В России из года в год теряются миллионы тонн зерна из-за нехватки уборочных комбайнов, ощущается нехватка другой крупной техники. Однако в силу нестабильности ситуации на рынке фермеры и агрохолдинги подходят к столь серьезным инвестициям с большой осторожностью. Даже те, кто может себе позволить покупку новой крупной техники, часто не спешат это делать, опасаясь, что инвестиции в ближайшей перспективе себя не окупят. Но так ли это?
О том, где искать выход из сложившейся ситуации, рассуждает Ангелина Горшкова, менеджер по продвижению тракторов John Deere в СНГ.
Когда сравнивают российский рынок сельскохозяйственной техники с западным, то чаще всего подчеркивают различие в оснащенности – например, по тракторам этот показатель в России составляет 2 единицы на 1000 га пашни, тогда как в США он равен 25 тракторов на ту же площадь, а в Германии – 60 тракторов.
Действительно, цифры разительно отличаются, но их нужно рассматривать через призму специфики аграрного сектора. Если в Европе или в США его основу составляют фермерские хозяйства, то движущей силой агросектора в России выступают крупные агрохолдинги, обрабатывающие огромные площади.
Отсюда и другая пропорция: если, скажем, у шестидесяти фермерских хозяйств есть запрос на шестьдесят тракторов малой и средней мощности, то агрохолдингу, обрабатывающему такие же площади, как эти хозяйства, будут нужнее не шестьдесят маломощных, а - пять высокомощных тракторов.
Другое ключевое различие заключается в отсутствии развитого вторичного рынка сельхозтехники в России. В Европе техника работает в среднем 3 – 6 лет, после чего фермер ее продает и покупает новую.
В России ситуация с модернизацией гораздо сложнее. Во-первых, техника работает на износ: по данным Минсельхоза, один зерноуборочный комбайн обрабатывает 800 – 900 га за сезон, что в три раз выше установленных нормативов. Соответственно, машины рано вырабатывают свой ресурс, но при этом продолжают использоваться. Даже техника, которая уже не справляется со своими задачами в силу изношенности, не отправляется на продажу, поскольку цена будет слишком низкой. Вместо этого она перенаправляется на другие работы, где не требуется полных мощностей. Если же решение о продаже все-таки принимается, то машина отправляется на капитальный ремонт, что напрямую влияет на ее стоимость.
В итоге в Европе основу спроса составляют универсальные машины средней мощности, которые способны работать на всех участках фермерского хозяйства – в поле, на транспортировке и даже на кормозаготовке. В России есть такой же сильный запрос к универсальности, но одновременно с ним востребована и высокая мощность – нехватка машин и невозможность частой модернизации машинного парка заставляет покупать более мощную технику, которой хватит для обработки больших площадей.
Покупка крупной техники требует крупных инвестиций.
Когда аграрии задумываются об этих капиталовложениях, начинаются сложности. Необходимо спрогнозировать очень многое – каким будет урожай, на каком уровне окажутся закупочные цены, каковы будут колебания курса, спрос и так далее. Без этой информации принять решение достаточно сложно в силу опасений, что инвестиции не окупятся, а просчитать все это наперед крайне сложно, если вообще возможно.
Раньше в этой ситуации решающим фактором практически всегда выступала цена. Однако сегодня представители агросектора ищут возможности, чтобы сочетать в своем машинном парке более доступную технику с более современной и надежной где используются новейшие технологии.
Поэтому на смену подходу «цена решает» приходит новая стратегия: аграрии начинают просчитывать рентабельность техники в долгосрочной перспективе. Они принимают во внимание не только закупочную цену, но и стоимость, качество и доступность сервисного обслуживания, а также возможные потери от простоев в случае выхода машины из строя. При таком подходе часто выходит, что более дорогие модели оказываются более выгодными, поскольку реже ломаются, отличаются более высоким качеством выполнения работ, включают постпродажное обслуживание и так далее.
Кроме того, новейшая техника предполагает и включенные технологии – прежде всего это навигация, а часто машина сразу же включена в систему обмена данными, что позволяет использовать ее для решения задач точного земледелия. Иными словами, клиент, приобретая машину, получает готовое комплексное решение.
К тому же, поскольку речь идет о мощной технике, у таких моделей есть дополнительное преимущество в том, что они выдают заявленные производителем показатели: купив 320 лошадиных сил, клиент именно столько и получает. Минимизацию потерь мощности обеспечивает продуманная конструкция – модели низшего ценового сегмента далеко не всегда могут этим похвастаться.
Безусловно, запрос на мощную технику останется актуальным в ближайшие годы, но одновременно с ним все востребованнее будут решения для точного земледелия.
По оценкам Goldman Sachs, применение таких технологий позволит увеличить производительность мирового сельского хозяйства на 70% к 2050 году. Пока еще не везде существует инфраструктура для их использования, но она постепенно развивается, в том числе и в России. Ведущие производители уже предлагают технику, способную работать по методам точного земледелия, но сдерживающим фактором пока еще выступает недостаточная обеспеченность российских регионов связью надлежащего качества.
Тем не менее, в тех хозяйствах, где есть надежный сигнал, удается обеспечить точность навигации техники до двух сантиметров, причем не только тяговой машины, но и прицепа, если он оснащен соответствующими датчиками.
Речь не идет о беспилотной технике – пока что это вопрос будущего, причем не самого ближайшего. Однако технологии точной навигации позволяют снять нагрузку с оператора. Это особенно важно на тяжелых работах, где требуется дополнительное внимание к вождению, что не всегда позволяет должным образом контролировать качество выполнения сельхозработ.
Снимая часть нагрузки с оператора, управление такой техникой одновременно предъявляет дополнительные требования к его квалификации. Снижается влияние человеческого фактора, но требуется, чтобы тот, кто управляет трактором или комбайном, знал, как и в каких режимах работает машина, с какой рабочей скоростью и с какими оборотами двигателя нужно выполнять сельхоз операцию.
Получается слаженный тандем человека и техники, который пока что показывает себя гораздо лучше беспилотного варианта – машина страхует человека от ошибки, а человек при должной квалификации раскрывает возможности машины по максимуму. Так что беспилотная техника придет в российские хозяйства нескоро, а вот мощные и универсальные машины с технологиями точного земледелия – это реалии даже не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня.
(Автор: Ангелина Горшкова, менеджер по продвижению тракторов John Deere в СНГ).