В частности, Росрыболовство приняло меры по актуализации государственного рыбохозяйственного реестра (АИС ГРР), включив в него недостающие сведения о заключенных и расторгнутых договорах о предоставлении прав на вылов водных биоресурсов. В целях дальнейшего повышения актуальности АИС ГРР Росрыболовство поручило своим территориальным управлениям обеспечить системный контроль за содержащейся в ней документированной информацией, используя для этого возможности удаленного доступа в систему. 

Также Росрыболовством были приняты меры по усилению контроля за проведением аукционов на добычу водных биоресурсов. В частности, создана рабочая группа по разработке информационно-вычислительной системы «Квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов». Внедрение этой программы позволит в автоматическом режиме формировать предметы аукциона (лоты), подлежащие реализации, размеры доли (%) и объемы водных биоресурсов (тонны).

Кроме того, в целях приведения к единообразию сроков перечисления денежных средств по итогам аукционов (в федеральный бюджет и участникам аукционов), Росрыболовство подготовило соответствующий проект постановления Правительства РФ. Он, в частности, предусматривает увеличение сроков перечисления задатка и доплаты победителя аукциона до 60 рабочих дней. Указанное изменение обеспечит более точный прогноз поступления доходов федерального бюджета и его исполнение.

Проект также предлагает увеличить срок возврата задатков участникам аукционов до 10 рабочих дней. Данное изменение направлено на уменьшение рисков нарушения установленных сроков возврата задатков и обусловлено возросшим интересом со стороны участников аукционов. Решением Коллегии от 28 сентября 2021 года представление снято с контроля.

Напомним, ранее по результатам проведенной проверки Счетной палаты проведения крабовых аукционов за период 2019-2020 годов были обнаружены ряд нарушений. Так.  новых участников на рынке не появилось, при этом постоянные участники увеличили свои доли квот на добычу водных биоресурсов.

Аудиторы Счетная палата обратили внимание на изменение многолетнего механизма предоставления квот на аукционах. В частности, государство отказалось от так называемого «исторического принципа», согласно которому крабодобывающие компании один раз выкупали квоту на 10 лет и в дальнейшем ее бесплатно продлевали. По новому принципу, который действует с середины 2019 года, 50% ранее распределяемого по «историческому принципу» общего допустимого улова продаются на крабовом аукционе. Компания, предложившая большую цену лота, получает долю квоты на ближайшие 15 лет с обязательством построить в течение пяти лет краболовное судно.

«Начальная цена лота в таком случае формируется из нескольких компонентов: определяемая квота добычи крабов, предоставленная в инвестиционных целях, среднерыночная цена одной тонны конкретного вида крабов, срок, на который заключается договор и коэффициент инвестиционного обязательства, учитывающий затраты на строительство краболова. Он составил 0,25 – фактически дисконтирующий коэффициент», – объяснил ценообразование лота аудитор Андрей Батуркин.

При этом, по мнению Счетной палаты, коэффициент был утвержден без финансово-экономического обоснования. Руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков согласился с тем, что механизм расчета коэффициента нуждается в доработке.

Проверка также показала, что на момент первого аукциона отсутствовал один из ключевых компонентов начальной цены лота – квота добычи (вылова) крабов, предоставленная в инвестиционных целях. Минсельхоз тогда ее еще не определил.

«Таким образом, – пояснил Андрей Батуркин, – был нарушен порядок формирования начальной стоимости лотов, установленный постановлением Правительства Российской Федерации. Кроме того, начальная цена предметов лотов аукционов применительно к измененному в 2020 году общему допустимому улову по крабам занижена на 7,7 млрд рублей, или более чем на 6%».

Возникли вопросы и к расчету начальной цены лотов по продаже права на заключение договоров о закреплении долей квот добычи водных биологических ресурсов. Ставки сборов были установлены Налоговым кодексом еще в 2007 году и с тех пор не менялись. В результате начальная цена торгов при проведении аукционов может оказаться в 33-60 раз ниже рыночной стоимости лотов. «В случае участия в торгах недобросовестных участников и отсутствия здоровой конкуренции это несет риски занижения итоговой стоимости и недопоступления средств в федеральный бюджет», – подчеркнул аудитор.

Проверка также выявила ряд других нарушений и недостатков в деятельности Росрыболовства, в том числе ненадлежащее ведение Государственного рыбохозяйственного реестра и несоблюдение сроков перечисления в бюджет средств, полученных по итогам аукционов.

(Источник: пресс-служба Счетной палаты РФ)