На протяжении десятилетий крупные мировые концерны, такие как Bayer, BASF, Dow AgroScience, DuPont Pioneer, Monsanto и Syngenta, занимались разработкой и внедрением ГМО, за что постоянно подвергались критикованию со стороны экологически обеспокоенной общественности, которая устраивалась масштабные акции протеста. Тем не менее, эти компании продолжают расти и расширяться - как и их присутствие в развивающихся странах

 

Лиза Корниш из Devex провела опрос среди самых известных компаний, занимающихся ГМО, попросив ответить на вопрос, в чем же заключается их миссия?

«Наша цель - помочь фермерам, в том числе многим мелким фермерам в развивающихся странах, наладить более продуктивное и прибыльное производство, - сказал Пол Минехарт, глава североамериканских корпоративных коммуникаций Syngenta.  - У нас есть целый ряд программ, помимо продуктов, включая уникальные программы от Фонда Syngenta. Наш опыт говорит о том, что существует множество факторов, влияющих на проблемы продовольственной безопасности в развивающихся странах. К ним относятся образование, обучение, сельское хозяйство и информационные технологии, хранение свежих продуктов, транспортная инфраструктура и рабочие и многое другое».

Работая примерно в 90 странах, в разивающихся странах Syngenta делает ставку именно на мелких фермеров, как на важнейший элемент местного АПК.

Bayer, который в настоящее время работает в ряде развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки, основное внимание уделяет экономическому развитию и экологической устойчивости. По словам Хольгера Элфеса, представителя Bayer, фермеры и мелкие фермеры являются для компании важным партером, так как они нацелены на то, чтобы «расширить свой сельскохозяйственный потенциал».

Хотя генетически модифицированные семена от Bayer в настоящее время выращиваются в Аргентине, Австралии, Бразилии, Канаде, Колумбии, Индии, Мексике, Парагвае, Уругвае и Соединенных Штатах, в рамках своей деятельности в развивающихся странах компания продает как ГМО-семена, так и семена без ГМО.

«Мы считаем своей задачей поддерживать фермеров в их усилиях по увеличению урожайности, по защите окружающей среды и улучшению качества жизни для фермеров и их семей, - пояснил Элфес. - Мы хотим продвигаться вперед и внедрять инновации в области семян - обычных и ГМО, помимо других услуг и решений. Количество пахотных земель, доступных на душу населения, будет продолжать сокращаться в будущем. Поэтому задача состоит в том, чтобы обеспечить устойчивое производство на существующих сельскохозяйственных угодьях».

Monsanto также присутствует в развивающихся странах, включая Гватемалу, Мексику, Пуэрто-Рико, Аргентину, Бразилию, Колумбию, Эквадор, Парагвай, Перу, Кению, Малави, Нигерию, Танзанию, Южную Африку, Замбию, Китай, Индию, Филиппины, Вьетнам, Таиланд и Пакистан, и видит свой главной задачей поддержку и развитие экономики мелких фермеров.

«Наша цель - улучшить жизнь 5 миллионов малоимущих фермерских семей в развивающихся странах за счет увеличения чистой прибыли», - сказала Карисса Бакланд, директор по корпоративным делам Австралии и Новой Зеландии в компании Monsanto.  - В 2017 году мы обучили 2,5 миллиона мелких фермеров в развивающихся странах устойчивым методам ведения сельского хозяйства, помогая им производить больше и увеличивать урожайность при меньших затратах».

 

Bayer подтверждает мнение коллег, что области с более низким сельскохозяйственным производством, включая Африку и некоторые районы Азии и Латинской Америки, имеют самый высокий потенциал для увеличения урожайности «при условии, что фермеры получают доступ к современным инструментам и сельскохозяйственным ноу-хау», сказал представитель компании.
Индивидуальные агрономические решения, адаптированные к потребностям отдельного фермера, могут быть более эффективным способом борьбы с голодом и нищетой, чем любая другая форма поддержки.

Как становится очевидно, взаимодействие с развивающимися странами - это постоянная работа для Bayer, Monsanto и Syngenta, которые считают ГМО одним из важных многих инструментов, необходимых для сокращения сельскохозяйственных отходов и повышения урожайности.
При этом новые технологии должны сочетаться с улучшением сельскохозяйственного образования в целях совершенствования подходов и методов, используемых фермерами для увеличения урожайности и сокращения пищевых отходов. Собственно, такие корпорации и являются звеном, способным закрыть проблемы в образовании фермеров, так как сотрудники компаний общаются с фермерами напрямую.

