Интервью с руководителем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанинтарному надзору Сергеем Данквертом

- Сергей Алексеевич, какие актуальные задачи сегодня стоят перед Россельхознадзором? С чем приходится бороться в первую очередь?

- Бороться? Бороться приходится со многим. С недобросовестностью и ошибками производителей продукции, с попытками торговцев «срезать углы» там, где их срезать никак нельзя. С косностью, бюрократизмом. С много чем приходится бороться. А задача у нас по большому счету одна – обеспечить безопасность страны по трем основным направлениям. Я имею в виду безопасность биологическую, продовольственную и пищевую.

- Как изменились полномочия и деятельность Вашего ведомства в связи со вступлением России в ВТО?

- С одной стороны – функционально – никак. Россия ведь уже давно – страна с открытой экономикой. И мы давно отработали механизмы контроля поступающей на наш рынок пищевой продукции. Но все же, изменения есть. Не в полномочиях, они остаются прежними, а в механизмах осуществления надзора и проведения контроля. По-хорошему, мы должны использовать те же механизмы, что и наши крупнейшие торговые партнеры – США и Евросоюз. То есть, проверять систему их собственного контроля безопасности экспортируемой продукции. По ее отдельным видам. Проблема здесь только одна – до сих пор мы не провели подобного  аудита контрольно-надзорной системы ни в одной стране мира. А теперь, кстати, мы должны проводить такие проверки совместно с нашими партнерами по Таможенному союзу – ветеринарными службами Белоруссии и Казахстана. По опыту наших западных коллег мы знаем, что подобные аудиты тянутся долгие годы. То есть, пойдя этим путем, мы бы были вынуждены «заморозить» весь продовольственный импорт на долгие годы. Кому это было бы выгодно? Пожалуй, никому. Прежде всего – нам самим, поскольку пока еще мы далеки от того, чтобы полностью обеспечить себя продовольствием. Поэтому мы сейчас и ведем интенсивные переговоры, выбираем наилучшие модели для сотрудничества с разными странами. Конкретные схемы при этом могут различаться, неизменным лишь будет требование исполнения всех требований нашего законодательства в области обеспечения безопасности поднадзорной продукции.

Сейчас у Россельхознадзора есть списки предприятий 120 стран, которые уже были аттестованы для поставок продукции в Россию. Наши партнеры по ВТО всячески стараются заставить нас отказаться от требования о необходимости аттестации предприятий-поставщиков, не предлагая нам по-настоящему действенных гарантий безопасности поставляемой нам же продукции. Напротив, недавно мы документально установили, что поставлявшееся нам из Европы кишечное сырье, приходившее с ветеринарными сертификатами европейских стран-поставщиков, на самом деле было выработано… в Китае. Есть у нас весьма серьезные претензии к обеспечению эпизоотической безопасности при поставках к нам живых животных. Учитываем мы и то, что наши инспекции европейских предприятий подтверждали их гарантии лишь в половине случаев, и то, что по результатам лабораторного мониторинга поступающей продукции на безопасность нам каждую неделю приходится выносить предупреждения в отношении тех или иных предприятий, а то и вводить в отношении их продукции временные ограничения. Не забыли мы и пищевых скандалах, сотрясающих Европу – то в пищевую цепочку попадут диоксины, то в возникают вспышки массовых токсикоинфекций – то от высокопатогенного штамма кишечной палочки, то от норовирусов…

С присоединением России к ВТО объемы импорта готовой продукции на наш рынок возрастут. Однако, и мы должны получить столь же свободные условия доступа российской продукции на западный рынок. Пока Россия не поставляет в Европу практически никакой, даже глубоко переработанной продукции, — ни колбас, ни консервированного мяса.

Сейчас мы экспортируем туда лишь мясо дикого оленя, которое пользуется стабильным спросом на рынках Евросоюза, и рыбу. И  рыбу они перерабатывают и… обратно поставляют нам.

Наш продовольственный рынок открыт не в пример шире, чем рынок Евросоюза. Но у нас, как и у всех, есть свои требования и собственные национальные интересы. Если международный рынок ограничивает поставки нашей продукции из-за так называемой неэквивалентности, из-за того, что наше предприятие не включено в их списки, то в Россию будет поступать импортная молочная продукция только с тех предприятий, эквивалентность надзора за которыми мы признаем. Эти поставщики должны пройти нашу систему аудита. Пока таких стран нет...

Сам Запад допускать нашу продукцию на свои рынки явно не спешит -  за восемь лет Евросоюз не разрешил ни одному нашему предприятию поставлять к себе мясо птицы, в том числе готовую продукцию. Ситуация сложилась более чем странная. В Калининграде, например, есть перерабатывающее предприятие, построенное хорватскими бизнесменами. Они завозят мясо из Германии, из него делают гамбургеры, наггетсы, замораживают их, но в Европу готовый продукт поставлять не могут. Им не разрешают. Европейское сырье, европейское оборудование, европейские технологии — но нельзя. Защита рынка. В условиях ВТО. Двойные стандарты в действии.

