16 мая 2023 в 10:01

Агентство RAEX во второй раз публикует предметные рейтинги вузов России

ДЗЕН

В новом выпуске количество охваченных предметных областей увеличилось на 20% и составило 35 направлений. Наш портал изучил категорию: «Сельское хозяйство».

Это второй выпуск предметных рейтингов, но рейтинг по сельскому хозяйству включен в перечень направлений впервые. Лидером в области сельского хозяйства стал Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. А. Тимирязева.

В предметную область «Сельское хозяйство» включены такие направления:

35.03.03 - Агрохимия и агропочвоведение 35.03.04 - Агрономия 35.03.05 - Садоводство 35.03.06 - Агроинженерия 35.03.07 - Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции 35.03.08 - Водные биоресурсы и аквакультура 35.03.09 - Промышленное рыболовство 35.03.11 - Гидромелиорация 35.04.03 - Агрохимия и агропочвоведение 35.04.04 - Агрономия 35.04.05 - Садоводство 35.04.06 - Агроинженерия 35.04.07 - Водные биоресурсы и аквакультура 35.04.08 - Промышленное рыболовство 35.04.10 - Гидромелиорация

«Предметные рейтинги вузов России – одно из наиболее востребованных исследований проекта «Три миссии университета», – отметил генеральный директор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков. – В этом году нам удалось расширить перечень проанализированных предметных областей, и сегодня мы публикуем 35 списков, тогда как годом ранее оценка велась по 29 направлениям. Важно, что рейтинги опираются исключительно на объективные показатели – мы не прибегаем в данном случае к опросам экспертов. Мы надеемся, что публикуемые списки помогут абитуриентам определиться с выбором учебного заведения».

Методика формирования предметных рейтингов вузов (RAEX, 2023 г.)

Предметные рейтинги вузов России строятся на основании оценки трёх миссий университета – образовательной, научной, общественной. Рейтинги отвечают на вопрос: какие университеты обеспечивают наилучшую образовательную и научную подготовку студентов в конкретной предметной области с учётом вклада вуза в социальное развитие? Рейтинги строятся исключительно на объективных показателях и не используют результаты опросов экспертов.

Для включения вуза в шорт-лист по конкретному направлению вуз должен осуществлять набор студентов на первый курс, а кроме того, численность обучающихся на всех курсах по рассматриваемому направлению должна быть не ниже порогового значения в диапазоне от 100 до 200 человек, в зависимости от предметной области. Анализировались только головные вузы, филиалы университетов не рассматривались.

При оценке первой – образовательной – миссии университетов оцениваются качество подготовки зачисленных абитуриентов, кадровая обеспеченность вуза, конкурентоспособность магистратуры, объём финансирования, результаты выступления обучающихся на российских студенческих олимпиадах, количество массовых онлайн-курсов.

Показатели группы «Наука» включают библиометрические показатели (публикации и их цитирование), согласно базам Web of Science, Scopus и РИНЦ, доход от исследований c поправкой на масштаб, масштаб подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура), количество защит диссертаций, а также удельный вес внебюджетных источников в общем объёме затрат на научные исследования и разработки.

При оценке третьей, общественной миссии вузов учитывались как предметные, так и институциональные показатели, имеющие отношение к вузу в целом. Так, на предметном уровне велось сравнение по показателям, измеряющим вклад вуза в подготовку кадров для региона, долю обучающихся по направлению в масштабах страны, долю зачисленных целевиков, долю студентов первого курса из других регионов. Критерии институционального уровня, также используемые в группе «Общество», – объём дохода от программ дополнительного образования и количество прошедших обучение по ним, многообразие знания на уровне вуза (количество программ, по которым ведется приём), аудитория сайта вуза и количество подписчиков в социальных сетях, а также частота упоминаний вуза в СМИ.

Из-за характерных особенностей, свойственных различным предметным сферам, в рейтингах используются разные наборы показателей и разные веса. Так, для естественно-научной сферы и инженерных направлений вес группы «Наука» составляет 35%, тогда как для социальной и гуманитарной сфер – 25%. Вес показателей группы «Образование» для естественно-научной сферы и инженерных направлений составил 40%, тогда как для социальной и гуманитарной сфер – 50%. Вес показателей третьей группы, «Общество», в обоих случаях составляет 25%.

Подробная методика и полная версия рейтинговых таблиц размещены на сайте рейтинговой группы RAEX: www.raex-rr.com.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