«Известно, что существует разрыв между достижениями фермеров и генетическим потенциалом продукта, - говорит представитель Bayer. - Мы работали на Филиппинах, где мы фактически сравнивали на урожайность у фермеров и выход продукта в наших внутренних испытаниях. Мы просмотрели около 600 хозяйств. И доходность между тем, что фермеры получают, и то, чего достигаем мы, варьируется до 40 процентов. Это, действительно, стало ключевым моментом. Важным было то, что было причиной разницы в урожаях стали основные агрономические практики».

Корпорации, такие как Bayer и Monsanto, говорят, что они участвуют в открытых беседах по теме ГМО. 
Но недоверие общественности к корпорациям и убеждения, что корпоративная культура ставит доходность превыше охраны общественного здоровья и окружающей среды, может существенно влиять на восприятие сказанного в дискуссиях.

С точки зрения корпораций, рентабельность и общественное благо не являются взаимоисключающими понятиями.

«Это правда, что мы получаем прибыль от продаж наших семян, но фермеры не покупали их, если бы семена не предлагали им более высокие возможности получения прибыли, - говорит представитель Bayer. - Государственный сектор традиционно дополнял деятельность в области исследований и разработок, связанных с семенами, частным сектором, который помогает расширить сферу охвата сельскохозяйственных культур и географических районов. Тем не менее, наличие площадей с генетически модифицированными культурами является сложной задачей для большинства государственных учреждений из-за обширных нормативных требований, длительных сроков утверждения и определенных моментов, касающихся свободы действий». 

При наличии партнерских связей между государственным и частным секторами можно вести более позитивный диалог о потенциале ГМО, считают как как Bayer, так и Monsanto.

«Партнерские отношения между государственным и частным секторами, такие как проект «Золотой рис», например, позволили государственным учреждениям более широко участвовать в разработке и коммерциализации ГМ-культур и, надеюсь, смогут противодействовать оговору ГМ-семян и компаний, которые их продают», - сказал Элфес. 

В развивающихся странах Bayer сотрудничает с рядом организаций, включая Фонд Билла и Мелинды Гейтс и Международный исследовательский институт риса. С Фондом Гейтса они поддерживают инвестиции в сельскохозяйственные стартапы, в то время как с IRRI работает над улучшением доступа фермеров к новым семенам для их последующей оценки, и для повышения рентабельности производства мелких фермеров.

В числе сотрудничающих партнеров с Monsanto - Африканский фонд сельскохозяйственных технологий, Фонд Билла и Мелинды Гейтс, Международный центр по улучшению кукурузы и пшеницы и Агентство США по международному развитию. Гордость сотрудничества — государственно-частный проект WEMA, целью которого является улучшение продовольственной безопасности и поддержка мелких фермеров и их семей в странах Африки к югу от Сахары путем разработки и внедрения новых сортов кукурузы, устойчивых к засухе и вредителям.

Вернувшись к теме противостояния корпораций с противниками ГМО, Элфес, представитель Bayer сказал следующие: «Лоббирующие запрет ГМО группы привлекают высокий уровень внимания, уделяя особое внимание опасностям для здоровья и окружающей среды, которые, согласно всем научным результатам, а также данным от ответственных регулирующих органов - не существуют. Мы считаем, что абсолютно необходимо, чтобы мы проводили открытый диалог с заинтересованными сторонами, чтобы решать сохраняющиеся проблемы и сообщать о преимуществах инноваций по разведению растений, включая ГМ-технологии».

Карисса Бакланд, представитель Monsanto, отметила: «Существует много дезинформации о ГМО, но мы полны решимости провести жесткие переговоры с правительством и обществом, чтобы предоставить больше научных ресурсов для заинтересованных. Мы признаем, что люди имеют разные точки зрения на продукты питания и сельское хозяйство, и важно, чтобы они могли их выражать и делиться мнением. Мы надеемся получить больше доверия среди общественности и чаще участвовать в дискуссиях о сельском хозяйстве и продовольствии».

Таким образом, пока в мире существует нехватка продовольствия, голос корпораций, занимающихся ГМО, будет иметь веское значение в обсуждении будущего ГМО.

(По материалам news.agropages.com и Devex).