17 декабря 2025 в 11:18

Твёрдая пшеница как источник здорового питания, высокой прибыли и стабильных рынков сбыта

ДЗЕН

Российский агропромышленный комплекс по праву гордится статусом одного из мировых лидеров по экспорту зерна. Однако в этой успешной статистике скрывается парадокс: страна, собирающая рекордные урожаи пшеницы, десятилетиями не может развить рынок специфического, но стратегически важного зерна – твёрдой пшеницы (Triticum durum). О состоянии, проблемах и перспективах этого рынка для России мы поговорили с Сергеем Грошевым, руководителем секции «Твёрдая пшеница» Национального союза селекционеров и семеноводов, подразделения «Твёрдая пшеница» ООО «Агролига», кандидатом сельскохозяйственных наук.

Твёрдая пшеница против мягкой: какую выбрать? 

Многие ошибочно полагают, что твёрдая пшеница – это более качественный сорт мягкой. Это фундаментальное заблуждение.

- Твёрдая и мягкая пшеница – это абсолютно разные культуры, - подчеркивает Сергей Грошев. - У них даже разное количество хромосом: у мягкой – 42, у твёрдой – 28, поэтому опылять друг друга они не могут. Triticum durum – это пшеница твёрдая, Triticum aestivum – мягкая. 

Это абсолютно разные растения и сельскохозяйственные культуры, имеющие различные качественные характеристики.

Главное отличие кроется в потребительских свойствах и пользе для здоровья. В структуре зерна твёрдой и мягкой пшеницы молекулы клетчатки, белков и крахмала расположены в ином порядке, и тем самым определяются главные свойства получаемых из них продуктов. 

- Мягкая, или мукомольная, пшеница – это энергетическая компонента питания, которая очень быстро высвобождает крахмал, а организм переводит его в легкоусвояемые углеводы. Поскольку современный человек зачастую ведет малоподвижный образ жизни, энергия, полученная от употребления продуктов из мягкой пшеницы, не всегда расходуется полностью и аккумулируется в виде жира, - объясняет Сергей Грошев. 

- Твёрдая пшеница имеет те же самые молекулы, но расположены они в другом порядке: зажатый между белком и клетчаткой крахмал высвобождается очень медленно, постепенно.

Благодаря этой особенности твёрдая пшеница имеет низкий гликемический индекс, сравнимый с гречкой, и рекомендуется для функционального и диетического питания, а насыщение после нее сохраняется надолго, чувство голода не возникает, - говорит специалист.

В одном из своих выступлений известный селекционер, академик РАН, Герой Труда России Людмила Андреевна Беспалова сказала: «Мягкая пшеница – это жизнь, а твёрдая пшеница – здоровье». Именно поэтому спрос на неё стабильно растёт: потребители во всём мире, в том числе в России, стали обращать внимание не только на калорийность, но и на пользу продуктов из пшеницы.

Проблемы российского рынка

На сегодняшний день в мире ежегодно производится порядка 35-36 млн тонн зерна твёрдой пшеницы, при том что объёмы мягкой составляют 850-900 млн тонн, или всего около 5 % от производства пшеницы. Такой дисбаланс обусловлен тем, что мягкая пшеница может использоваться для различных целей, в т. ч. технических (например, в производстве спирта), а также в качестве фуража в животноводстве, а твёрдая только для употребления в пищу человеком. Кроме того, не все почвенно-климатические условия подходят для выращивания Triticum durum.

Исторически сложилось так, что зоной возделывания твёрдой пшеницы в России стали целинные земли Поволжья, Урала, Оренбуржья и Западной Сибири, где резко континентальный климат благоприятствует получению качественного зерна. Из южных территорий вполне подходящие условия складываются в Ростовской области и Ставропольском крае. Краснодарский край, традиционно считающийся житницей страны, производит мизерные объёмы Triticum durum, но перспектива его производства появляется на юге России в связи с изменением климата, появлением новых сортов и технологий, а также возможностью экономических вызовов последнего времени.

- В период до 2020-го в России производили порядка 750-800 тыс. тонн зерна твёрдой пшеницы в год. При этом макаронных изделий производилось порядка 1,4 млн тонн, - констатирует Сергей Грошев. – Из каждой тонны твёрдой пшеницы получается только 65 – 70 % крупки. Соответственно, в стране производилось всего 400 тыс., максимум 450 тыс. тонн крупы, что восполнялось ежегодным завозом зерна твёрдой пшеницы: до 30-40 % от потребности изготовления макаронных изделий категории «А», которых производится 550 тыс. тонн. Остальной статистический объем включал в себя различные виды продукции из мукомольного зерна мягкой пшеницы.  

