Экспорт российских сладостей в начале 2018 года вырос почти на четверть. Крупнейшим покупателем российского шоколада впервые в истории стал Китай

 

Экспорт кондитерских изделий российского производства в январе-феврале 2018 года увеличился на 23% по сравнению с поставками за два первых месяца 2017 года и составил 66,7 тыс. тонн на сумму $153 млн.

Это рекордный объем поставок российских сладостей на экспорт (в описываемые месяцы) как минимум за последние десять лет.

Столь высокую динамику экспортных продаж определили несколько факторов. В первую очередь, повлияло увеличение продаж на относительно новых для российских игроков рынках.

Например, в Китай, который стал играть заметную роль среди покупателей российских сладостей с 2016 года, а уже в январе-феврале 2018 года стал №1 покупателем шоколадных кондитерских изделий российского производства. Сейчас на эту страну приходится 17,5% всех экспортных поставок российского шоколада (В 2017 году на Китай приходилось 12,5% из общих поставок российского шоколада на экспорт и он был после вторым по величине покупателем этого вида сладостей из России после Казахстана).

Тем не менее, в категориях мучных и сахаристых кондитерских изделий такого прорыва не случилось — в течение описываемого периода Китай находился в конце топ-10 основных стран покупателей этих видов сладостей. Отчасти это выглядит довольно закономерно — по экспертным оценкам, на шоколадные кондитерских изделия приходится около 70% всех потребляемых в Китае сладостей. Также росту экспортных продаж способствовал слабый рубль, так как большая часть продаваемых на экспорт кондитерских изделий относятся к низким ценовым сегментам и в таких условиях растет их конкурентоспособность на внешних рынках.

Самые лучшие показали экспортных продаж продемонстрировал сегмент шоколадных кондитерских изделий — за январь-февраль 2018 год они выросли на 39% до 29,8 тыс. тонн на сумму $85,6 млн.

Также с недавних пор сегмент шоколадных кондитерских изделий является самым крупным по сравнению с другими видами сладостей — на него приходится 44,7% всех поставок на внешние рынки в натуральном выражении. До второй половины 2017 года самым крупным сегментом были — мучные кондитерские изделия, но сейчас на них приходится 44,4% от всего объема поставок.

В целом за январь-февраль 2018 года за пределы России было продано 29,57 тыс. тонн этого вида сладостей, что на 12% больше, чем было за аналогичный период год назад.

Сегмент сахаристых кондитерских изделий, терявший свои позиции в течение предыдущего года, в начале текущего стал восстанавливаться, показав динамику прироста в 15,3% по сравнению с январем-февралем 2017 года. Всего же поставки сахаристых кондитерских изделий за два первые месяца текущего года составили 7,3 тыс. тонн на сумму $15,8 млн. 

Экспорт кондитерских изделий российского производства начал стремительно расти с начала 2016 года и уже по его итогам был впервые установлен рекорд по величине поставок сладостей на экспорт в натуральном выражении — всего было продано 406 тыс. тонн кондитерских изделий на экспорт на сумму $898 млн.

В 2017 году рекорд предыдущего года был побит и поставки еще выросли на 6%. Однако в стоимостном выражении исторического максимума достичь не удалось — рекорд был установлен раньше, в 2013 году, когда было экспортировано кондитерских изделий на $1,18 млрд. Немного недотягивают пока до показателей января-февраля 2013 года ($155 млн) и продажи за два первых месяца текущего года.

География поставок российских кондитерских изделий насчитывает около 70 направлений, от Сингапура до Австралии или Канады. Хотя основными покупателями российских сладостей на протяжении всего времени остаются страны ближнего зарубежья: Казахстан, Беларусь, Азербайджан, страны Центральной Азии. Росту популярности российских сладостей способствуют привлекательное соотношение цены и качества, широкое ассортиментное разнообразие, умение соответствовать запросам и вкусам целевой аудитории в столь разных по культуре потребления сладостей странах и многие другие факторы. 

Основными регионами экспортерами кондитерских изделий в России остаются также и регионы, наиболее развитые в производственном отношении: Московская область и Москва, Кемеровская, Белгородская, Курская области.

Поставки сладостей на экспорт уже занимают довольно заметную долю от всего объема производства кондитерских изделий в России. Экспорт заметно улучшает экономику российских производителей, особенно это касается кризисных периодов, когда потребление внутри страны может снижаться. На экспортные продажи в 2017 году приходилось около 12% от всех объемов сладостей, произведенных в России. Причем наиболее высокая доля приходится на сегмент шоколадных кондитерских изделий — около 25% от всего, что было произведено внутри страны, поставляется на экспорт.

«Девальвационные процессы, с одной стороны, влияют на себестоимость производства продукции внутри страны, а с другой — повышают конкурентоспособность российской продукции за пределами российского рынка, — говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. — И при текущей конъюнктуре вполне вероятно дальнейшее  усиление экспортной активности российских игроков».

ТОП-5 стран — основных покупателей шоколадных кондитерских изделий российского производства в январе-феврале 2018 года.

экспортеры сладостей

ТОП-5 стран — основных покупателей мучных кондитерских изделий российского производства в январе-феврале 2018 года.

экспортеры российских сладостей

Данные ФТС, ЦИКР

(Источник: пресс-служба ЦИКР).