18 февраля 2013 в 15:19

Госпрограмма ``Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года``

ДЗЕН

Подпрограмма о сельхозмашиностроении

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Развитие промышленности и повышение

ее конкурентоспособности на период до 2020 года

Подпрограмма 2. Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность

 

Ответственный исполнитель подпрограммы

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Цель подпрограммы

- развитие конкурентоспособности отрасли и обеспечение сельского хозяйства современной российской сельскохозяйственной техникой, пищевой и перерабатывающей промышленности современным российским оборудованием в количестве и составе, достаточном для реализации Доктрины продовольственной безопасности и Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2020 года.

Задачи подпрограммы

- создание отечественных конкурентоспособных образцов сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, отвечающих современным требованиям эксплуатации, используемых агротехнологий, безопасности труда путем стимулирования инновационного развития отрасли и инвестиций в НИОКР;

- создание в России производства сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, соответствующего международным стандартам, путем модернизации существующих производственных мощностей и/или создания новых.

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

- индекс роста объемов производства сельскохозяйственного машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности;

динамика производства сельскохозяйственного машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности;

- индекс роста производительности труда в сельскохозяйственном машиностроении, пищевой и перерабатывающей промышленности;

- индекс роста инвестиций в сопоставимых ценах в сельскохозяйственном машиностроении, пищевой и перерабатывающей промышленности.

Этапы и сроки реализации подпрограммы

Реализация подпрограммы будет осуществляться в два этапа:

первый этап - 2013 - 2015 гг.

второй этап - 2016 - 2020 гг.

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

2014 - 2020 г. - финансирование представлено в качестве дополнительной потребности в общем объеме 3 251 000 тыс. рублей

2014 год – 400 000,00 тыс. рублей;

2015 год – 420 000,00 тыс. рублей;

2016 год – 441 000,00 тыс. рублей;

2017 год – 462 000,00 тыс. рублей;

2018 год – 485 000,00 тыс. рублей;

2019 год – 509 000,00 тыс. рублей;

2020 год – 534 000,00 тыс. рублей;

внебюджетные средства – 4 482 500,0 тыс. рублей

Сумма дополнительных потребностей будет уточнена в процессе корректировки мероприятий государственной программ

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

К 2020 году объем производства:

- тракторов - около 22 тыс. шт. в год,

- зерно- и кормоуборочных комбайнов - более 9,3 тыс. шт. в год,

объем производства российского оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности составит 20 млрд. рублей в год к 2020 году.

Рост производительности труда в отрасли сельскохозяйственного машиностроения составит к 2020 г. 276% и достигнет 4,0 млн. руб./чел.,

в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности составит 200% и достигнет 4,0 млн. рублей/чел.

2.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Обеспечение сельхозтоваропроизводителей, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности надежными сельскохозяйственными машинами, оборудованием, позволяющими увеличить производительность работы, уменьшить накладные расходы, а также способных работать по

современным, безотходным, ресурсосберегающим технологиям, положительно отразится на продовольственной безопасности страны.

Эффективному развитию машиностроения для сельскохозяйственной, пищевой и перерабатывающей промышленности России препятствует ряд системных проблем, которые можно разделить на две основные группы - общеэкономические и отраслевые:

Общеэкономические системные проблемы:

- высокие процентные ставки по банковским кредитам;

- опережающий рост себестоимости продукции за счет увеличения цен на сырье и энергоносители.

Отраслевые системные проблемы:

- низкий уровень инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение и машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности России;

- отсутствие стабильного платежеспособного спроса на внутреннем рынке;

- низкая доля экспорта в производстве;

- недостаточное развитие производства компонентной базы.

Реализация мер по развитию отечественного машиностроения для сельскохозяйственной, пищевой и перерабатывающей промышленности позволит:

- увеличить в России к 2020 году объем производство сельскохозяйственного машиностроения в России до 245 млрд. руб. в год, объём производства машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности - до 20,0 млрд. рублей в год;

Прогноз объема производства продукции сельскохозяйственного машиностроения на территории Российской Федерации:

Показатель

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объём производства тракторов в России, ед.

14532

16056

16789

17558

18436

19314

20192

21070

21948

Доля отечественной техники в совокупном объёме продаж тракторов, %

18,9

21,3

23,4

30,3

37,2

43,3

49,1

54,7

60

Объём производства зерноуборочных комбайнов в России, ед.

6237

6387

6564

6785

7002

7219

7436

7653

7871

Объём производства кормоуборочных комбайнов в России, ед.