Если мы как государство хотим, чтобы что-то подешевело для потребителя не одномоментно, не за счет разорения нашего производителя, а на перспективу, надо заранее просчитать последствия тех или иных действий. Или бездействия. Но вместе с тем, я отношусь к этому спокойно, потому что у нас на сегодняшний день ограничений нет ни по заградительным пошлинам в отношении готовой продукции, ни по количеству предприятий-поставщиков. Продукцию животного происхождения в Россию сейчас поставляют 11 тысяч зарубежных предприятий. Мы же должны быть готовы к растущей конкуренции и использовать все возможности, чтобы поднять отечественное производство на новый уровень.

Теперь – по объемам. Россельхознадзор находится в числе тех ведомств, у которых работы в связи со вступлением в ВТО прибавится больше всего. Служба ведь отвечает за безопасность всей многообразной продукции животного и растительного происхождения, и сейчас поступающей в огромных количествах.

Экономическое состояние российских производителей и ситуация на потребительском рынке будут зависеть от мер, которые предпримет государство. А эффективность деятельности Россельхознадзора зависит от ряда факторов, в первую очередь от состояния отечественной законодательной базы и от того, насколько приоритетны для государства те задачи, которые должна выполнять наша служба.

Национальные интересы на площадке ВТО надо уметь отстаивать. Давние члены ВТО и сами применяют меры защиты своей экономики. Например, США и Евросоюз взаимно запретили друг для друга поставки мяса под предлогом небезопасности продукции. Конечно, они находят для этого определенные основания, но на  деле прежде всего отстаивают интересы своих производителей и рынков, интересы своей экономики. Так они спорят в рамках ВТО уже 15 лет.

Россия тоже имеет право на определенные защитные меры. Даже в рамках ВТО мы можем присоединяться к ограничениям, которые применяют другие страны. Но у нас есть еще одна цель — бороться за новые рынки сбыта отечественной продукции.

Готовясь к увеличению товаропотока, мы сделали многое, чтобы поднять нашу работу на международный уровень. Два современных лабораторных центра уже работают в Калининградской и Брянской областях. Ежегодно мы обучаем своих специалистов - каждый год 200 человек проходят повышение квалификации по различным направлениям. Обязательное требование к нашим сотрудникам — знание иностранных языков.

Но не стоит забывать, что в сложившихся правовых условиях важным элементом общей системы обеспечения безопасности пищевой продукции являются ветеринарные лаборатории, подчиненные региональной администрации. Как показывает практика, не все здесь обстоит должным образом. Считаю, что и государство должно централизованно вкладывать деньги в укрепление нашей системы, в совершенствование диагностической базы. Система должна, обязана быть функционально единой. Это значит прежде всего, что все лаборатории должны находиться на одинаково высоком уровне. Как правило, сейчас же финансирование этого направления осуществляется по остаточному принципу. На местах относятся к такой работе как… к бизнес-проектам. Дескать, вы там справки выдаете, берете за них деньги. Ну, и самофинансируйтесь. Это абсолютно неправильно. Речь ведь идет об обеспечении безопасности, и ожидать прибыли от такого рода деятельности – неправильно в корне.  Мы — не деловая структура, мы обеспечиваем безопасность – потребителя, самого аграрного производства. Наш вклад в общегосударственное дело — вовсе не зарабатывание денег, а предотвращение ущерба. А ущерб может быть колоссальным – что мы и видим в связи с широчайшим распространением африканской чумы свиней по территории страны.

Конечно же, мы должны повышать требования и к нашим производителям, делать эти требования такими же жесткими, как и те, что предъявляются нами к производителям Европы, Америки Украины, Китая... В конце концов, это повысит их конкурентоспособность.

Вот эти вопросы и будут главными в ближайшей повестке дня.

- В функции Россельхознадзора входит контроль качества и безопасности зерна в РФ. Что Вы можете сказать о качестве зерно нового урожая? Какие основные проблемы выявляются в партиях зерна, поступающих на хранение, на экспорт?

- Здесь все далеко не просто и не однозначно. Дело в том, что связи с вступлением в силу федеральных законов от   18 июля 2011 ода  № 242-ФЗ  и    от   19 июля 2011 года № 248-ФЗ, утрачены  правовые основы исполнения  Россельхознадзором полномочий  по осуществлению государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки - производимых в России и ввозимых  на ее территорию или вывозимых из нее.

К чему это может привести? Дальнейшее отсутствие государственного контроля позволит не только бесконтрольно ввозить в Россию заведомо недоброкачественную продукцию, но и разрушит репутацию нашей страны как надежного экспортера высококачественного зерна. Это не может не сказаться на состоянии всего зернового комплекса страны – инвестиций в производство зерновых и переработку зерна, создание современной инфраструктуры отрасли. Скажется это и на состоянии обеспечивающих отраслей, и на национальной экономике в целом. Теряется, кстати, и  важнейший для любого инвестора элемент – стабильность отрасли.

Помимо этого, создается возможность для злонамеренного и произвольного занижения  характеристик зерна при его приобретении у сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также для искажения данных по параметрам качества зерна при его последующем обороте. Последствием этого явится сокращение доходов производителей зерна, снижение налогооблагаемой базы, рост риска вовлечения в оборот зерна, не соответствующего требованиям закона по его качеству и  безопасности.

