23 октября 2020 в 10:07

Цифровое фермерство: как это делают в Китае

ДЗЕН

Деревня онлайн и что это означает для развития АПК, очевидно на примере КНР

Подробно об этом рассказывает Уинстон Ма Венян, адъюнкт-профессор Нью-Йоркского университета, в своей статье на портале www.weforum.org.

«В начале 2020 года центральное правительство Китая объявило о планах пилотного проекта «цифровой деревни». Это стало новым шагом страны на пути «цифровому Китаю» со времен политики потребления информации от 2013 года, которая поощряет использование информационных технологий для стимулирования большего внутреннего потребления, что привело к буму экономики, основанной на мобильном интернете.

По данным Китайского информационного центра интернет-сети (CNNIC), по состоянию на март 2020 года в Китае было самое большое в мире онлайн-население (903 миллиона человек), а процент тех, кто использует мобильные телефоны для выхода в интернет, превышает 99%.

Для многих людей в Китае, особенно в сельской местности, первое знакомство потребителя с интернетом часто происходит с мобильного телефона, а не с компьютера.

Фактически, фермеры быстро приняли цифровой образ жизни, используя мобильные платежи и онлайн-видео развлечения.

В некоторых районах КНР жители деревень подключены к интернету больше, чем в крупных городах.

К удивлению многих, мобильные платежи более популярны в слаборазвитых западных регионах Китая, чем в процветающих прибрежных городах.

Еще в 2014 году Тибетский автономный регион лидировал по внедрению мобильных платежей, за ним последовали удаленные провинции Шаньси и Нинся. В этих провинциях более высокий процент онлайн-транзакций оплачивается потребителями с помощью мобильных устройств, намного опережая космополитические города Пекин и Шанхай.

В последующие годы Тибет оставался на вершине рейтинга и в 2016 году стал первой провинцией, в которой уровень мобильных платежей достиг 90%.

Причина вполне объяснима: в этих регионах отсутствует обычная розничная инфраструктура и банковская система, поэтому люди там чаще обращаются к онлайн-покупкам и мобильным платежам за продукты, которые они пытаются найти.

Таким образом, мобильный интернет и цифровые технологии оказали и продолжают оказывать глубокое влияние на сельскую экономику Китая:

1.       Больше фермеров могут стать предпринимателями в области электронной торговли. В Китае мобильный интернет создает рабочие места в сельской местности, превращая фермеров в онлайн-продавцов.

Например, раньше китайские фермеры, выращивающие фрукты, обычно сидели и ждали покупателей на обочинах дорог, но лишь немногие автомобилисты останавливались, чтобы приобрести товар, потому что большая часть движения переместилась на недавно построенные автомагистрали. Фермерам часто приходилось вываливать гнилые виноград и апельсины на обочину. Теперь сельскому предпринимателю достаточно иметь подержанный компьютер (или, что еще лучше, смартфон) и базовое подключение к интернету, чтобы стать глобальным розничным продавцом.

Когда создаются новые каналы для транспортировки сельскохозяйственной продукции в города, каждый фермер может быть онлайн-продавцом, поскольку спрос в городах на свежие и безопасные сельскохозяйственные продукты быстро растет - тенденция, ускоренная COVID-19.

Благодаря инфраструктуре обмена сообщениями и платежами в социальных сетях, предоставляемой основными платформами, включая Alibaba и Tencent, фермеры легко обрабатывают большие объемы торговли для клиентов из любого уголка Китая и даже выходят на мировые рынки.

2.       Модернизация цифровой инфраструктуры продолжает предоставлять фермерам-предпринимателям больше цифровых инструментов.

Во время пандемии коронавируса 2020 года китайские мелкие торговцы - в том числе многие, у которых ранее было мало или совсем не было онлайн-присутствия, - устремились к потоковому видео, чтобы увеличить продажи в то время, когда привычки потребителей меняются быстрее, чем когда-либо.

Интересно отметить, что продажа местных продуктов через прямые трансляции по каналам электронной коммерции набирает обороты на сельских рынках.

Отчасти это связано с тем, что на новых медиа-платформах имеется множество простых в использовании видео-инструментов, и это означает, что фермерам удобно добавлять видеоролики в свой маркетинг. Кроме того, прямая трансляция обеспечивает мгновенный и интерактивный способ для китайских потребителей, которые наслаждаются новинкой, открывая для себя продукты, выращенные или произведенные местными жителями.

3.       Цифровые технологии трансформируют традиционные модели сельскохозяйственной отрасли и делают фермерский бизнес рентабельнее

По историческим причинам в Китае относительно меньше пахотных земель на душу населения, в отличие от таких стран, как США, где преобладают крупные фермы, а производство и транспортировка сельскохозяйственной продукции могут быть высокоиндустриализированными.

В Китае фермеры пользуются социальными платформами электронной коммерции, такими как Pinduoduo, где им передают агрегированные интересы и спрос пользователей, а фермеры соответствующим образом корректируют свои планы производства и продаж.

Фермеры могут использовать эти платформы для агрегирования более крупных заказов на свою продукцию. Большой спрос помогает им меньше зависеть от дистрибьюторов и дает возможность продавать продукцию напрямую потребителям.

Между тем цифровые платформы способны создавать надежные профили пользователей, чтобы предоставлять информацию о рыночном спросе, которая ранее была недоступна для фермеров. В результате фермеры зарабатывают больше благодаря более низким расходам на сбыт и большим заказам. (Это известно как «модель «от потребителя к производителю».).

Почему Китай инвестирует в «цифровую деревню»

Тем не менее, в стране по-прежнему есть сотни миллионов неподключенных пользователей, преимущественно, сельчан.

Действительно, уровень проникновения интернета в Китае к марту 2020 года достиг всего 64,5%, что лишь незначительно опережает средний мировой показатель.

Таким образом, будущее проникновение интернета в сельские районы Китая потребует значительных инвестиций в сетевую инфраструктуру в отдаленных районах, а инициатива «Цифровая деревня» обеспечивает финансовую и организационную поддержку со стороны центрального правительства.

При интеграции в цифровую систему те, кто когда-то не подключался, становятся не просто потребителями онлайн-развлечений и пользователями мобильных платежей; они могут сами стать предпринимателями в сфере мобильной экономики.

Таким образом, экспериментальная «цифровая деревня» в Китае превращается в ценный ориентир для всего мира, отвечая на вопрос – как преодолеть цифровой разрыв между городом и деревней.

Когда правительства на всех континентах сосредотачиваются на цифровой трансформации своей сельской экономики, фермеры могут повысить производительность, которая так необходима мировой экономике, охваченной пандемией.».

(Источник: www.weforum.org. Автор: Уинстон Ма Венян, адъюнкт-профессор Нью-Йоркского университета). 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