Сельхозпроизводители выращивают и продают урожай, из этого складывается их основной доход. Но есть еще способы, с помощью которых сельхозпроизводители могут заработать - монетизация информации, которую они собирают для себя, и которая востребована другими участниками аграрного рынка.

С появлением приложений для цифрового сельского хозяйства сельхозпроизводители получили множество полевых данных, которые при разумном использовании могу стать «золотой жилой». Используя информацию о культурах, семенах, уровне NPK, способах посадки, способах опрыскивания, характеристиках почвы, урожае, можно обеспечить дополнительный доход. Вот пять способов не просто получить данные о своем хозяйстве, но и монетизировать их:

1. Совместное использование льгот. Многие домовладельцы, корпорации и даже правительства предоставят вам стимулы в виде углеродных кредитов, если вы ежегодно будете делиться с ними данными о своих сельскохозяйственных операциях. А если вы сможете показать и доказать, что уменьшили свои углеродные выбросы, например, с помощью нулевой обработки почвы, уменьшения применения пестицидов, сокращения использования воды, вы можете заработать большие деньги за эти кредиты. Для этого американским сельхозпроизводителям достаточно войти на специальный сайт и рассчитать выбросы углерода в собственном хозяйстве, а затем предпринять меры по сокращению выбросов и отслеживать динамику. Кстати, можно заработать и на более простых и обычных данных. Например, можно регулярно измерять температуру почвы и уровень влажности и делиться этими данными.

2. Данные для исследований, экспериментов и опытов. Большинство стартапов и крупных корпораций хотят получить доступ к вашим данным, даже если вы не являетесь заказчиком их услуг. Платформы, которые позволяют вам беспрепятственно загружать ваши данные на основе идентификатора поля, будут платить вам за транзакцию ваших данных. Например, если у вас есть 30 полей и 10000 акров, это значит, что у вас есть информация о посадке, опрыскивании, сборе урожая, почве, покровных культурах и других агрономических данных за каждый сельскохозяйственный сезон.  Каждое поле, как минимум, 750 записей данных, которые могут быть проданы по идентификатору поля трейдерам, страховым брокерам, специалистам по коммерческим разработкам, ученым и экологам. Уточним: мы говорим не о посредниках. Речь идет о рынке данных, который будет платить вам за транзакцию и позволит вам контролировать свои данные.

3. Возможности экспериментирования. Другой способ, которым фермеры могут монетизировать свои данные, выборочно делиться ими с крупными и малыми корпорациями, учеными, исследователями и правительством, чтобы иметь возможность экспериментировать на акрах своей земли. Это могут быть семена, химикаты, образцы почвы, биологические препараты или даже эксперименты по тестированию оборудования. Часто бывает трудно найти эти возможности, и это может зависеть от того, кого вы лично знаете. Крупные компании знают, что у них есть преимущество, а фермеры в большинстве стран пока не занимаются созданием подобного рынка, который позволит им извлечь максимальную выгоду от возможностей для экспериментов. Чтобы сделать это, сначала выясните: подходите ли вы для участия в исследовании или эксперименте. А если подходите, то внимательно изучите детали и посчитайте: есть ли финансовый смысл  в том, чтобы выставить на продажу данные вашего хозяйства.

4. Агрегированные данные. Фермеры во многом похожи на врачей. Чтобы овладеть этим ремеслом, требуются годы практической работы. И став настоящим профессионалом, немногие готовы легко делиться опытом, наработанным годами. Да, конкуренция может быть здоровой и полезной. Но когда дело доходит до объединения ваших данных с данными другими фермерами, у многих возникают сомнения. Наша рекомендация - просто сделайте это. Но сделайте только тогда, когда вы все сможете выиграть и заработать дополнительные деньги. Сейчас ситуация такова что многие цифровые платформы крупных компаний получают агрегированные данные бесплатно - за счет фермеров. А если бы вы могли объединить свои данные с другими фермерами, и крупным компаниям пришлось бы покупать их для своего маркетинга? Именно здесь можно зарабатывать реальные деньги. Рассмотрите возможность организации общего пула данных с вашими соседями, чтобы все вы могли получить финансовую выгоду. 

5. Недвижимость - всегда ценно. Всякий раз, когда фермер продает свою собственность, землю, компании изучают налоговую и страховую документацию, чтобы оценить стоимость. Может быть совет звучит неожиданно, но упростите им доступ к этим данным, сделайте покупку такой информации легкой и простой. Публикуйте хорошие или плохие данные о поле, урожайности, позвольте рынку покупать эти данные и заработайте хотя бы немного денег. Ситуация со стоимостью земли и недвижимости постоянно меняется. Продать сельскохозяйственную землю в новых инфляционных условиях сложно, поэтому сейчас есть смысл подзаработать на своих отчетах с данными.

Итак, примите во внимание, что вы можете зарабатывать от 15 до 25 долларов с акра, продавая свои данные. Используя рынок данных, который позволяет вам легко загружать ваши данные, создавать контракт и предлагать покупателям ваши данные, вы создаете новый тип богатства для будущих поколений. Всякий раз, когда кто-то просит вас поделиться своими данными, вы можете их продать. Интересную и полезную информацию непременно купят. А значит, пришло время просто взять под контроль и заработать на том, чем вы раньше просто владели.

В России ситуация с покупкой/продажей информации от сельхозпроизводителей пока обстоит иначе. Прежде всего, потому что сбор цифровой информации осуществляется в интересах управленческих структур и используется для контроля и администрирования. Например, информационная система с алгоритмами искусственного интеллекта, которая создается в Башкирии, предназначена сугубо для управления агропромышленным комплексом региона. Вице-премьер, министр сельского хозяйства республики Ильшат Фазрахманов, комментируя создание системы, заявил:

«Создаем информационную систему, чтобы управлять агропромышленным комплексом. Сегодня мы получаем информацию от фермеров, районов, это все аккумулируем, берем статистику». Вице-премьер также отметил, что цифровой формат позволит корректно работать с информацией и принимать на ее основе верные решения. В создающейся системе предусмотрены опции для сельхозпроизводителей. Например, возможность доступа к государственным и частным услугам по принципу единого окна. Так, для получения субсидии, можно будет отправлять документы в Минсельхоз, налоговую, пенсионный фонд. Также можно будет работать с поставщиками, покупать семена, нанимать транспорт. Однако, какая-либо дополнительная оплата за предоставление данных сельхозпроизводителям не предусмотрена.

Компании, производящие семена, СЗР или сельхозтехнику, полевые опыты в России проводят не столь активно. И условия оплаты сельхозпроизводителям за проведение опытов в полях или тестирование препаратов чаще всего являются непубличными. Более прозрачным и понятным является рынок услуг по регистрационным испытаниям пестицидов или агрохимикатов, предоставляемых федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Минсельхоза России. В этом сегменте существуют специально разработанные методики для расчета предельного размера платы за оказание услуги по регистрационным испытаниям пестицида или агрохимиката в части определения биологической эффективности и разработки регламентов их применения. Еще один возможный источник заработка на информации – экспертные интервью по различным вопросам агробизнеса – пока также не стали существенным источником для дополнительного заработка. Хотя подобный опыт в российском агробизнесе есть, и связан он, прежде всего, с деятельностью международных исследовательских структур.

Лариса Южанинова

При подготовке статьи использована информация ресурсов Precision Agriculture, Future Farming, Минсельхоза Республики Башкирии