Россельхознадзор сейчас участвует в проверках зерна нового урожая в рамках имеющихся  соглашений с территориальными органами Федерального агентства по государственным резервам, с органами прокуратуры и региональных комиссий, созданных органами управления АПК субъектов Федерации. По результатам открытого конкурса Минсельхоза России на право заключения государственного контракта на выполнение работ по мониторингу информации о товарных и потребительских свойствах зерна урожая 2012 года победителем конкурса признан подведомственный Россельхознадзору  Центр оценки качества зерна и продуктов его переработки.

Что это даст? Проведение объективной оценки качества зерна позволит Минсельхозу России реально оценить качество выращенного зерна и составить зерновые балансы. Сельские труженики смогут рационально использовать и выгодно продать выращенный урожай. А хлебоприемным и зерноперерабатывающим предприятиям   это позволит правильно сформировать товарные партии зерна.

Мониторинг включает в себя оценку качества пшеницы, ржи и ячменя в основных регионах их производства. По состоянию на начало сентября Центр оценки качества обследовал 12 млн. тонн пшеницы, или 55% от ее валового сбора в районах  обследования,  323 тыс.тонн ржи, или 57%, 1,3 млн. тонн ячменя, или 58%, 905 тыс. тонн ячменя пивоваренного, или 33,6%.

Пшеница обследована в 11 регионах Федерации: в Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской, Ростовской, Белгородской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Липецкой, Омской областях, в республике Татарстан. Продовольственной пшеницы от валового сбора при этом выявлено 83,7%, непродовольственной – 16,3%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продовольственной пшеницы выявлено на 12,4% больше, но при этом изменился ее состав. Увеличилась на 19,2%, доля пшеницы 3 класса, снизилась на 6,7%доля пшеницы 4 класса. Количество непродовольственной пшеницы 5 класса уменьшилось на 12,5%.

Рожь обследована в Волгоградской, Ростовской, Липецкой, Воронежской,  Тамбовской, Курской областях, в республике Татарстан. Валовой сбор ржи в обследуемых областях составил 562,5 тыс.тонн. В результате обследования, продовольственной ржи выявлено 58,3%, непродовольственной – 41,5% от валового сбора. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продовольственной ржи выявлено больше на 0,6%.

Ячмень обследован в Краснодарском  и  Ставропольском краях, в Волгоградской, Белгородской, Омской и Ростовской областях. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,6% уменьшилась доля ячменя 1 класса.

Ячмень пивоваренный обследован в Белгородской, Воронежской, Курской, Тамбовской и  Липецкой областях. Валовой сбор ячменя пивоваренного в этих регионах составил        2,7 млн.тонн. При этом выявлено 10,6% ячменя 1 класса, 24% - ячменя 2 класса.

Работа по проведению мониторинга качества зерна нового урожая продолжается.

В процессе контроля при  экспортных поставках зерна и продуктов его переработки  Россельхознадзором чаще всего выявляется  несоответствие  продукции требованиям нормативных документов стран-импортеров в области обеспечения качества и безопасности продукции по содержанию токсичных элементов, зараженности вредителями хлебных запасов, засоренности, органолептическим показателям, содержанию металломагнитной примеси.

В настоящее время при закладке зерна и продуктов его переработки в государственный резерв, закупки зерна в  интервенционный фонд  каждая партия сопровождается сертификатом качества, выдаваемым подведомственными Россельхознадзору аккредитованными учреждениями  на  основании  обязательного  отбора проб и их испытаний, поэтому эта зерновая продукция полностью соответствует требованиям нормативных документов по показателям качества и безопасности.         Вместе с тем, отсутствие контроля со стороны государства за количественно-качественной сохранностью зерна интервенционного фонда приводит к тому, что в ряде случаев на предприятиях  зерно не только хранится в ненадлежащих условиях, но и расхищается. Об этом свидетельствуют результаты совместных с правоохранительными органами выборочных проверок Россельхознадзора и проверок региональных комиссий, созданных органами управления АПК субъектов Федерации с участием Россельхознадзора.

Не секрет, что отсутствие государственного контроля  за состоянием хранилищ перед закладкой зерна для государственных целей также негативно сказывается на его состоянии.

- Как вы считаете, нужно ли возрождать Хлебную инспекцию или создавать структуру, аналогичную ей? Может ли ее функции выполнять Россельхознадзор?

- В рамках имеющихся полномочий,  Россельхознадзором обеспечена эффективная работа территориальных управлениях по осуществлению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и создана  сеть испытательных лабораторий по всей территории  России, аккредитованных в российских системах на проведение работ по подтверждению соответствия качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, оснащенных современными оборудованием и приборами, имеющих высококвалифицированных специалистов. Возрождать  Государственную хлебную инспекцию или создавать новую подобную структуру вряд ли есть смысл. Необходимо в полной мере использовать уже имеющуюся структуру, передав ей в случае необходимости новые полномочия.

- Как вы оцениваете фитосанитарную обстановку в стране? Обострилась ли она в последние годы? С чем это связано, на Ваш взгляд?

- Важной составляющей обеспечения фитосанитарной безопасности территории России и залогом выполнения ею международных обязательств в области карантина растений при экспортных поставках подкарантинной продукции, является установление фитосанитарного состояния территории нашей страны, организация и проведение обследований территории страны на выявление карантинных вредных организмов, определения их ареалов.

Из 85 видов, включенных в Перечень карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков), 31 вид является ограниченно распространенным на территории страны.

