Интервью главы компании Сингента в России Себастьяна Мартена

 

 — Недавно Сингента отчиталась о рекордном росте продаж в 2012 г. За 9 месяцев мировой оборот компании достиг 11 млрд долл. А каковы объемы продаж в России в 2012 г.?

— Хотя мы не разглашаем показатели продаж в отдельных странах и регионах, могу сказать, что продажи в России в 2012 г. достигли рекордного уровня. Россия стала для Сингенты третьим крупнейшим рынком в Европе и седьмым — в мире.

— Как изменились продажи пестицидов Сингенты по сравнению с 2011 г.? Какие сегменты продемонстрировали наибольшую динамику и почему?

— Оба направления нашего бизнеса — защита растений и семена — продемонстрировали в 2012 г. одинаковые темпы роста. Ситуация с фунгицидами была непростой из-за засухи в некоторых регионах, но продажи гербицидов и инсектицидов, а также наш бизнес в области защиты семян развивались удовлетворительно.

— Ваш прогноз на 2013 г. Что будет с сельским хозяйством и рынком пестицидов в России? Каковы планы Сингенты?

— Мы с большим оптимизмом смотрим в 2013 г. Рыночные тренды остаются позитивными, а Сингента начинает второй сезон после интеграции бизнесов в области защиты растений и семян. Новая организация в настоящее время является в полной мере эффективной, и мы будем стараться максимально широко предлагать производителям новые решения, основанные на интеграции. Все это в комплексе должно привести к дальнейшему росту доли рынка Сингенты в ближайшем будущем.

— Как вы оцениваете долгосрочные перспективы российского рынка средств защиты растений?

— Мы ожидаем двузначные темпы роста рынка. Производители все больше и больше понимают, что инвестиции в высококачественные средства защиты растений (СЗР) вернутся к ним сторицей. Если вы просто посмотрите на большое число производителей, которые еще не используют или недостаточно используют СЗР, и сравните это число с ситуацией в других странах, то вы сможете себе представить, сколько отрасль может сделать, чтобы помочь производителям быть более успешными. Это может привести к значительному повышению производительности сельского хозяйства, к росту качества сельхозпродукции, предназначенной как для внутреннего, так и для внешних рынков.

Мы также считаем, что спрос на более сложные технологии будет расти. Например, в результате объединения технологий и сервисов в области семян и их обработки, СЗР в одно предложение и один протокол. В этом Сингента занимает уникальную позицию на рынке.

— В прошлом году рынок пестицидов достиг 1 млрд долл в ценах потребителя. Какое значение это имеет для Сингенты?

— Мы являемся лидером на рынке защиты растений в России. В дальнейшем мы намерены инвестировать в развитие нашего портфеля для укрепления этой позиции.

— По оценкам экспертов, от 15 до 30% пестицидов на российском рынке — контрафактные. Как, на Ваш взгляд, можно снизить их количество и решить проблему? Какие меры принимает Сингента для защиты от подделок?

— Контрафакт действительно является проблемой для нашей компании и всей отрасли. Мы активно изучаем возможности борьбы с подделками. Чтобы эта работа была по-настоящему эффективной, необходимо тесное сотрудничество с конкурентами, деловыми партнерами и чиновниками. Это поможет ограничить ущерб для нас и наших клиентов. К сожалению, мы сталкиваемся с разнообразными случаями подделок продукции на рынке, и универсального решения этой проблемы не существует.

— В этом году Сингента прибрела две профильные компании: инсектицидное подразделение Dupont Professional Products и биопестицидную компанию Pasteuria Bioscience. Почему выбраны эти компании? Каковы цели их покупки? О каких тенденциях рынка СЗР говорят эти объединения?

— Эти приобретения расширяют наши возможности в области разработки инновационных решений для наших производителей. Мы объявили о целом ряде приобретений в последние месяцы, как в сфере защиты растений, так в области семян. Эти приобретения позволят укрепить наши лидерские позиции во всех основных сельхозкультурах и сегментах рынка. Сингента в России существенно выиграет от этих приобретений.

Что касается биопестицидов, то мы считаем этот сегмент интересным дополнением к портфелю. Основная ценность биопестицидов состоит в том, чтобы предлагать их не в качестве самостоятельного продукта, а в сочетании с другими СЗР для разработки полностью интегрированных решений для борьбы с вредителями. Только ключевые игроки, такие как Сингента, могут объединить эти технологии в одно коммерческое предложение, которое также делает нас интересным партнером для начинающих компаний.

