Сельскохозяйственное изобилие является мечтой Калифорнии.
В 2016 году штат выручил более 45 миллиардов долларов от продажи мяса, молока и сельскохозяйственных культур. Задолго до того, как диетологи согласились, что свежие фрукты и овощи должны быть основой американских диет, калифорнийские фермеры заняли большую часть своей земли под выращивание этой продукции и на сегодня они производят половину фруктов, овощей и орехов в США,
Но, несмотря на то, что фрукты и овощи известны как здоровая пища, их воздействие как урожая на окружающую среду совершенно иное. На многих калифорнийских фермах существует низкая заработная плата, тяжелые условия труда, а фермеры используют огромное количество пестицидов и драгоценной воды. Это и есть центральное противоречие калифорнийского сельского хозяйства.
«В течение последних пяти лет я изучала промышленность садовой земляники в Калифорнии, которая в настоящее время является шестым по важности товаром штата с точки зрения стоимости проданных культур. - Рассказывает Джули Гутман из Калифорнийского университета в Санта-Круз. - Клубника - это привлекательные, разумно питательные и вкусные ягоды, которые можно выращивать и употреблять в Калифорнии почти круглый год. Но рост клубничной промышленности изначально опирался на интенсивное использование токсичных химических веществ, а сейчас производители сталкиваются с повышенными ограничениями на некоторые из наиболее предпочтительных химических веществ: фумиганты почвы. К сожалению, менее токсичные или нехимические стратегии, которые позволили бы выращивать клубнику для массового рынка, поддерживая приемлемые цены, пока неприменимы и, вероятно, останутся таковыми».
Химическая зависимость
Несмотря на то, что производство клубники было разбросано по всему штату, к 1960-м оно сосредоточилось в прибрежных зонах, где есть песчаные почвы и умеренные температуры. После этого отрасль увидела огромный рост производительности. В округах Монтерей и Санта-Круз площадь под клубнику увеличилась более чем в три раза, а производство увеличилось в десять раз с 1960 по 2014 год. Значительная часть этого роста была достигнута за счет развития селекции растений и использования пластиковых брезентов для поглощения тепла, что позволило увеличить продолжительность клубничных сезонов.
Но основным движущим фактором роста все же стало использование химических фумигантов. Производители нанимают специализированные предприятия по борьбе с вредителями для обеззараживания почвы до высадки клубники, чтобы убить вредителей, переносимых почвой, а самое главное - растительных патогенов, таких как Verticillium dahliae и Macophomina phaseolina. Без такого лечения эти патогены заставляют растения клубники увядать и умирать.
Теперь, однако, главный фумигант отрасли - бромистый метил — под большим вопросом в производстве клубники.
В 1991 году бромистый метил был запрещен в соответствии с Монреальским протоколом как вещество, разрушающее озоновый слой. Соединенные Штаты должны были отказаться от его использования к 2005 году. Затем срок продлили до 2015 года и два года спустя окончательный запрет еще не вступил в силу. Поэтому пока токсичный химикат все еще может использоваться в производстве клубники в питомниках, чтобы гарантировать, что стартовые растения не содержат вирусов и патогенов.
Одна потенциальная замена, метилиодид, была одобрена для использования в конце 2010 года. Но затем метилиодид был отозван с рынка в 2012 году после проведенной кампании эко-активистов и судебного процесса, в котором регулирующие органы Калифорнии обвинялись в проведении неадекватного пересмотра потенциальных рисков для здоровья в отношении данного химического вещества. Метилиодид активисты назвали известным нейротоксином и канцерогеном .
Другие фумиганты по-прежнему разрешены, но их использование все чаще ограничивается по ряду причин. Следовательно, производителям приходиться сталкиваться с повышенным давлением болезней растений. Кроме того, появились патогены, которых раньше никогда не видели на калифорнийских клубничных полях.
Встроенная система
Сможет ли Калифорния найти менее токсичный способ собрать 90 процентов всей свежей клубники США?
Хотя клубничная промышленность вкладывает значительные ресурсы в нехимические альтернативы для борьбы с болезнями, передающимися через почву , препятствия являются огромными. Вся производственная система, включая зависимость от фумигантов, встроена в стоимость земли .
Фумигация позволяла выращивать растения на одинаковых участках земли из года в год и не беспокоиться о болезни почв. С фумигацией, доступной для борьбы с патогенами, селекционеры клубники смогли направить усилия на повышение продуктивности, визуальной красоты и сроков хранения ягод. При этом, устойчивость к патогеном долгое время оставалось «за бортом».
Вместе эти нововведения позволили производителям ежегодно выращивать рекордные урожаи клубники в течение большей части года, что повысило цены на землю и сделало невозможным выращивание клубники с использованием менее интенсивных методов.
Есть ли шанс у органической клубники
Впрочем, рынок потребителей органической калифорнийской клубники постепенно растет.
Как отметили клубниководы, производство органической клубники выросло в пять раз в период с 2000 по 2012 год, достигнув около 3300 акров, высаженных в 2017 году , что составляет 12 процентов от всех площадей под садовой земляникой.
Но хотя органические производители используют нехимические методы фумигации почвы или применяют севооборот клубники с культурами, которые обладают мягким эффектом подавления болезней, таким как брокколи, некоторые из них принципиально изменяют производственную систему.
«В моих исследованиях я заметила, что некоторые производители берут землю далеко от основных районов производства клубники, сертифицируют ее для органического производства и стараются применять свои «секретные» разработки выращивания ягод, о которых рассказывают только последователям. Тем не менее, даже эти члены кружка «органической клубники» покупают для посадки стартовые растения, произведенные на окуренной почве, поскольку ни один из калифорнийских питомников не производит органические растения. Крайне важно учесть, что для этих производителей садовая земляника является незначительным урожаем и не относится к основному виду бизнеса, поэтому их подход не может считаться практически воспроизводимым для производителей, работающих на массовый рынок», - говорит Джули Гутман.
Эти исключения говорят нам о том, что потребители, которые хотят получить органическую клубнику, должны быть заготовы платить премиальные цены. Ну а для других мечта о дешевой круглогодичной клубнике, выращенной без токсичных химических веществ, увы, недостижима. (Источник: theconversation.com. Автор: Джули Гутман, профессор социальных наук из Калифорнийского Университета Санта-Круз).