По состоянию на 1 января 2012 года, наиболее распространенными карантинными организмами на территории России являются повилики, золотистая картофельная нематода, большой черный еловый усач и амброзия полыннолистная. При этом, с 2006 по 2011 годы упразднены карантинные фитосанитарные зоны и снят карантин на площади более 1,7 млн. га сельскохозяйственных угодий. В настоящее время отмечается увеличение площадей карантинных фитосанитарных зон по бактериальному ожогу плодовых, а именно на территории Калининградской области, Воронежской области, Тамбовской области. В Липецкой области впервые выявлено два очага возбудителя бактериального ожога плодовых культур. В целях предотвращения распространения возбудителя бактериального ожога плодовых культур на территории Российской Федерации приказом Россельхознадзора от 28.01.2011 № 20 утверждена «Программа карантинных фитосанитарных мероприятий по предотвращению распространения возбудителя бактериального ожога плодовых культур на территории Российской Федерации, локализации и ликвидации его очагов на 2011-2015 г.г.».

Вместе с тем, в настоящее время в России продолжается не всегда продуманное изменение законодательной базы и реформирование системы контрольно-надзорных и разрешительных функций. В области карантина растений такое  реформирование привело росту угрозы заражения.

Так, отменено требование о ввозе на территорию России подкарантинной продукции на основании импортного карантинного разрешения. Участники внешнеэкономической деятельности взамен ранее четких фитосанитарных требований, изложенных в импортном карантинном разрешении, которые они, как правило, доводили до своих партнеров за рубежом, вынуждены анализировать действующие в настоящее время нормативные правовые акты по карантину растений. В связи с этим, многократно увеличилось количество обращений в Минсельхоз России и Россельхознадзор из национальных организаций по карантину и защите растений, а также граждан  США, Канады, Германии, Армении, Украины и некоторых других стран. Для того, чтобы помочь отечественному бизнесу, Россельхознадзором подготовлена информационно-справочная система уведомления хозяйствующих субъектов о карантинных фитосанитарных требованиях. Вводимая нами система предварительных электронных уведомлений,  так же как  и импортное карантинное разрешение, будет обеспечивать реализацию таких функций, как информирование о фитосанитарных требованиях России, обеспечение практической реализации запретов или ограничений на импорт подкарантинной продукции, указание на степень доверия системе фитосанитарной сертификации страны-экспортера подкарантинной продукции, а также трассировки, или  отслеживания продукции от производителя до потребителя. Пока Минсельхоз России  не утвердил порядок функционирования такой системы.

Помимо этого, федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены некоторые изменений в Федеральный закон от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений.

В частности, отменено требование о сопровождении ввезенной на территорию России подкарантинной продукции карантинным сертификатом при ее перемещении по территории страны. При этом, однако,  предусмотрено требование сопровождения подкарантинной продукции, произведенной на территории России, карантинным сертификатом при ее перемещении по территории России же. Но не стоит же забывать, что ежегодно в Россию ввозится до 20 млн. тонн подкарантинной продукции из 140 стран мира! Отмена требования о сопровождении карантинным сертификатом ввезенной подкарантинной продукции при ее перемещении по территории России не позволяет отслеживать пути возможного распространения карантинных объектов, что, может привести к ухудшению фитосанитарной обстановки. Последствия проникновения к нам карантинных организмов, как правило, необратимы. В случае попадания карантинных объектов  - возбудителей болезней растений, вредителей, сорных растений - на территорию России и Таможенного союза, они могут послужить причиной введения новых карантинных фитосанитарных зон, в результате чего возможно существенное снижение экспортного потенциала России. Не менее чем 98% карантинных для нашей страны объектов являются карантинными и в странах-торговых партнерах России.

Ежегодный потенциальный ущерб от проникновения и распространения отсутствующих на территории России индийской головни пшеницы, капрового жука, андийских вирусов картофеля, бактериального вилта и стеблевых гнилей кукурузы, кукурузного жука диабротики оценивается экспертами в 135 млрд. рублей ежегодно.

Дестабилизация карантинной фитосанитарной обстановки в России неизбежно приведет не только к росту наших внутренних проблем, но и к ограничению экспорта российской растительной продукции. Примером тому уже сейчас могут служить барьеры при экспорте российского зерна в Египет, Бразилию, КНР в связи с распространением на территории России карантинных для этих стран объектов.

Многое в нашем будущем зависит от того, в какой окончательной редакции Государственной Думой будет принят  федеральный закон «О карантине растений». Любая «ошибка» при исполнении, например, функций по обеззараживанию и лабораторной экспертизе неминуемо приведет к несоблюдению Россией требований импортирующих стран при экспорте и распространению карантинных объектов в самой стране, что в конечном итоге отразится на объемах урожая России и, как следствие,  -  снижению экспорта и имиджа Российской Федерации на международном рынке.

Что же касается опасности заноса карантинных объектов на территорию страны, то, к примеру, ущерб от проникновения и распространения карантинных объектов только с посадочным материалом, по оценкам специалистов составит от 400 млн. до 681 млрд. рублей.  Учитывая вступление России в ВТО, реформирование системы должно быть направлено на обеспечение неделимости системы контроля растительной продукции, законодательно регулируемой Министерством сельского хозяйства России и обеспечивающейся национальной организацией по карантину и защите растений.

