Основные тенденции рынка защиты растений России и Украины

15 сентября 2017 в 12:02

Лана Синковская, директор по маркетингу AПК-Информ, поделилась своими практиками в исследовании рынка агрохимикатов в России и на Украине на семинаре по экспортному производству пестицидов в Китае, который состоялся 30 августа в Циндао, и был совместно организован компаниями AgroPages и местными ассоциациями производителей пестицидов

 

 - Применение средств защиты растений (CЗP) является основой для дальнейшего повышения урожайности и улучшения качественных характеристик сельскохозяйственных культур, а также позволяет несколько нейтрализовать возможное влияние погодных и климатических факторов, - рассказывает Лана Синковская, директор по маркетингу АПК-Информ.

Ниже мы хотели бы поделиться некоторыми результатами нашего ежегодного исследования «Рынок защиты растений в России и Украине». Это масштабное исследование, которые мы делаем каждый год для основных игроков рынка. Здесь предоставляется большое количество рыночных данных, основанных на опросе фермеров. 

Мы опрашиваем репрезентативную выборку фермеров (1800 фермеров в России и 1000 в Украине) об использовании средств защиты растений, заявках, брендах и т. д. Мы проводим часть собеседований по телефонным звонкам, но почти 10% опросов проводятся лично. В выборку входят все 3 сегмента фермеров — небольшие хозяйства, крупномасштабные и крупные фермы (агрохолдинги) из всех регионов в соответствии с региональной структурой в общем производстве культур. После опроса фермеров мы обрабатываем данные, используя статистические данные и методы моделирования для создания структуры рынка (основные игроки, объем рынка, региональные различия и т. д.). 

Структура исследования включает: информацию о семенах, обработку семян, защиту растений (гербициды, фунгициды и инсектициды). Исследование разделено на зимние и яровые культуры. Пшеница, ячмень, рожь, кукуруза, семена подсолнечника, рапс, соевые бобы, картофель и блоки из фруктов и овощей являются основными культурами, которые мы покрываем в исследовании. Подробности таковы... 

 

Россия: пшеница является лидером

 

Согласно исследованию, проведенному в 2016 году, наше агентство оценило рыночную стоимость урожая России на уровне 1,22 млрд долларов США. 

В посевах пшеница, ячмень и кукуруза традиционно являются основными зерновыми культурами России. За последние 5 лет посевные площади под пшеницей в России незначительно увеличились - с 25,1 млн га в 2013 году до 27,9 млн га в 2017 году. Основной причиной является рост экспорта из-за высокого спроса на российскую пшеницу на мировом рынке. 

Россия является одним из мировых лидеров в экспорте пшеницы, поэтому экспортные интересы стимулировали российских фермеров инвестировать больше средств в производство пшеницы (включая, конечно же, защиту растений). В целом, это основная тенденция как в России, так и в Украине - чем интереснее культура с точки зрения экспортного спроса, тем больше фермеров вкладывают средства в ее производство (поскольку они уверены, что получат прибыль).

Поэтому неудивительно, что согласно нашему исследованию, в 2016 году пшеница заняла 53% в российской стоимости средств защиты растений, другие основные зерновые культуры - ячмень и кукуруза - покрыли гораздо меньше - 11 и 7% соответственно. Я хотела бы подчеркнуть возрастающую роль кукурузы на российском рынке - за последние 5 лет страна расширила посевные площади и производство важной культуры. И даже превратилась из импортера в экспортера.

Россия: структура рынка защиты растений по культурам в 2016 году

Что касается посевов масличных культур, то семена подсолнечника по-прежнему являются основными масличными культурами для российских фермеров. Площади под этим урожаем продолжают расти - с 7,3 млн га в 2013 году до почти 8 млн га в текущем году. На сегодняшний день Россия является мировым экспортером подсолнечного масла № 3, поэтому хороший спрос на семена подсолнечника стимулировал фермеров к увеличению производства этого прибыльного урожая. Так, в 2017 году семена подсолнечника заняли 13% (155 млн долларов США) от общего российского рынка защиты растений. Это второй результат после пшеницы. 

Что касается типа защиты растений - согласно нашему исследованию, в 2016 году гербициды заняли основную долю на российском рынке агрохимикатов - 57%, фунгициды - 20%, обработка семян - 16%, а инсектициды - 5% от рыночной стоимости.

Россия: структура рынка защиты растений по типу в 2016 году

Согласно основным брендам защиты растений (все данные - результаты наших панельных исследований в 2017 году), список лучших 10 производителей защиты растений показан ниже:

Итак, мы видим, что на российском рынке есть все ключевые игроки рынка защиты растений. Но основными характеристиками российского рынка защиты растений является присутствие не только мировых компаний на рынке, но и сильных, влиятельных отечественных игроков - таких как «Щелково», «Август» и др. 

