантов в номинации «агрономия», наверное, заставил бы волноваться и опытного агронома-практика: исследование проб зерновых культур, проведение биологического клеточного анализа, прививка плодовых культур. А в качестве критериев оценки выполнения были соблюдение технологической последовательности, навыки отбора и объединения точечных проб, определение ph cолевой вытяжки и определение ph почвы, точность расчета дозы азотной подкормки, необходимой для достижения планируемой урожайности и еще шесть параметров.

За спиной каждого конкурсанта стоял эксперт, оценивающий работу, и было установлено огромное цифровое табло, которое запускалось с началом выполнения заданий и подавало сигнал об окончании времени для его выполнения. Как отметила эксперт компетенции «агрономия» Елена Сосновская, преподаватель Шушенского сельскохозяйственного колледжа, все участники были готовы на 100%. Нужно было только собраться и взять эмоции под контроль.

Елена Сосновская, эксперт: - Задания для конкурса разрабатывались экспертным сообществом. Но когда мы приехали на финал, даже эксперты не знали, что именно будет в заданиях. Например, конкурсанты знали, что одно из шести задания будет на прививку культур.  Но какие именно прививки придется делать – никто не знал. Поэтому во время подготовки участники Чемпионата готовились по всем видам прививок, в том числе для овощных культур.

8 участников в компетенции «агрономия» ежедневно выполняли задания в среднем по 6 часов. В итоге, золотую медаль получила Виктория Галата из Орловской области, серебряную – Алайида Токтосунова из Алтайского края, а бронзовую – Кирилл Красноперов из Удмуртской Республики. Галата Виктория в интервью на церемонии награждения отметила:

- Самое сложное для меня оказалось по программе определить севооборот. Я рада, что справилась. Все мои соперники были равными и хорошо подготовлены. Надеюсь, что победа поможет мне выстроить карьеру. Сейчас я учусь в колледже, планирую поступить в аграрный вуз.  Хочу работать агрономом.

Заглянуть в завтрашний день

«Геномная инженерия» как и «сельскохозяйственные биотехнологии» собрали тех будущих специалистов, которые уже скоро начнут определять перспективы аграрного бизнеса. Финал национального Чемпионата показал, что студенты колледжей и вузов имеют качественную подготовку для этого. Как отметила эксперт компетенции «Геномная инженерия» Анна Герасимчук, некоторые конкурсанты уже дали получили опыт практической работы, участвуя в проведении ПЦР-диагностики в качестве профессиональных сотрудников в лабораториях. Впрочем, одного умения провести ПЦР-диагностику для победы было недостаточно.

Анна Герасимчук, эксперт: - Задания в нашей компетенции были составлены таким образом, чтобы охватывать базовые методы, на основе которых строится вся генная инженерия: работы с клеточными культурами, работа с биоинформатическими методами. Генный инженер не только руками работает, он должен уметь анализировать полученные результаты и планировать свои эксперименты, в том числе с помощью компьютерных специализированных программ и баз данных. Среди заданий был и классический ПЦР, включая этап гельэлектрофареза. И последний модуль, который выполняли участники национального финала, -  выделение плазмидной ДНК. Проще  говоря, конкурсанты с помощью специальных ферментов резали ДНК и проводили сравнительный анализ.

Победителем в компетенции «сельскохозяйственные биотехнологии» стала москвичка Кристина Савонова, а в компетенции «генная инженерия» Ксения Степанова из Томской области. Как и многие другие участники национального финала Чемпионата, обе девушки уже четко знают, что будут делать в будущем.

Кристина Савонова: - Я пока не решила, что мне интереснее - быть ученым в современной лаборатории или преподавателем биотехнологии. Но я точно буду заниматься биотехнологиями. А если на мировом уровне WorldSkills будет заявлена такая компетенция, то я бы хотела представлять нашу страну.

Ксения Степанова: - Будущее свое хочу связать с генной инженерией. Хочу получить высшее образование и работать в одной из наших томских лабораторий.

Сохранить профессионалов

Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), проводившийся в девятый раз, кроме собственно конкурсной и деловой программ, включал в себя и практическую опцию. В дни проведения соревнований уфимские школьники вместе с родителями приходили, чтобы «потрогать профессию руками». И многие приходили пробовать себя именно в сельскохозяйственных специальностях. Эта практическая направленность, пожалуй, не менее важна, чем сами соревнования. Кроме этого, в рамках подготовки чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) проводится большая практическая работа по подготовке и переподготовке аграриев-практиков, создаются специальные программы, которые помогают знакомиться и изучать новые технологии, приходящие в агробизнес.

Кстати, сами сельскохозяйственные компетенции в начале сентября вошли в обновленный и утвержденный правительством страны перечень перспективных профессий. В рамках этого решения студенты, обучающиеся, например, профессии «агрономия», могут претендовать на стипендии правительства. Российское правительство полагает, что такое решение поможет повысить престиж среднего профобразования, а также будет стимулировать молодежь к работе в наиболее перспективных отраслях экономики.

Решение, безусловно, разумное. Но вряд ли этого достаточно. Для высокопрофессионального молодого агронома или агрохимика, агротехнолога или механизатора нужны еще качественные условия жизни и достойная оплата. А с этим в России пока далеко не все получается.

Лариса Южанинова

Фoто пресс-службы WorldSkills Russia

Оригинал статьи на AgroXXI.ru