Представляется необходимым восстановление разрешительной системы при импорте и трассировки при перемещении по стране импортной продукции. При этом не будем забывать, что карантинный сертификат – это полный аналог «Plant Passport» в Евросоюзе.

Важно также сохранить существующую систему проведения обеззараживания и исследования в области изучения  подкарантинных объектов.

Еще один очень важный момент – неотвратимость и суровость наказания при нарушениях фитосанитарного законодательства. Либерализация права не должна проводиться без повышения административной ответственности для хозяйствующих субъектов за нарушение в области карантина растений. Существующие штрафные санкции низки и несоизмеримы с ущербом, причиняемым вследствие распространения карантинных объектов. По данным ФГБУ «ВНИИКР» за последние пять лет предотвращена реальная угроза проникновения на территорию страны 22 карантинных объектов, при этом экономический ущерб от их акклиматизации составил бы более 2 триллионов рублей. Статьями же  КОАП за нарушение правил борьбы с карантинными объектами,  нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции и нарушение правил производства, заготовки, хранения, перевозки, переработки и реализации продукции предусмотрено наложение административного штрафа от… 300 рублей до 10 тысяч рублей. При этом, согласно закона Канады «О защите (карантине) растений» за нарушение правил и норм обеспечения карантина растений предусмотрена уголовная ответственность путем лишения свободы до 6 месяцев, а в отдельных случаях до двух лет заключения, а административное наказание начинается от 250 тысяч долларов.

- В последнее время поступает немало сообщений об обнаружении карантинных сорняков и вредителей на территории РФ. С чем это связано, карантинная служба стала лучше работать или же действительно стало больше карантинных объектов?

- Ежегодно в Россию поступает более 26 млн. тонн импортной растительной продукции, в том числе и из стран с неблагополучной фитосанитарной обстановкой. Отказаться от импорта мы не можем – пока еще не преодолены последствия жесточайшего системного кризиса 1990-х годов.

Это приводит к тому, что ежегодно при поставках импортной продукции в среднем в 1,5 тысячах случаях выявляются карантинные для России объекты. При этом  65 объектов из 85 включенных в Перечень карантинных для России объектов в поставляемой в Россию продукции выявляются ежегодно.

Не стоит забывать о том, что в годы, когда неблагоприятные климатические условия на территории России снижают валовой сбор российского урожая, доля импортной продукции, поступающей на российский рынок, значительно возрастает. Это неизбежно приводит к росту случаев выявления карантинных объектов в поступающей растительной продукции.

Ярким тому примером является недобор в 2010 году урожая российского картофеля. Это привело к возросшим поставками картофеля из малоизученных нашими специалистами стран и из стран с явно неблагоприятной фитосанитарной обстановкой. В результате произошло резкое увеличение выявления карантинных нематод, золотистой и бледной, в импортном картофеле.

- Расскажите о ситуации с мониторингом непарного шелкопряда. Какие угрозы несет этот вредитель сельскому хозяйству России?

- Перечень карантинных организмов, отсутствующих и ограниченно распространенных на территории Российской Федерации, включает 85 видов, 16 из которых связаны с лесными культурами. Перечень карантинных организмов Европейской и Средиземноморской организации по карантину и защите растений, членом которой является Россия, рекомендует к рассмотрению национальным организациям по карантину и защите растений более 140 видов лесных организмов. В настоящее время идет работа по формированию нового Перечня карантинных организмов, который будет единым для всей территории Таможенного союза. В данный Перечень рекомендовано 48 видов лесных организмов.

Ежегодно сотрудниками Россельхознадзора с участием работников Федерального агентства лесного хозяйства проводится мониторинг лесных карантинных организмов. Так, в 2010-2011 гг. совместно с сотрудниками ФГБУ «ВНИИКР» и ФГУ «Рослесозащита» в 13 административных субъектах России проводился мониторинг лесов на наличие опасного паразита хвойных насаждений - сосновой столовой нематоды Bursaphelenchusxylophilus и ее переносчиков, черных усачей рода Monochamus. Практика показывает,  что, как правило, занос этого и других видов лесных карантинных организмов осуществляется через зараженные деревянные упаковочные материалы. В этой связи целесообразно усилить фитосанитарный контроль в отношении импортируемой с грузами упаковочной  деревянной тары на наличие лесных карантинных организмов, как это и делается в других странах.

Другой вредитель – непарный шелкопряд Lymanriadispar. Данный вид широко распространен в Евразии, но в Перечень карантинных организмов России входит только непарный шелкопряд азиатской расы, распространенный на Дальнем Востоке и Сибири. Общая площадь карантинной фитосанитарной зоны этого вредителя в России составляет 113 242 171 га. Уже 19-й год согласно Договору между ФГБУ «ВНИИКР» и Министерством сельского хозяйства США специалистами Россельхознадзора с участием представителей Рослесозащиты продолжается мониторинг азиатской расы непарного шелкопряда Lymanriadisparasianrace на Дальнем Востоке РФ. Сотрудниками Россельхознадзора проводится постоянный непарного шелкопряда в лесах, досмотр и контроль всех судов, направляющихся из портов Дальнего Востока России в США, Канаду, Новую Зеландию Австралию  в период массового лета непарного шелкопряда. По результатам мониторинга еженедельно посылается информация в НОКЗР этих стран.

