Распространение короновирусной инфекции и меры по борьбе с ней продолжают менять глобальный и региональные рынки продовольствия и аграрную отрасль. Кроме негативных последствий, о которых много говорится, ситуация с COVID-19 активизировала внедрение новых цифровых решений в агробизнесе, расширила возможности для продвижения и продажи продовольствия и даже создала новые рабочие места. Правда, все эти положительные изменения происходили только в том случае, если государство и фермеры действовали сообща.

Потери и обретения

Сбои в сфере производства в условиях заявленной пандемии лишили фермеров Евросоюза возможности привлечь иностранных рабочих для сбора урожая. Во Франции и Германии, по данным исследования компании Deloitte, фермерским хозяйствам не хватало более 2 тысяч работников. В аграрном секторе Испании отмечена нехватка порядка 1,5 тысяч работников. В аналогичных условиях нехватки рабочей силы оказались фермерские хозяйства в Калифорнии, Флориде и других штатах США.

Другим последствием ситуация с COVID-19 стали перебои в распределении продовольствия. Часть крупны потребителей продуктов питания - учебные заведения, рестораны, гостиницы - закрывались, а правительства многих стран ввели ограничения на движение товаров, включая продукты питания. Двадцать девять стран ввели ограничения на поставки продовольствия с целью поддержки внутренних поставщиков. Товарооборот между странами был нарушен, а в некоторых случаях прекратил свое существование. Ускорилось внедрение нетрадиционных моделей распределения продовольствия, прежде всего, резко вырос спроса на приобретение продуктов онлайн. Из этой ситуации можно было извлечь немало выгод. Именно так поступили в Китае.

Вовремя успели

Конечно, выгоды Китаю удалось извлечь, благодаря большой работе, которая велась в этой стране в последние годы. Еще в 2013 году в КНР заявили о новой политике потребления информации для стимулирования внутреннего потребления. Поддержка цифровых проектов приобщила примерно 903 млн китайцев к Интернету. 99% из них, по данным Китайского информационного центра Интернет-сети (CNNIC), использует мобильные телефоны для выхода в Интернет. Поначалу фермеры использовали только мобильные платежи и онлайн-видео развлечения. Причем, самые удаленные регионы делали это активнее других.

Тибет и отдаленные провинции - лидеры мобильных платежей

Данные: Alipay

Недели и месяцы ограничений подтолкнули китайских фермеров к быстрому освоению новых возможностей цифровизации. Одной из таких возможностей стала электронная торговля. Мелкие фермеры, выращивающие фрукты, обычно самостоятельно реализовывали свою продукцию в мобильных торговых точках вдоль дорог. Локдаун, подержанный компьютер или смартфон и базовое подключение к Интернету принципиально изменили схему продаж. Китайские мелкие торговцы оперативно переносили в виртуальную среду не только продажи, но и рекламу своей продукции. И после снятия многих ограничений в Китае продажа местных продуктов через прямые трансляции по каналам электронной коммерции продолжает расти. Отчасти это связано с тем, что на новых медиа-платформах имеется множество простых в использовании видео-инструментов, которые оказались доступными и полезными для фермеров.

Кроме того, в Китае активно создаются новые каналы для транспортировки сельскохозяйственной продукции в города. Это дает возможность фермерам быть онлайн-продавцом, зарабатывая на растущем спросе на свежие и безопасные сельскохозяйственные продукты. Благодаря инфраструктуре обмена сообщениями и платежами в социальных сетях, предоставляемой основными платформами, включая Alibaba и Tencent, фермеры могут легко обрабатывать большие объемы торговли для клиентов из любого уголка Китая.

От онлайн продаж к новым моделям бизнеса 

В Китае относительно меньше пахотных земель на душу населения, в отличие от таких стран, как США, где преобладают крупные фермы с индустриальным производством и транспортировкой сельскохозяйственной продукции. Однако, именно в Китае сейчас происходят изменения, которые эксперты оценивают как принципиальную трансформацию традиционной цепочки поставок продовольствия.

В Китае фермеры могут пользоваться специально созданными социальными платформами электронной коммерции, такими как Pinduoduo, где им переданы агрегированные интересы и спрос пользователей, и они могут соответствующим образом корректировать свои планы производства и продаж. Фермеры также могут использовать эти платформы для формирования более крупных заказов на свою продукцию. И это помогает фермерам меньше зависеть от дистрибьюторов и дает им возможность продавать продукцию напрямую потребителям. В результате фермеры могут зарабатывать больше, благодаря более низким расходам на сбыт и большим заказам. 

Цифровизацию сельскохозяйственного бизнеса в Китае осуществляется через ряд государственных и государственно-частных программ. Одна из них - инициатива «Цифровая деревня» - обеспечивает финансовую и организационную поддержку со стороны центрального правительства.  Кроме развития агробизнеса, такой проект может стать полезным опытом для преодоления цифрового разрыва, который существует не только в КНР, но и в большинстве аграрных стран. 

Российский спрос

Создание подобных платформ для российского сельскохозяйственного бизнеса было бы крайне полезным. По данным АККОР, в РФ насчитывается 176,3 тысячи фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 26,1 тысяч микропредприятий и 32,2 тысячи малых сельхозорганизаций. Общие посевные площади в малых формах хозяйствования составили 47,9 млн га (60,2% от общей площади). Российские фермы производят значительную часть картофеля и овощей, зерна, молока и другого продовольствия. Однако, в онлайн-формате продается мизерная часть произведенной продукции.

По данным AgroTech Map, выпущенной iDealMachine и Аgrotech Skolkovo Ventures, в России уже создано более десятка различных маркетплейсов, которые соединяют сельхозпроизводителей с конечными потребителями. Однако, значительная часть интернет-платформ рассчитана на крупных производителей или перевозчиков. Другие онлайн-инструменты, рассчитанные на мелких фермеров, пока не слишком известны, не всегда удобны, а потому не широко распространены.

Впрочем, если ситуация с COVID-19 продлится неопределенно долгое время, рост онлайн-торговли продукцией сельского хозяйства будет неизбежным во всех странах.

Лариса Южанинова

При подготовке статьи использована информация Deloitte, Rusbase, AgTech, Signal.