— Как продвигается сделка Сингенты с бельгийской компанией Devgen? Каковы ее условия? Состоится ли покупка?

— Сингента приняла участие в тендере и предложила цену за Devgen вместе с полным пакетом акций и всеми обязательствами. Мы ожидаем объявления результатов тендера до конца 2012 г.

— Планирует ли Сингента приобретать какие-нибудь российские компании?

— Недавно мы объявили о планах по строительству в Краснодарском крае завода по производству семян и СЗР. Подготовка к строительству идет полным ходом. В сочетании с политикой активных приобретений на глобальном уровне это открывает перед Сингентой широкие возможности для дальнейшего расширения бизнеса в России. Кроме того, мы рассчитываем на активизацию партнерских отношений с российскими компаниями в сферах исследований и разработок, производства и продаж.

— Расскажите о строительстве завода в Краснодарском крае? Почему вы приняли такое решение? Какие продукты, и в каких объемах будут там выпускаться? На какие рынки их планируется поставлять?

— Мы приняли это решение, потому что мы верим в долгосрочные перспективы рынка в России. Очевидно, что наличие собственного производства сделает нас намного сильнее в будущем, например, с точки зрения операционной эффективности.

Мы планируем производить семена, СЗР и средства для обработки семян. Этот завод будет одним из первых в мире производств, демонстрирующих нашу комплексную стратегию в части производства.

— В какие еще направления инвестирует Сингента в России и в мире?

— Как лидер рынка в России Сингента постоянно инвестирует в сотрудников. Мы привлекаем и развиваем лучшие таланты отрасли и смежных областей. Наша бизнес-модель становится все более и более требовательной. Но она также предусматривает серьезные поощрения за инновации во всех сферах производственно-сбытовой цепи. В этом отношении Сингента — это фантастическое место для работы.

— Какова роль квалификации кадров в АПК, на Ваш взгляд? Содействует ли Сингента повышению качества и актуальности профессиональной подготовки кадров для сельского хозяйства в России?

— В рамках нашей стратегии мы хотим быть ближе к агропроизводителям и предлагать им прямые советы и помощь в ведении хозяйства. Именно поэтому мы выделили уже довольно много технических экспертов, чтобы сосредоточиться на взаимодействии непосредственно с агропроизводителями. Это взаимодействие ведется в таких формах, как посещение хозяйств, проведение конференций и дней поля по всей России. Это происходит в тесном сотрудничестве с отдельными дистрибьюторами.

Обучение сотрудников, которые совершают визиты в хозяйства, играет ключевую роль в раскрытии потенциала наших технологий. В дальнейшем мы будем расширять эту деятельность. Это также дает нам возможность получить обратную связь непосредственно от конечных потребителей, что необходимо для совершенствования наших предложений.

— Расскажите о новинках, которые появятся на российском рынке в следующем году.

— В сфере СЗР мы выводим на рынок два новых гербицида для кукурузы: Lumax и Elumis. Оба обладают повышенной эффективностью против широкого спектра сорняков и будут очень удобными в использовании.

В семенах мы запустим несколько новых сортов подсолнечника. В сочетании с нашим ведущим портфелем средств для обработки семян это поможет еще больше укрепить лидирующие позиции на рынке этой важной культуры.

Кукуруза и подсолнечник будут в центре нашего внимания в 2013 г. при проведении испытаний новых интегрированных решений в России. Это стало возможным благодаря нашему полному портфелю и передовой научно-исследовательской деятельности.

— Государство намерено поддерживать производство экопродукции в РФ. Минсельхоз России разработал законопроект «О производстве органической сельхозпродукции и внесении изменений в законодательные акты РФ», который предусматривает меры стимулирования этого направления. Как вы оцениваете законопроект и его влияние на дальнейшее развитие отрасли?

— Компания Сингента поддерживает развитие более высоких стандартов в области сертификации сельхозпроизводства. Представленный законопроект — хороший сигнал для отрасли. Он свидетельствует о том, что государство нацелено на повышение общего уровня развития сельского хозяйства на благо фермеров и конечных потребителей. Мы не считаем законопроект революционным для отрасли, поскольку производство органической сельхозпродукции — это довольно специфический, нишевый, а не массовый рынок.

