С 23 по 26 мая 2019 года гражданам ЕС будет предоставлена возможность выбрать, кто будет представлять их в Европейском парламенте в течение следующих пяти лет определять то, как Европа будет действовать для решения общественных проблем, таких как состояние экономики, рабочие места, безопасность, миграция, изменение климата и продовольственная безопасность.
Учитывая, что срок полномочий нынешних сотрудников почти истек, представляется целесообразным порассуждать на тему, являются ли наука и решения, основанные на науке, по-прежнему актуальными в ЕС.
С точки зрения отрасли защиты растений период с 2014 по 2019 годы, вероятно, запомнится шумихой, связанной с обновлением регистрации глифосата, озабоченностью по поводу прозрачности данных и беспристрастности регулирующих органов, а также попытками улучшить процесс авторизации продуктов защиты растений (PPP).
Структура ЕС
ЕС имеет уникальную структуру. Широкие приоритеты ЕС устанавливаются Европейским советом, который объединяет лидеров национального уровня и уровня ЕС для определения политической повестки дня ЕС. Он представляет собой наивысший уровень политического сотрудничества между странами ЕС, и его председателем является Дональд Туск.
Члены Европарламента, избираемые прямым голосованием под руководством президента Европейского парламента Антонио Таяни, представляют европейских граждан в Европейском парламенте, который выполняет три основные роли: (1) законодательная, например, принятие законов ЕС вместе с Советом ЕС, на основании предложений Комиссии; (2) Контроль, например, избрание президента Комиссии и утверждение Комиссии в качестве органа, а также демократический контроль всех институтов ЕС, рассмотрение петиций граждан и постановка запросов; и (3) Бюджет, например, установление бюджета ЕС,
Интересы ЕС в целом продвигаются Европейской комиссией (далее - Комиссия), члены которой назначаются национальными правительствами, а нынешним президентом является Жан-Клод Юнкер.
Комиссия является политически независимым исполнительным органом ЕС. Он единолично отвечает за разработку предложений по новому европейскому законодательству и выполняет решения Европейского парламента и Совета ЕС. Каждое правительство защищает национальные интересы своей страны в Совете Европейского Союза.
Как работает механизм поддержки науки в ЕС
Механизм поддержки науки в ЕС сложен. Когда Юнкер был назначен президентом в 2014 году, одним из его первых действий было прекращение функции главного научного советника ЕС (CSA), и при этом профессор Энн Гловер была отстранена от должности, на которую она была назначена бывшим глава комиссии Жозе Мануэлем Баррозу.
Ее деятельность состояла в том, чтобы предоставлять «независимую экспертную консультацию по любому аспекту науки, технологии и инноваций в соответствии с просьбой Президента». Однако она не согласилась с официальной позицией ЕС в отношении генетически модифицированных (ГМ) культур с ее открытой поддержкой технологии.
Широко признавалось, что президент Юнкер не поддерживал роль CSA, и, возможно, на его позицию повлияли группы по защите окружающей среды, в том числе организация «Сеть противодействия пестицидам», которые неоднократно обращались к нему с жалобой на отсутствие прозрачности в секторе пестицидов.
В 2015 году европейский комиссар по исследованиям, науке и инновациям Карлуш Моэдаш объявил о замене роли CSA с образованием Группы главных научных советников.
В Группу входят семь признанных мировым сообществом ученых, которые выступают в роли экспертов-консультантов высокого уровня, и чья деятельность заключается в предоставлении информации для независимого научного совета Коллегии европейских уполномоченных в процессах регулирования.
Коллегию возглавляет президент Юнкер, в состав входят комиссар Витянис Андрюкайтис (здоровье и безопасность пищевых продуктов) и комиссар Фил Хоган (сельское хозяйство и развитие сельских районов).
Группе оказывает поддержку секретариат в Генеральном директорате Комиссии (DG) по исследованиям и инновациям, к которому прикомандированы сотрудники Объединенного исследовательского центра (JRC) и национальные эксперты, а также она тесно и сотрудничает с финансируемой программой Horizon 2020 SAPEA (Научные консультации по политике).
Секретариат также обеспечивает связи с другими научными консультативными органами в Европе, такими как Европейский орган по безопасности пищевых продуктов (EFSA) и Европейское химическое агентство (ECHA), а также во всем мире. В совокупности Группа, SAPEA и секретариат известны как Механизм научных консультаций (SAM).
Кто заинтересован в расцвете лженауки
Вряд ли в каком-то обзоре ситуации в индустрии пестицидов можно обойтись без глифосата.
Классификация Международного агентства по исследованию рака (IARC, агентство Всемирной организации здравоохранения), согласно которой глифосат является «вероятно канцерогенным для человека», вывела этот активный ингредиент гербицидов в центр всеобщего внимания.