- Обязанность первичного карантинного и фитосанитарного контроля передана таможне. Как Вы относитесь к этому факту? Облегчило или усложнило это деятельность Вашего ведомства.

- Документального контроля. Осуществлять фитосанитарный контроль таможня не может – это весьма специфическая сфера деятельности, которую осуществлять может исключительно служба карантина растений. Как этого и требует, кстати, международное законодательство. Кстати, раньше, до принятия 394-ФЗ, такое взаимодействие было прописано в схемах взаимодействия между территориальными правлениями Россельхознадзора и ФТС. Так что таможенная служба осуществляет проверку документов, а фитосанитарный контроль поступающей растительной продукции осуществляют должностные лица Россельхознадзора. Как это было и раньше.

- Что изменилось в деятельности, связанной с фитосанитарным и карантинным надзором с созданием Таможенного союза?

С 2010 года на уровне Комиссии Таможенного союза был принят ряд документов как в части осуществления карантинного фитосанитарного контроля растительной продукции при ввозе на территорию Таможенного союза, так и при ее перемещении по территории Таможенного союза.

Кроме того, в настоящее время специалистами трех стран проводится большая работа по подготовке и утверждению единых требований и единого перечня карантинных для стран Таможенного союза объектов. Для этого была создана рабочая группа по фитосанитарным мерам, в состав которой входят представители карантинных служб стран Таможенного союза.

- Расскажите о сотрудничестве с Европейской и Средиземноморской организацией по карантину и защите растений по вопросам анализа фитосанитарных рисков. Какую пользу оно приносит российской стороне?

- Страны, подписавшие Международную конвенцию по карантину и защите растений, согласились создать региональные организации по карантину и защите растений в ключевых мировых регионах. В 1951 году и была создана Европейская и Средиземноморская организация по карантину и защите растений (ЕОКЗР), в которую мы вступили в 1957 году. С 2006 года национальной российской организацией по карантину и защите растений является Россельхознадзор.

- Какую пользу приносит членство в ЕОЗКР России?

- Секретариат ЕОКЗР обеспечивает регулярный обмен информацией о появлении новых опасных карантинных вредных организмов на территории стран региона, что позволяет своевременно определить специфические карантинные фитосанитарные меры, необходимые для недопущения их завоза с импортируемой растительной продукцией и распространения на территории страны – импортера.

Многие нормативные документы по обеспечению карантина растений, принятые в России, разрабатывались с учетом рекомендаций ЕОКЗР.  Это позволило нам проводить карантинный фитосанитарный контроль импортных растительных грузов на уровне современных требований, обеспечивая тем самым отсутствие препятствий в международной торговле продукцией растительного происхождения.

В основе деятельности органов по карантину растений большинства стран находятся национальные перечни карантинных вредных организмов. В современных условиях эти перечни пересматриваются и дополняются в соответствии с итогами официального анализа фитосанитарного риска. Включение организма в перечень карантинных для страны видов уже само по себе является фитосанитарной мерой, а техническим обоснованием этой меры служат должным образом документированные результаты анализа фитосанитарного риска.

- Как Вы относитесь к тому, что в соответствии с новым законом о карантине растений проводить экспертизу подкарантинной продукции смогут коммерческие фирмы?

- Проведение лабораторного анализа и экспертизы подкарантинной продукции коммерческими фирмами,  не имеющими на сегодняшний день ни специалистов в области карантина растений, ни достаточной численности, ни методик и требований, приведет лишь к формальному подходу при выдаче заключений. К простому «зарабатыванию денег», не больше.

Любая же ошибка при исполнении этими организациями функций по лабораторной экспертизе неминуемо приведет к несоблюдению Россией требований импортирующих стран и ущербу для имиджа России на международном рынке.

- Госуслуга по регистрации пестицидов и агрохимикатов скоро будет предоставляться по принципу «одного окна». Какие функции при этом будет выполнять Россельхознадзор? Ускорит ли и упростит ли обновленная система весь процесс регистрации?

- В соответствии с законом  «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Организация регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов, а также ведение Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории России,  должна осуществляться одним,                 специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Россельхознадзором.

Россельхознадзором и будет предоставляться государственная услуга по регистрации пестицидов и агрохимикатов по принципу «одного окна». Это значительно упростит регистрантам, как фирмам, так  и частным лицам, процесс регистрации во времени и по объему представляемых документов - в течение двух месяцев, определенных регламентом.

- С какими трудностями Вы сталкиваетесь при надзоре за соблюдением земельного законодательства? Каковы основные нарушения? Возросло ли их число в последние годы? Как повлияло изменение законодательства на ситуацию с охраной земель? С какими трудностями Вы сталкиваетесь при надзоре за соблюдением земельного законодательства?

- Основная трудность при осуществлении Россельхознадзором своих полномочий в области государственного земельного надзора связана с отсутствием в КоАП РФ закрепления за органами, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения - ст. 8.8 КоАП РФ. Как показывает практика,  более 60% всех выявленных нарушений земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения приходятся именно на эту статью - использование земельных участков не по целевому назначению.

