сегодня в 09:44

Российское агроприсутствие в сегментах ретейла и HoReCa Китая: вызовы и возможности

ДЗЕН

25 июня в Чэнду состоялся круглый стол на тему «Эффективные каналы сбыта продуктов питания и напитков в Китае: стратегии работы в сегменте ретейла и HoReCa», организованный в рамках миссии российских компаний-экспортеров. Участники мероприятия рассмотрели актуальные тренды в сферах общественного питания, электронной и розничной торговли, а также обсудили предпочтения потребителей, особенности логистики и специфику взаимодействия с китайскими импортерами и дистрибьюторами.

В своем вступительном слове руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Илья Ильюшин отметил, что в деловой миссии в Чэнду участвуют 55 компаний из российского агропромышленного комплекса. «Среди них много поставщиков готовой продукции, стремящихся выйти на торговые сети и рынок HoReCa в Китае. Однако для успешного выхода на китайский b2c-сегмент необходимо глубокое понимание рынка, четкая стратегия, правильная организация цепочки поставок, а также знание требований, каналов и структуры продаж», – подчеркнул Илья Ильюшин.

В настоящее время российский экспорт продукции агропромышленного комплекса преимущественно состоит из сырьевых товаров, таких как рыба и морепродукты, масложировая продукция, зерновые и масличные культуры, как сообщил модератор круглого стола и руководитель комитета по экспорту «Союзнапитки» Роман Медведев. Доля готовой продукции в общих поставках пока невелика и составляет около 5%, однако положительное восприятие российских товаров и изменения на китайском продовольственном рынке создают возможности для увеличения объемов продаж. «В Китае наблюдается положительная динамика в объеме розничной торговли: в 2024 году он вырос почти на 1,5%, и, по прогнозам, в ближайшие годы ожидается его увеличение до 3% ежегодно», – отметил Роман Медведев. В то же время, с быстрым развитием электронной торговли розничная сфера претерпевает значительные изменения. За последние два года в Китае закрылось 79 тысяч офлайн-магазинов из-за перехода потребителей в онлайн.

Президент Сычуаньской ассоциации в России и странах СНГ Чжэн Айго поделился возможностями, которые открываются на рынке провинции Сычуань. 

Он отметил, что российские продукты уже давно представлены в Сычуани, и такие товары, как мороженое, мед и шоколад, пользуются большой популярностью среди местных потребителей. В то же время, существует потенциал для других видов продуктов питания, особенно с учетом растущего интереса к здоровому питанию и увеличению спроса на органическую продукцию. Российские товары в Китае воспринимаются как высококачественные и экологически чистые. Кроме того, российские поставщики имеют конкурентное преимущество перед другими благодаря отсутствию ГМО в своей продукции.

Глава департамента развития Российско-китайской гильдии коммерции Игорь Запольский в своем выступлении сосредоточился на стратегиях продаж и особенностях b2c-позиционирования в Китае. Он отметил, что «Китай представляет собой рынок с огромным потенциалом и высокой лояльностью к российским товарам. Однако нередко неудачи возникают из-за неверной оценки культурных и вкусовых особенностей китайского общества». Эксперт рекомендовал уделять больше внимания дизайну упаковки, проведению дегустаций, маркетинговым акциям и глубокому изучению предпочтений потребителей и культурных нюансов страны.

Президент компании Shandong Shindadong Лю Бэньчан призвал к более активному продвижению российских брендов, которые пока остаются малоизвестными для китайских потребителей. «Например, российское мороженое как категория пользуется популярностью в Китае, однако конкретные бренды не имеют широкой известности. Необходимо углубить работу по таким категориям, как кондитерские изделия, печенье, алкогольные и безалкогольные напитки», – отметил Лю Бэньчан. Компания Shandong Shindadong занимается поставками продукции в супермаркеты и в ходе деловой миссии успешно провела переговоры с российскими поставщиками.

На круглом столе особое внимание было уделено вопросам логистики. Генеральный директор Sichuan SRL Supply Chain Management Чан Су отметил, что благодаря прямым железнодорожным маршрутам город Чэнду стал ключевым транспортным узлом между Китаем и Россией. «Мы осуществляем экспорт и импорт товаров с сроком доставки в 15 дней. В сравнении с железнодорожным транспортом традиционные морские перевозки утратили свои преимущества», – добавил Чан Су. Компания, основанная в Чэнду, заинтересована в дистрибуции мяса, молочной продукции, кондитерских изделий и других товаров через свою логистическую сеть.

Компания Guangzhou Yeta Trading предоставляет логистические и финансовые услуги российским экспортерам и специализируется на торговле сельскохозяйственной продукцией между Россией и Китаем. По словам менеджера отдела импорта и экспорта компании Сони, спрос на высококачественные полезные для здоровья продукты будет увеличиваться, в том числе в Китае: «Всем известно, что Россия – страна с огромными территориями и относительно малым населением, богатая природными ресурсами и с чистой окружающей средой. Поэтому российские продукты имеют огромное преимущество не только по объему, но и по качеству, и хорошо отвечают потребностям китайского рынка».

В то же время она рекомендовала российским экспортерам уменьшить содержание соли и сахара в продукции, поставляемой в Китай, особенно в южные провинции.

В рамках круглого стола свои выступления представили представители компаний Sichuan Miloya Supply Chain Management, Century Int’l Trading, Efoodline Network Technology, Chengdu Chengtou Urban and Rural Development и Xi’an Shuncheng Tongda Supply Chain Management. Также в обсуждении принял участие представитель Росэксимбанка в Китае (входит в группу РЭЦ), который рассказал о продвижении бренда «Сделано в России» на китайском рынке, организации точек продаж и трансграничных платежей.

Источник: ФГБУ «Агроэкспорт».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