МАИР, однако, в своем выводе предпочел игнорировать несколько тысяч отраслевых исследований по глифосату (из-за опасений по поводу влияния отрасли и конфликта интересов), и вместо этого принял к сведению только небольшое количество общедоступных исследований.
Например, один из соавторов монографии по глифосату, Кристофер Портье, работал в Фонде защиты окружающей среды (EDF), организации, известной своей позицией в борьбе с пестицидами. Сам Портье заявил, что его работа в EDF состояла только в том, чтобы давать советы по таким темам, как изменение климата и методы испытаний для оценки химической токсичности, но тем не менее, его работа как участника монографии была учтена в обзоре глифосата.
Этот случай подчеркивает обеспокоенность в связи с текущим протоколом ЕС о конфликте интересов: стремление к прозрачности и независимости фактически исключает возможность участия в экспертных научных комитетах тех, кто имеет опыт реальный работы в отрасли, но не является преградой для тех, кто может занять антииндустриальную позицию.
Последующие обзоры EFSA и ECHA пришли к выводу, что глифосат вряд ли представляет канцерогенную опасность для людей, и после разногласий между государствами-членами ЕС, EFSA и Комиссией глифосат был наконец возобновлен в 2017 году, хотя и в течение сокращенного пятилетнего периода.
Тем не менее, огромный ущерб репутации гербициду был нанесен. Проблема заключается в том, что широкая общественность, включая средства массовой информации и политиков, как правило, не имеют научного образования и поэтому не особенно вникают в термины, которыми пользуется научные сотрудники. В результате этого, термин «вероятно канцерогенное» ими воспринимается как прямое отношение к здоровью человека, хотя на самом деле он означает именно вероятность.
В феврале 2018 года, после обновления Комиссией регистрации глифосата, Европейский парламент учредил Специальный комитет по процедуре выдачи разрешений ЕС на пестициды (PEST). Опять же по просьбам обеспокоенных общественников.
Тридцать членов были выбраны из политических групп парламента для оценки существующей двухступенчатой системы утверждения и разрешения пестицидов в ЕС, ее независимости от промышленности, прозрачности процесса принятия решений и роли всех заинтересованных сторон, особенно EFSA, Комиссии и национальных компетентных органы государств-членов.
Эксперты и заинтересованные стороны, которые выступают на слушаниях PEST, включают группу SAM (главных научных советников), компетентные органы государств-членов, EFSA, ECHA, различных ученых.
Заключительный отчет PEST был опубликован в декабре 2018 года и одобрен Парламентом в январе 2019 года. Рекомендации включили финансирование независимым исследованиям воздействия агрохимии на здоровье человека и животных, окружающую среду и сельскохозяйственное производство, а также исследования альтернатив традиционным пестицидам, включая нехимические методы и пестициды с низким уровнем риска.
Также в отчете рекомендуется, чтобы заявитель больше не оценивал самостоятельно данные как часть заявки на утверждение активного вещества, а также не проводил обзор научной рецензируемой открытой литературы, вместо этого поручая обе эти задачи государству-члену-докладчику при содействии EFSA.
Кроме того, рекомендуется придавать одинаковую значимость как научной рецензируемой открытой литературе, так и исследованиям из открытых источников, с учетом того, что все они действительны в качестве вклада в оценку.
Рекомендации Комитета PEST направлены на то, чтобы помочь разрешить ситуацию с растущей обеспокоенностью общественности по поводу действующей процедуры разрешения на пестициды.
Нынешняя процедура авторизации ЕС для агрохимии уже считается одной из самых строгих в мире.
Стремление к использованию независимых данных подразумевает, что какие-то данные из отрасли считаются предвзятым, даже несмотря на то, что отраслевые стандарты, такие как надлежащая лабораторная практика и соблюдение согласованных на международном уровне протоколов ОЭСР, обеспечивают прозрачность и воспроизводимость исследований.
Такой уровень контроля не существует в общедоступной научной открытой литературе. Тем не менее, подразумевается, что отрасли нельзя доверять и нельзя позволять влиять на процесс принятия решений.
Индустрия защиты растений отреагировала на критику, а ряд компаний объявил о своих собственных обязательствах по обеспечению прозрачности, то есть доступности большего объема данных, связанных с безопасностью агрохимических продуктов. Отчуждать индустрию от дискуссий и процесса принятия решений смысла нет.
Еще в 2014 году, когда срок полномочий профессора Энн Гловер в качестве Главного научного советника ЕС истек, профессор сэр Пол Нурс, президент Королевского общества, предупредил: «Научные советы должны занимать центральное место в разработке политики ЕС, в противном случае, вы рискуете получить решения, на которые оказывают необоснованное влияние те, у кого есть свои мотивы в ущерб научно обоснованным решениям и промышленности, но в пользу лженауки».
(Источник: www.agribusinessglobal.com. Автор: Робин Блейк, старший консультант Compliance Services International (CSI) в Великобритании).
