О перспективах рапсового масла из ГМ-сортов рассуждает профессор Джонатан Нэпьер, один из ведущих исследователей в области биотехнологии растений, который возглавляет программу в британском научном институте Rothamsted Research по методам ГМО и редактирования генов для создания масличных культур с повышенным уровнем омега-3. Статья Нэпьера опубликована на портале GLP: «В марте 2023 года Управление по безопасности пищевых продуктов Норвегии пришло к выводу, что использование обогащенного омега-3 рапсового масла, полученного из ГМ-растений, в кормах для аквакультуры не представляет дополнительных рисков для здоровья или окружающей среды. Это последовало за заявкой биотехнологической фирмы Nufarm на одобрение рапсового масла, генетически модифицированного для включения генов морских водорослей и сконструированного для получения DHA, омега-3, обычно встречающегося только в рыбьем жире и не присутствующего в стандартном рапсовом масле.
Интересно, что это была первая заявка на использование генетически модифицированного продукта в Норвегии. Разрешения на использование того же рапсового масла, обогащенного омега-3, в кормах для аквакультуры также были подтверждены органами по безопасности пищевых продуктов в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, США и Чили. Действительно, рапсовое масло из ГМ-сорта, уже используется в коммерческих целях в чилийском аквакультурном хозяйстве, втором по величине в мире производителе выращиваемого лосося. К продукту присматриваются и другие крупные рыбоводческие хозяйства, в том числе в Азии, отмечая потенциальные преимущества биотехнологических культур как более устойчивого источника корма для аквакультуры.
Например, в прошлом месяце конференция в Индии, организованная правительством Индии совместно с Центральным научно-исследовательским институтом морского рыболовства (CMFRI), была посвящена именно этому вопросу. Спикеры-эксперты подчеркнули огромные возможности продуктов на основе ГМ-растений не только для увеличения предложения кормовых ингредиентов в аквакультуре, способствуя росту и снижению производственных затрат, но и для смягчения воздействия растущего давления на мировые поставки рыбной муки и рыбьего жира.
Обеспечение устойчивости морских рыбных запасов является критически важным вопросом, особенно в такой год, как этот, когда, по прогнозам, климатическое явление Эль-Ниньо вернется и создаст дополнительную нагрузку на кормовые запасы. В частности, Эль-Ниньо отрицательно сказывается на уловах в Южной Америке таких видов, как анчоусы в Тихом океане, на долю которых обычно приходится около 40% мирового производства рыбной муки и рыбьего жира. Сообщается, что последнее крупное явление Эль-Ниньо (2014–2016 гг.) привело к сокращению производства рыбной муки и рыбьего жира в Перу и Чили на четверть.
В последние годы растут опасения по поводу влияния качества аквакорма на конечный продукт для питания людей. Диета, богатая омега-3, снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний, и ключевой задачей для индустрии разведения лосося является поддержание роста сектора при сохранении уровня полезных масел омега-3 в конечном продукте. За 10 лет уровень этих полезных масел в выращиваемом лососе снизился на 50%. Это в первую очередь связано с мерами, принятыми для защиты запасов морской рыбы, то есть, хотя мировая индустрия выращивания лосося выросла более чем на 50% за последнее десятилетие, ежегодное производство жира морских рыб остается неизменным на фоне растущего спроса.
Дефицит, в свою очередь, стимулировал тенденцию к замене рыбьего жира растительными маслами, но в последних отсутствуют особые полезные для здоровья омега-3, содержащиеся в рыбьем жире, что изменяет профиль жирных кислот в филе лосося. Теперь покупатели получают продукт, который оказывает меньшее воздействие на морскую среду, но, к сожалению, и менее питательный. Потенциальное решение может заключаться в применении биотехнологий сельскохозяйственных культур, таких как ГМ и редактирование генов масличных культур, таких как рапс.
Однако, остается фактом, что британская инновационная компания Rothamsted Research, которая долгое время была в авангарде этих захватывающих разработок, по-прежнему ограничена полевыми испытаниями ГМО масличных участками размером с теннисный корт, а коммерческое использование разработок блокируется политической оппозицией к ГМО, особенно в Шотландии. По иронии судьбы рапсовое ГМО масло было разработано после британского масла из ГМО рыжика посевного, но в других странах прошло более быстрое одобрение регулирующих органов.
Существует еще одна насущная причина, по которой имеет смысл культивировать биотехнологические культуры в качестве источника масел омега-3. Недавнее исследование , проведенное Национальным институтом пищевых продуктов Дании (DTU), показало очень высокий уровень стойких загрязнителей окружающей среды морского происхождения, или PFAS, в органических яйцах. Настолько высокий, что авторы предупредили, что дети в возрасте 4–9 лет, съедающие более 2,5 органических яиц в неделю, могут потреблять небезопасные количества этих «вечных химикатов». В исследовании связывается высокий уровень стойких загрязнителей, обнаруженный в яйцах, с использованием рыбной муки, которую обычно скармливают курам-несушкам. Авторы описали, как эти вредные стойкие химические вещества могут продвигаться вверх по пищевой цепочке, от рыбы к курам и людям, накапливаясь в органических тканях во все больших количествах на каждом этапе. Рекомендация исследования? Переключитесь на альтернативный незагрязненный источник корма. И с продолжающимся ростом мирового сектора аквакультуры и постоянными проблемами, связанными с морскими кормовыми ингредиентами, потенциальные возможности для обеспечения возобновляемого растительного источника полезных масел омега-3 велики, было бы желание этим воспользоваться».
(Источник: geneticliteracyproject.org. Автор: профессор Джонатан Нэпьер, Rothamsted Research).