На всех основных сельскохозяйственных рынках в мире прослеживается тенденция к внедрению устойчивых методов работы, в центре которых — здоровье потребителей и защита окружающей среды. Сингента возглавляет этот процесс: продукты, решения и научно-исследовательская деятельность компании направлены на поддержку устойчивого интенсивного сельского хозяйства. Сообщество фермеров, занимающихся выпуском органической сельхозпродукции, генерирует много интересных идей, которые дополняют наши решения, но не заменяют их. Например, биопестициды уже являются неотъемлемой частью портфеля Сингенты. Но их можно использовать с максимальной эффективностью только в сочетании с биологическим контролем вредителей (сокращение популяции вредителей при помощи естественных врагов), который является частью деятельности Сингента Биолайн. Использование биологических методов в сочетании с существующими химическими мерами защиты повышает эффективность контроля вредителей.

— Некоторые эксперты говорят о вреде экологического сельского хозяйства, аргументируя это тем, что отказ от пестицидов и минудобрений приводит к обеднению почв и снижению урожайности. Как вы считаете, это утверждение соответствует действительности?

— Мы считаем, что только разумное сочетание всех современных технологий может принести лучшее решение для рынка, которое позволит получать высокие урожаи с низкой стоимостью и высоким качеством конечного продукта. Каждый монокультурный или экстремальный подход имеет недостатки. Поэтому мы не считаем, что это правильный путь.

— Сегодняшние сторонники экоземледелия говорят о возможностях экспорта российских экопродуктов в рамках ВТО? Реально ли это? Насколько отечественные продукты будут конкурентоспособны по качеству и цене? Потребуется ли в этом деле помощь государства, и если да, то какая?

— Методы поддержки фермеров во всем мире очень разнообразны, это касается и органического земледелия. Большинство органических продуктов местного производства предназначены для местных рынков. Давайте не будем забывать, что возможность купить «местный продукт» является важной для потребителей, которые выбирают органические продукты. Органическое земледелие сосредоточено на производстве фруктов и овощей, что составляет небольшую часть продукции российского сельского хозяйства. Что касается ценовой конкурентоспособности, то, как правило, затраты на органическое земледелие значительно выше, чем традиционное сельское хозяйство, главным образом за счет более низкой урожайности. Это особенно относится к странам с тяжелыми погодными условиями, такими как Россия. Поэтому я лично считаю, на мировом рынке более конкурентоспособной будет российская продукция крупного и интенсивного, но в то же время устойчивого сельского хозяйства, в основе которого — современные технологии, включающие СЗР и удобрения.

 

Беседу вела Диана Насонова

 

Биографическая справка

 

Себастьян Мартен, глава компании Сингента в России

 

В 1997 г. получил степень бакалавра в области делового администрирования Университета Мюнстера (Германия). Через 2 года там же получил степень магистра в области международного менеджмента, маркетинга и финансов. Во время учебы проходил стажировки в таких крупных международных компаниях, как PPG (США), BASF (США), BMW (Австралия), Saint Gobain (Франция), Unilever (Германия). В 2005 г. закончил программу молодых менеджеров INSEAD — самой престижной бизнес-школы Старого Света.

Профессиональную карьеру начал в Бостонской консалтинговой группе (Boston Consulting Group) — ведущей международной компании, специализирующейся на управленческом консалтинге. Работая помощником и консультантом в мюнхенском офисе группы, в 1999—2003 гг. занимался международными проектами в области разработки корпоративной стратегии, слияний и поглощений, антикризисного управления, продаж и маркетинга.

В 2003 г. перешел в компанию Süd-Chemie AG (Париж, Франция), специализирующуюся в производстве химикатов для пищевой промышленности. В течение трех лет работал в роли менеджера по развитию бизнеса и отвечал за развитие новых рынков и клиентов по всему миру; старт продаж и маркетинговой деятельности в Китае и Индии; создание совместного предприятия в Швейцарии; взаимодействие с ключевыми клиентами (например, Pfizer, Bayer, Boehringer Ingelheim).

В 2006 г. возглавил направление продуктов питания и пищевых добавок региона EMEA (Europe, Middle East and Africa) компании Süd-Chemie. Отвечал за продвижение продуктов, продажи, маркетинг, взаимодействие с ключевыми клиентами, вывод новых продуктов.

В 2008 г. присоединился к компании Сингента, где до 2009 г. курировал проекты, связанные с производством биотоплива. В 2009—2012 гг. работал в качестве Директора по стратегическому планированию и развитию бизнеса в регионе EMEA и внес значительный вклад в трансформацию бизнеса Сингенты в регионе в рамках стратегии по интеграции.

С 1 мая 2012 г. возглавляет компанию Сингента в России.

Женат, воспитывает двух детей.

 

Опубликовано в газете «Защита растений» №1 за 2013 г.