В своей статье на портале www.croplife.com редактор Эрик Сфилигодж представляет интересную аналитику по поводу мегаслияний агрохимических корпораций.
В течение последних нескольких лет одной из основных тенденций, влияющих на рынок розничной торговли сельскохозяйственной продукцией, стало беспрецедентное число слияний и консолидаций, происходящих среди поставщиков сырья по всему миру.
Начиная с объявления, что ChemChina приобрела Syngenta еще в 2015 году, было около одной дюжины компаний, решивших объединить свои ресурсы в рамках «слияния равных» или прямого приобретения, или приобретения аналогичных по размеру конкурентов.
В этот список входят: объединение Dow AgroSciences и DuPont Crop Protection для формирования Corteva Agriscience в 2017 году, Bayer, приобретающий Monsanto в 2018 году, и United Phosphorus Ltd. (UPL), приобретающая Arysta в начале этого года.
Непосредственно в зоне розничной торговли все эти «исчезающие поставщики» вызывали много беспокойств. В ходе опроса консолидации среди поставщиков были названы в качестве одного из пяти вызовов прибыльности рынка для компаний в течение последних четырех лет.
По словам д-ра Боба Фэркло, главного консультанта AgriGlobe для Kleffmann Group, легко понять, почему произошло много таких объединений, если взглянуть на цифры для индустрии средств защиты растений по сравнению с семенами.
Еще в 2015 году, когда была объявлена первая волна слияний поставщиков, продажи средств защиты растений и семян все еще были равными хитами на рынке. В том же году позже продажи продукции для защиты растений снизились на 9,81% по сравнению с предыдущим годом, с 60,5 до 54,6 млрд долларов.
Аналогичным образом, продажи семян сократились в 2015 году на 6,26%, с чуть менее 44 млрд долларов в 2014 году до 42,2 млрд долларов.
С тех пор обе категории восстановились с точки зрения продаж, говорит Фэркло.
Тем не менее, продажи семян находились на более быстрой кривой роста, увеличившись с 42 млрд долларов в 2016 году до 45,2 млрд долларов в 2018 году. С другой стороны, продажи средств защиты растений выросли с 53,1 млрд долларов в 2016 году до чуть менее 55,3 млрд долларов в 2018 году.
«Так что, по большей части, слияния поставщиков, которые мы видели на рынке, были продиктованы продажей семян и желанием иметь большую долю в этой части отрасли», - сказал Фэркло, выступая на Саммите AgriBusiness Global Trade в августе этого года.
Что касается того, как эти недавно объединенные поставщики показали себя на рынке до сих пор, Фэркло сказал, что «катание на санках с горки было немного жестким», со снижением общих продажам в 2017 году по всем показателям по сравнению с итогами 2016 года.
«В 2018 году рост ведущих компаний показал лучшие результаты, чем общий рынок, - сказал он. - Год стал возвращением к положительному росту для большинства транснациональных корпораций, особенно сильных в четвертом квартале. Выкуп запасов из перегруженных каналов распределения в 2017 году нормализовал уровни запасов в 2018 году до точки дефицита в некоторых случаях».
Еще лучше, добавил эксперт, выглядели компании, которые составляют второй и третий эшелон поставщиков, такие как UPL / Arysta и FMC. Они, как правило, «превзошли транснациональные корпорации в 2018 году».
Однако проблемы, с которыми все сельское хозяйство столкнулось в 2019 году, по-видимому, в значительной степени остановили этот рост - по крайней мере, в течение первого квартала года.
В этом году непредсказуемая погода в Северной Америке, Австралии и Западной Европе задержала или даже отложила посевы. Это в сочетании с продолжающимися торговыми спорами между основными партнерами по торговле сельскохозяйственной продукцией, такими как США и Китай, негативно повлияло на большую часть сельского хозяйства в течение 2019 года.
Фактически, среди семи поставщиков средств защиты растений/семян (Фэркло имел данные о продажах - Bayer, BASF, Corteva, FMC, Adama, Sumitomo и UPL) - только FMC и UPL продемонстрировали положительный рост выручки в первом квартале 2019 года (до 7,6 % и 5,2% соответственно).
Другие пять компаний имели отрицательные продажи в течение этого периода времени, от небольшого снижения на 0,1% для Sumitomo до более значительного снижения на 10,4% для BASF.
Итак, если рыночные силы все еще поглощают маржинальную рентабельность, готова ли отрасль к очередному раунду консолидации? Нет, считает Фэркло.
«Крупные транснациональные корпорации уже объединились настолько, насколько это может сделать большинство из них, - сказал он. – Прямо сейчас отрасль не готова к очередному раунду мегаслияний, как минимум, до 2030 года».
Но, добавил он, вероятность слияния поставщиков по-прежнему существует в определенных частях рынка. «Слияния будут продолжаться в компаниях, стремящимися выйти в третий эшелон», - сказал Фэркло.
В частности, по его словам, наблюдатели за рынком должны следить за Японией и Китаем.
«Японская промышленность будет вынуждена адаптироваться, возможно, за счет Sumitomo Chemical», - сказал Фэркло. Некоторые компании, которые заслуживают внимания в этой стране, включают в себя несколько фирм с объемом продаж от 400 до 800 миллионов долларов, такие как Mitsui Chemical Group, Nippon-Soda и Nissan Chemical.
«В Китае акцент на слияниях будет сделан в сторону более крупных китайских компаний, где в настоящее время существует огромное конкурентное давление со стороны ChemChina / Sinochem », - сказал он. В этой стране к числу наблюдаемых компаний относятся компании с объемом продаж от менее 500 миллионов долларов (например, Hubei Sanonda Co., Ltd.) до 800 миллионов долларов (например, Nutrichem Co., Ltd.).
(Источник: www.croplife.com. Автор: Эрик Сфилигодж).