1050

1085

1125

1170

1231

1293

1354

1416

1476

Доля отечественной техники в совокупном объёме продаж зерно- и кормоуборочных комбайнов, %

43,7

46,5

49,8

53,2

56,6

59,8

62,9

68,9

68,9

2.2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы

Приоритетом государственной политики в сфере реализации Подпрограммы является содействие инвестиционным и инновационным процессам, происходящим в отрасли (например: создание современной сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности на условиях государственно-частного партнерства; защита российских производителей на внутреннем рынке; поддержка российских экспортеров за рубежом).

Целью подпрограммы является развитие конкурентоспособности отрасли и обеспечение сельского хозяйства современной российской сельскохозяйственной техникой, пищевой и перерабатывающей промышленности современным российским оборудованием в количестве и составе, достаточном для реализации Доктрины продовольственной безопасности и Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2020 года.

Задачи подпрограммы:

- создание отечественных конкурентоспособных образцов сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, отвечающих современным требованиям эксплуатации, используемых агротехнологий, безопасности

труда путем стимулирования инновационного развития отрасли и инвестиций в НИОКР;

- создание в России производства сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, соответствующего международным стандартам, путем стимулирования модернизации существующих производственных мощностей и/или создания новых;

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы:

- индекс роста объемов производства сельскохозяйственного машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности;

- динамика производства сельскохозяйственного машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности;

- индекс роста производительности труда в сельскохозяйственном машиностроении, пищевой и перерабатывающей промышленности;

- индекс роста инвестиций в сопоставимых ценах в сельскохозяйственном машиностроении, пищевой и перерабатывающей промышленности;

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

к 2020 году объем производства сельскохозяйственных тракторов в России – составит около 22 тыс. шт. в год, зерно- и кормоуборочных комбайнов - более 9,3 тыс. шт. в год.

Объем производства российского оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности составит 20 млрд. рублей в год.

Рост производительности труда в отрасли сельскохозяйственного машиностроения составит 276% и достигнет 4 млн. рублей/чел., в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности составит 200% и достигнет 4,0 млн. рублей/чел.

Реализация подпрограммы будет осуществляться в два этапа:

- первый этап - 2013 - 2015 г.г.;

- второй этап - 2016 - 2020 г.г.

2.3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы

Подпрограмма включает в себя основное мероприятие: стимулирование развития организаций сельскохозяйственного машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности.

- создание отечественных конкурентоспособных образцов сельскохозяйственной техники и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, отвечающих современным

требованиям эксплуатации, используемых агротехнологий, безопасности труда путем стимулирования инновационного развития отрасли и инвестиций в НИОКР;

- модернизации существующих производственных мощностей и/или создание в России новых производств сельскохозяйственной техники, оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, соответствующего международным стандартам, в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 205 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, лесопромышленного комплекса, машиностроения для нефтегазового комплекса и станкоинструментальной промышленности и предприятиям спецметаллургии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2008 - 2011 годах на техническое перевооружение".

2.4. Характеристика мер государственного регулирования

С целью обеспечения эффективного решения задач Подпрограммы, в течение ее реализации будет прорабатываться вопрос необходимости и целесообразности применения мер государственного регулирования, к которым в том числе относятся:

- выработка мер по защите российских производителей сельскохозяйственной техники от недобросовестной конкуренции;

- стимулирование технологической модернизации предприятий отрасли путем предоставления субсидии российским организациям сельскохозяйственного машиностроения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на технологическое перевооружение;

- разработать технические регламенты в области сельскохозяйственной техники, пищевой и перерабатывающей промышленности в условиях Таможенного союза.

Оценка мер правового регулирования представлена в приложении 4. 2.5. Прогноз сводных показателей государственных заданий

по этапам реализации подпрограммы (при оказании федеральными государственными учреждениями государственных услуг (работ)

в рамках подпрограммы)

Не предусмотрено.

2.6. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации подпрограммы

Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк», открытое акционерное общество "Сбербанк России", технологические институты "Российской академии сельскохозяйственных наук".

2.7. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы

Средства федерального бюджета на важнейшие инновационные проекты и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предусматривается использовать на расширение комплексных научных исследований и инновационных разработок в области сельскохозяйственного машиностроение, пищевой и перерабатывающей промышленности.

Основными направлениями инновационных проектов являются:

2012-2014 г.г.

- создание новых самоходных зерноуборочных комбайнов на единой платформе межмодельной унификации машин классов 3, 4, 5, 6, 7 с классическим, аксиально-роторным и смешанным молотильно-сепарирующим устройством;

2013-2015 г.г.

