🔹

Интервью, посвященное публикации нового Руководства по пестицидам, для газеты «Защита растений» дал главный эксперт ФАО по пестицидам Гарри Ван дер Вульп.

— Почему именно сейчас появились новые рекомендации?

— Во многих странах особо опасные пестициды по-прежнему представляют неприемлемо высокий уровень риска для пользователей и окружающей среды. В новых Рекомендациях по обращению с особо опасными пестицидами содержатся рекомендации правительствам стран по идентификации таких пестицидов и оценке рисков, а также варианты действий по минимизации рисков.

Новые рекомендации также имеют особую важность в свете резолюции 4-й Международной конференции по обращению с химическими веществами. Эта резолюция призвала к согласованным действиям в отношении особо опасных пестицидов и приветствовала принятие «Стратегии по обращению с особо опасными пестицидами в контексте Международного стратегического подхода к регулированию обращения с химическими веществами (SAICM). Вышеуказанные новые рекомендации являются стержневым элементом этой стратегии.

ФАО также выпустила Инструментарий по регистрации пестицидов. Это поможет регистрирующим органам в оценке риска для принятия более осознанных решений о запрете или разрешении использования какого-либо конкретного пестицида.

— Можете привести пример особо опасных пестицидов, которые на данный момент запрещены к применению в развитых странах, но применяются в развивающихся? Каким образом ФАО получает такую информацию?

— ФАО не ведет списка «запрещенных» пестицидов. Однако информация из стран, где используются пестициды, применение которых строго ограничено, собирается нами для стран-участниц Роттердамской конвенции в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле. Эта информация публикуется каждые шесть месяцев в Циркуляре Процедуры предварительного обоснованного согласия (PIC).

— Какие препараты, по вашей оценке, входят в группу особо опасных пестицидов и могут быть заменены менее опасными продуктами?

— Каждая страна должна сама решать, какие пестициды следует считать особо опасными. Может ли пестицид считаться особо опасным — зависит от условий, в которых он применяется в стране.

Рекомендации описывают пошаговый процесс оказания помощи странам по обращению с особо опасными пестицидами. Указанные шаги включают: идентификацию, оценку и минимизацию риска. Первичная идентификация основывается на критериях из Рекомендаций. Затем необходимо проводить полевые исследования и оценку с целью обнаружения существующих проблем с указанным пестицидом.

Задача Рекомендаций заключается не в создании списка пестицидов, заменяющих запрещенные, а в оказании помощи правительствам стран по организации процесса работы. Рассматриваются также альтернативные подходы, такие как комплексная стратегия борьбы с вредителями (IPM), на основе которых принимаются решения о применении или неприменении пестицидов. Если применение пестицидов представляется необходимым, в большинстве случаев вместо особо опасных пестицидов могут использоваться менее опасные.

— Какую помощь ФАО планирует оказать России в проведении инвентаризации, оценке рисков и фактических потребностей для принятия соответствующих мер по снижению риска?

— Рекомендации по обращению с особо опасными пестицидами и Инструментарий по регистрации пестицидов доступны для всех стран. Они будут изданы и на русском языке. Целевая помощь может быть оказана через Представительство ФАО в Москве. В 2014–2015 годах в рамках финансируемого ФАО и ЕС проекта по совершенствованию обращения с пестицидами в странах бывшего Советского Союза ФАО провела несколько тренингов в регионе Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии для повышения уровня информированности представителей власти и общественности о рисках, связанных с применением опасных пестицидов в сельском хозяйстве. В этих тренингах принимала участие и российская неправительственная организация.

— Какие меры входят в Инструментарий для оказания помощи правительствам в проведении оценки рисков в рамках их национального процесса по классификации пестицидов?

— В регистрационных органах некоторых развитых стран служат более 100 человек. В развивающихся странах ту же самую работу зачастую должны выполнять от 2 до 5 человек. Очевидно, что в таком случае невозможно осуществлять всеобъемлющую оценку рисков и продуктов. Одна из целей Инструментария заключается именно в оказании помощи ограниченным в ресурсах регистрирующим органам (по причине нехватки персонала и/или финансирования) делать как можно больше в условиях нехватки ресурсов. Это позволяет таким регистрирующим органам выбирать параметры оценки, являющиеся наиболее приоритетными для своих стран, и оптимально использовать результаты оценки рисков, полученные в странах, имеющих возможности для проведения исчерпывающего анализа.

Оригинал статьи на AgroXXI.ru