 

Украина: подсолнечник, несомненно, «царь полей»

 

Украина является так называемой «хлебной корзиной Европы», одной из основных сельскохозяйственных стран. 

По результатам нашего исследования, в 2016 году украинская стоимость средств защиты растений составила 597 млн долларов США ((3 основные и 3 основные масличные культуры согласно панели). Что касается структуры посевов в Украине, то картина основных зерновых культур аналогична России - здесь есть 3 основные зерновые культуры, такие как пшеница, ячмень и кукуруза. За последние 5 лет посевные площади всех этих зерновых культур более или менее стабильны , только с уменьшением в сегменте ячменя. Пшеница занимает довольно большую долю украинского рынка защиты растений - 27% (или 201,7 млн ​​долларов США), доля кукурузы также велика - 19%.

Украина: структура рынка защиты растений по культурам в 2016 году

Что касается посевов масличных культур, подсолнечник является несомненным лидером посевных площадей, так называемым «королем полей». Это самая любимая культура фермеров из-за высокой рентабельности. 

Основная причина - Украина является крупнейшим мировым производителем и экспортером подсолнечного масла. На сегодняшний день Украина экспортирует продукт в 102 страны, включая Китай.

Растущий спрос на украинскую на внешних рынках заставляет переработчиков платить высокие цены фермерам за семена подсолнечника. Таким образом, фермеры с радостью вкладывают больше средств в производство подсолнечника - в семена, защиту растений и удобрения. Тем самым, они пытаются увеличить урожайность и улучшить качество производимого подсолнечника. Следовательно, семена подсолнечника занимают довольно большую долю рынка защиты растений в Украине - 27% (или почти 160 млн долларов США).

Что касается структуры рынка в зависимости от вида защиты растений в Украине - согласно нашему исследованию, в 2016 году основную долю рынка заняли гербициды - 51%, доля фунгицидов составила почти 23%, обработка семян - всего 11% и доля инсектицидов - 3% от общей рыночной стоимости.

Украина: структура рынка защиты растений по типу в 2016 году

Перечень основных брендов средств защиты растений в Украине отличается от России - нет крупных местных игроков, большинство компаний в списке ниже - представители крупных глобальных компаний-производителей и поставщиков защиты растений.

Также наше исследование включает большой блок об украинском рынке средств защиты картофеля. Согласно нашим оценкам, в 2016 году стоимость этого рынка составила около 10 млн долларов США. Как вы видите, рынок картофеля не такой огромный, как другие культуры (и основная причина, то, что картофель, в основном, производится в домашних хозяйствах, а не в промышленных фермах). Однако, в целом, этот рынок также интересен. Syngenta, Buyer, BASF являются основными поставщиками средств защиты картофеля в Украине, но также топ-10 включает в себя некоторых других игроков, таких как Terra Vita, Peters & Burg и т. д.

В заключение мы хотели бы предложить китайским компаниям более активно выходить на рынки России и Украины, как это - огромные сельскохозяйственные производители с растущим производством всех основных культур. Как правило, перспективы обоих рынков выглядят неплохо, но некоторые международные игроки по-прежнему считают эти регионы рискованными, непредсказуемыми, а также имеющими высокие входные барьеры. Но выбор разумной рыночной стратегии (например, выбор крупного сельскохозяйственного производителя в качестве ключевого клиента или ориентация на некоторые специальные культуры) мог бы помочь войти и получить хорошую долю на рынках для любых новых компаний. (Источники: AgroPages, Агентство АПК-Информ. Автор: Лана Синковская, директор по маркетингу АПК-Информ).

 
Опубликовано:

В ленту раздела Статьи газеты Защита Растений | Обсудить тему на форуме

ООО «Издательство Агрорус»
+7 (499) 500-10-84
119590, город Москва, ул. Минская, 1Г, корп. 1, офис 19
ООО «Издательство Агрорус»

Популярное

Основные тенденции рынка защиты растений России и Украины

Основные тенденции рынка защиты растений России и Украины

15.09.2017 | 12:02

Лана Синковская, директор по маркетингу AПК-Информ, поделилась своими практиками в исследовании рынка агрохимикатов в России и на Украине на семинаре по экспортному производству пестицидов в Китае, который состоялся 30 августа в Циндао, и был совместно организован компаниями AgroPages и местными ассоциациями производителей пестицидов

В мире набирает популярность микробиологическое сельское хозяйство

В мире набирает популярность микробиологическое сельское хозяйство

13.09.2017 | 15:25

Компания Rizobacter представила новую и эффективную технологию под названием «микробиологизация»

BASF намерен захватить «семенные» активы Bayer

BASF намерен захватить «семенные» активы Bayer

17.09.2017 | 09:02

Компания изменила стратегию



Комментарии (0)