- разработка модельного ряда колесных сельскохозяйственных тракторов в диапазоне мощности 160 - 230 л.с. различного конструктивного исполнения с автоматической трансмиссией и высокой степенью межмодельной унификации

2014-2016 г.г.

- разработка комплекса инновационных, ресурсосберегающих, высокотехнологичных машин и оборудования для зерновой, мясной,

молочной, хлебопекарной, плодоовощной и комбикормовой отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

2015-2017 г.г.

- разработка семейства ресурсосберегающих сельскохозяйственных машин для выполнения операций по нулевой и минимальной обработке почвы и посева сельскохозяйственных культур.

 

В рамках реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2012-2014 г.г. будут, осуществляется работы:

- анализ, информационно-аналитическое и методическое обеспечение важнейшего инновационного проекта государственного значения "Создание единой платформы самоходных зерноуборочных комбайнов классов 3, 4, 5, 6, 7, различных исполнения и опций с модульной структурой и высокой степенью межмодельной унификации, отработка нового инновационно-комплексного подхода в ходе разработки комбайна производительностью более 18 т/ч зерновых культур". Прогнозная оценка технико-экономических показателей проекта на всех стадиях его реализации.

2013 -2014 г.г.

- разработка электропривода трансмиссии и основных рабочих органов для самоходных сельскохозяйственных машин.

- разработка, изготовление и испытания опытного образца мобильной канатной трелевочной установки на базе валочно-пакетирующей машины для экологичного промышленного освоения лесных массивов на слабонесущих грунтах в летний период.

- разработка и освоение серийного производства гаммы высокоэффективных ресурсосберегающих вальцовых станков нового поколения в двухуровневом исполнении с длиной валков 800 мм, 1000 мм, 1250 мм с программным управлением.

- разработка комплекса машин для садоводства, ягодоводства, виноградарства и питомниководства.

- разработка лазерного оптического сортировщика для очистки семян.

- разработка и освоение серийного производства мембранных фильтровальных установок с вращающимися элементами из пористой керамики для пищевой промышленности.

- разработка технологии и освоение серийного производства комплекта оборудования для приготовления высокоэффективных кормов для непродуктивных животных, производительностью 2-3 т/ч.

- разработка доильных установок для доильных залов производительностью 300 коров/ч с электронной системой управления процессом доения, индивидуального учета молока и компьютеризованной системой управления стадом.

- разработка и изготовление специализированного комплекса для оценки экстерьерных и интерьерных параметров крупнорогатого скота с целью проведения бонитировки и ветеринарного обслуживания животных.

- разработка и создание опытных образцов и проведение исследований технологических адаптеров на шасси нового грузового автомобиля грузоподъемностью 5-6 т.

- разработка и освоение серийного производства автоматизированного комплекса оборудования для получения и обработки сырной массы в составе технологической линии выработки отечественных полутвердых сыров производительностью от 2,5 до 15 т/сутки.

- разработка и освоение серийного производства автоматической линии по выпуску колбасных изделий и мясопродуктов с применением одностадийного энергосберегающего измельчения мясного сырья.

Достижение показателей подпрограммы и реализация ее мероприятий в полном объеме возможна при выделении дополнительного финансирования на 2014 - 2020 гг. в размере не менее 3 251 000,0 тыс. руб.

2.8. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер

управления рисками реализации подпрограммы

При реализации Подпрограммы существуют следующие риски, способные серьезно повлиять на ход выполнения программных мероприятий:

- макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры и снижения темпов роста экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы;

- финансовые риски, связанные с возникновением дефицита бюджета или изменением приоритетности финансирования государственных программ и, вследствие этого, сокращением уровня бюджетного финансирования, а также риски, связанные с сокращением уровня финансирования Подпрограммы из внебюджетных источников, в полной мере подверженных рыночным рискам;

- кадровые риски, связанные с несоответствием квалификации персонала потребностям, необходимым для реализации мероприятий Подпрограммы, а также физическим отсутствием квалифицированной рабочей силы на предприятиях отрасли;

- инфраструктурные риски, связанные с отсутствием или недостаточным уровнем развития транспортной, инженерной (в том числе энергетической) и социальной инфраструктуры.

Оптимизация указанных рисков возможна за счет механизмов государственной поддержки развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения и пищевой и перерабатывающей промышленности на основе государственно-частного партнерства, рационального использования бюджетных средств и максимальной координации действий всех участников Подпрограммы.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