Также существует проблема применения ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в отношении привлечения к административной ответственности за порчу земель сельскохозяйственного назначения в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Проблема эта связана с тем, что Кодексом установлены ограничения по применению указанной нормы для органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, к которым относится Россельхознадзор. И это затрудняет эффективное выполнение установленных Россельхознадзору полномочий.

Каковы основные нарушения? Основные виды правонарушений на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов связаны с невыполнением установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель – то, о чем говорит  ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. Они составляют более 65% всех выявленных Россельхознадзором правонарушений за 2011 год и первое полугодие 2012 года.

Кроме того, весьма часто выявляются нарушения, связанные со снятием и перемещение плодородного слоя почвы, и уничтожение плодородного слоя почвы, на их долю приходится 15% всех выявленных нарушений.

В ходе надзорной деятельности приходится сталкиваться с недобросовестными правообладателями - пользователями, арендаторами - земельных участков, которые вовсе не стремятся улучшить ситуацию по сохранению плодородия земель.

Возросло ли число правонарушений в последние годы? С каждым годом количество нарушений в области земельного законодательства растет в среднем на 13%.

Как повлияло изменение законодательства на ситуацию с охраной земель? Изменение федерального законодательства за последние годы не улучшило  ситуацию с охраной земли.  Есть, конечно, отдельные положительные моменты. Так,  в законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», установлен срок освоения земельного участка, прописаны условия изъятия неиспользуемого по целевому назначению собственником земельного участка. Однако, в области административной практики существуют правовые коллизии и несовершенства, это касается и федеральных законов, и постановлений правительства, регулирующих те или иные  вопросы в области земельного законодательства. Кроме того, о несовершенстве законодательства говорит и не снижающееся количество правонарушений, и количество налагаемых и взыскиваемых административных штрафов.

- Как Вам видится ситуация с нефтяными загрязнениями сельхозземель, например, последний прорыв нефтепровода в Оренбургской области? Как эффективно решить эту проблему?

- Ежегодно инспекторы территориальных управлений Россельхознадзора выявляют загрязнение земель сельскохозяйственного назначения нефтепродуктами, так, в 2011 году было выявлено загрязнение на площади 95,6 га, в 1 полугодие 2012 года - 28,9 га. Так, в Оренбургской области в ходе контрольно-надзорных мероприятий инспектора территориального управления Россельхознадзора по Оренбургской области в 1 полугодии 2012 года выявили загрязнение земель сельскохозяйственного назначения нефтепродуктами в результате прорывов нефтепроводов на площади 2,1 га, а за 2011 год - 43,8 га земель сельхозназначения. Не лучше обстоит дело в Самарской области, где в 1 полугодии 2012 года инспектора территориального управления Россельхознадзора по Самарской области обнаружили загрязнение земель сельхозназначения нефтепродуктами на площади 8,5 га. Причинами прорывов может быть плохая организация обслуживания нефтепроводов, несанкционированные врезки.

Как эффективно решить эту проблему? Нужно больше контроля со стороны государства.

Проблема должна быть осмыслена, в первую очередь, в головах у людей: пока все не осознают, что за любое действие, которое может повлечь за собой нанесение вреда окружающей среде, виновное лицо несет ответственность, ситуация в целом не изменится. Необходимо также увеличить размер административных штрафов за порчу земель.

- Как решается вопрос с утилизацией непригодных и запрещенных пестицидов?

- Россельхознадзором установлено, что на территории России в различных условиях хранения находится более 19 тысяч тонн запрещенных или непригодных к использованию пестицидов - хлорорганических, ртутьсодержащих, фосфороорганических, в том числе чрезвычайно опасных. Спектр вредного влияния пестицидов, особенно относящихся к 1 классу опасности, для здоровья человека очень широк - от отравления до более отдалённых проявлений, связанных с тератогенностью, мутагенностью и канцерогенностью таких веществ. Особенно большие объемы непригодных к применению и устаревших пестицидов выявлены в Брянской, Курганской, Амурской, Смоленской, Курской и Псковской областях и в  Алтайском и Приморском крае. Значительное количество таких пестицидов и агрохимикатов хранится в складах, находящихся в ветхом или полуразрушенном, аварийном состоянии, а то и просто под открытым небом. Токсичные вещества с дождевыми и талыми водами переносятся в окружающую среду. Это создаёт угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.

Так, в Алтайском крае на берегу горного озера Телецкое, включённом ЮНЕСКО в список природных объектов всемирного наследия, обнаружены два несанкционированных захоронения ДДТ.

Всего же на территории России обнаружено более двух тысяч мест хранения непригодных и запрещенных пестицидов.

Не меньшую опасность в ряде случаев представляют собой и санкционированные захоронения. Так, на территории Курьинского района Алтайского края расположен полигон, где захоронено более 524 тонн пестицидов. Этот полигон был законсервирован в 1983 году. На территории Ростовской области находится захоронение 1,5 тысяч тонн запрещённых или непригодных к использованию пестицидов, свезённых из Краснодарского, Ставропольского краев, Калмыкии, Ростовской области по решению Совмина РСФСР, принятому еще в  1976 году. Это захоронение расположено в 30-километровой зоне от Ростова-на-Дону, в 1300 м от артезианской скважины, в близости от автомобильной дороги, и при этом даже не ограждено, на его территорию имеется свободный доступ для людей и животных. Часть шурфов обвалилась, просматривается нависание верхнего грунтового слоя над пустотами в местах захоронений. В Тыве, в 20 км от Кызыла расположен полигон захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов, куда в 1970-1993 годы в заглубленные траншеи в грунт было захоронено более 1000 тонн токсичных веществ.

Непригодные или запрещенные к применению пестициды на территории России имеются почти повсеместно, вне зависимости от степени интенсивности ведения сельского хозяйства.

В 2009 году выявлено около 25 тысяч тонн непригодных или запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, утилизировано около двух тысяч тонн пестицидов, в 2010 году выявлено 19 тысяч тонн непригодных или запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, вывезено на утилизацию (захоронение)  три с половиной тысячи тонн пестицидов.

За период с 1 января по 1 августа 2011 года Россельхознадзором  выявлено 10 несанкционированных захоронений пришедших в негодность или запрещённых к применению пестицидов, в том числе – особо опасных, и 615 тонн  непригодных, запрещенных  к применению пестицидов и агрохимикатов. Утилизировано 428 тонн непригодных, запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов.

Напомню, что именно Россельхознадзор в 2005-2010 годах  инициировал принятие в большинстве субъектов России местных законодательных актов и программ по  уничтожению пестицидов, непригодных к применению, в соответствии с которыми проводится инвентаризация, перезатаривание, а часть таких пестицидов ежегодно вывозилось на полигоны для захоронения. Всего за период с 2006 по 2011 годы вывезено на полигоны и захоронено более 19 тысяч тонн пестицидов.

Конечно же, проблемы обеспечения безопасности окружающей среды и здоровья населения при обращении с пестицидами, агрохимикатами и биологическими отходами сельского хозяйства требуют безотлагательного решения.

Поэтому эксперты в области обеспечения национальной химической безопасности были удивлены тем, что в связи с внесением Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ изменений в Федеральный закон от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», за Россельхознадзором сохранились функции по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами только при осуществлении ветеринарного надзора.

В результате этих изменений создался печально уникальный прецедент, когда впервые в мировой практике, государственные органы в области управления сельскохозяйственным производством  не осуществляют  надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами.

Вместе с тем, Россельхознадзор, до вступления указанных поправок в действие, эффективно осуществлял государственный надзор  за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами. С 2004 года на всей территории страны была создана сеть испытательных лабораторий и центров, оснащенных современным лабораторным оборудованием, подготовил высококвалифицированных специалистов. Нельзя игнорировать то обстоятельство, что эта работа была важной составной частью системы обеспечения химической и продовольственной  безопасности страны.

Как можно решить эту проблему? Технически, это весьма просто. Необходимо внесение изменений в статью 15 Федерального закона от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»: после слов «ветеринарного надзора» дополнительно записать слова «федерального государственного надзора в области сельского хозяйства», и после слов «законодательством Российской Федерации» дополнительно записать слова «в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации».

- Каким образом решается ситуация с вредителями леса, в частности с короедом-типографом и черным усачем, которые распространились в ряде регионов РФ?

- В последнее время в прессе появилась информация о вспышках численности короеда - типографа в Московской области. Короед-типограф Ipstypographus – обычный обитатель еловых лесов, встречается почти повсеместно в Западной и Восточной Европе по всему ареалу распространения  ели. Установлено, что последние 17 лет засухи стали ведущей причиной усыхания древостоев от короеда-типографа.

Относительно теплые и многоснежные зимы 2010/11 и 2011/12 годов позволили основной массе взрослых жуков успешно перезимовать. Весной же они вылетают и начинают искать новые места для размножения. Пока погодные условия максимально благоприятствуют дальнейшему нарастанию численности короеда-типографа и, соответственно, гибели новых участков старых еловых лесов.

Массовое размножение короеда-типографа связано главным образом  с отсутствием вырубки застарелых насаждений возрастом более 60 лет, которые представляют собой наилучшие объекты для заселения и размножения вредителя. Согласно прогнозу, количество погибших от типографа ельников в Подмосковье в ближайшее время может составить 100-150 тысяч гектаров.

Эффективных биологических и химических методов борьбы с короедом, способных остановить вспышку его численности, пока не существует. При проведении сплошных и выборочных санитарных рубок в лесах, заселенных короедом, необходимо учитывать то, что оставленные отдельно стоящие деревья ели неизбежно будут поражены короедом после рубки, равно как и участки старых одновозрастных ельников, примыкающие к очагу размножения типографа. Одним из элементов в борьбе с типографом могло бы стать предотвращение распространения неокоренной и зараженной типографом древесины с одной территории на другую. В функции Россельхознадзора входит контроль за вывозом зараженной древесины из зоны его распространения, то есть из подкарантинной зоны. Однако, ввиду повсеместного распространения типографа  этот вид не входит в Перечень карантинных организмов России. В настоящее время обсуждается проект создания нового «Перечня нерегулируемых карантинных вредных организмов». В случае реализации этого проекта можно будет осуществлять контроль распространения многих видов организмов, куда бы могли бы войти и типограф, и черные усачи, и ясеневая златка, которые ограниченно распространены на территории России, но к которым пока невозможно применить такие мероприятия, как  полная ликвидация очага вредителя, как это требует «Закон о карантине растений».

Беседовал Алексей Шульгин