По данным Национальной ассоциации производителей макаронных изделий (НАПМИ), в последние годы потребительские предпочтения меняются и наметилась четкая тенденция плавного увеличения продукции категории «А», имеющей в своем составе не менее 95 % твёрдой пшеницы. В 2025 году такой продукции в общем производстве макаронных изделий было уже 51 % с ежегодным ростом до 5 %.

Парадокс отраслевой ситуации заключается в том, что макаронные изделия предусматривают статистический учет, а отсутствие объемов зерна твёрдой пшеницы «терялось» в общих данных по пшенице (в статистике отмечалась только озимая и яровая пшеница), что не позволяло адекватно оценивать масштабы проблемы и выстраивать стратегию ее решения.

По инициативе Национального союза селекционеров и семеноводов и во взаимодействии с Национальной ассоциацией производителей макаронных изделий (НАПМИ) в 2024 году удалось добиться появления статистики именно по твёрдой пшенице, причем с разделением на яровую и озимую, что крайне важно, в т. ч. для региона Юг. Это большое достижение, потому что теперь, зная хотя бы площади, объемы и урожайность твёрдой пшеницы по регионам, можно более эффективно планировать изменения в отрасли производства и переработки зерна твёрдой пшеницы - отмечает эксперт.

Мировые лидеры: уроки для России

Чтобы понять, куда может двигаться Россия в вопросе выращивания твёрдой пшеницы, полезно обратиться к опыту мировых лидеров. Бесспорным флагманом здесь является Канада, которая ещё 70-80 лет назад и вовсе не была представлена на этом рынке, а сегодня производит 5-7 млн тонн твёрдой пшеницы в год и является ее главным мировым экспортёром.

- При этом в Канаде нет большого внутреннего потребления зерна твёрдой пшеницы, поэтому 95 % всего зерна они экспортируют. И это стало одной из важнейших статей канадского экспорта, - рассказывает Сергей Грошев. – Стоит отметить, что Канада экспортирует зерно только первого и второго классов, т. к. государство поддерживает экспорт только такого качества. Более низкое не востребовано, что вынудило фермеров освоить технологии, обеспечивающие такой уровень производства качественного зерна при урожайности 2,8 т/га. Регионы возделывания (провинции Манитоба и Саскачеван) находятся на широте Южного Урала с резко континентальным климатом. 

Основной экспорт осуществляется в Италию, Марокко и некоторые другие страны с высоким уровнем требования к качеству зерна твёрдой пшеницы. Единственным недостатком зерна из Канады можно отнести остатки глифосата, который там применяется в качестве десиканта. 

Италия, в свою очередь, пример грамотного распределения сырья. Производя около 4-4,5 млн тонн зерна Triticum durum, она выпускает 9 млн тонн макаронных изделий в год, половину из которых экспортирует уже как продукт с высокой добавленной стоимостью.

- Итальянские макароны, как продукт с добавленной стоимостью, являются эталонными для экспорта во всем мире, поэтому итальянцы вынуждены покупать зерно тоже первого и второго классов.  При этом они все больше сталкиваются с общественным мнением: «Глифосат фри, ГМО фри». Поэтому Италия готова закупать в России экологически чистое зерно твёрдой пшеницы. Такое уже было в истории, когда в 19-м – начале 20-го века итальянские суда вывозили зерно твёрдой пшеницы из российского порта Таганрог для производства самых лучших сортов макарон.

Не менее показателен пример Турции. Начав с производства традиционных для региона продуктов из твёрдой пшеницы – булгура и кускуса, чуть позже они переняли у итальянцев их опыт и запустили у себя несколько заводов по производству высококачественных макаронных изделий. 

Последние несколько лет производство твёрдой пшеницы в Турции выросло: с 1,5 млн тонн до 4,2 млн тонн в прошлом году. То есть турки вышли на стабильный показатель производства 4 млн тонн зерна Triticum durum ежегодно и из страны - импортера зерна превратились в страну - экспортера продукции с добавленной стоимостью.

Именно этот путь – от экспорта сырья к экспорту готового высококачественного продукта – мы считаем магистральным для России, - отмечает специалист.

Перспективы южных регионов: климат, порты и новая стратегия

Юг России (север Кубани, Ставрополье, Ростовская и Волгоградская области) обладает огромным потенциалом для возделывания твёрдой пшеницы. Изменение климата (учащение засушливых годов), которое бросает вызов традиционному земледелию, может сыграть здесь на руку.

- Нынешние климатические изменения на юге России – только на пользу возделыванию твёрдой пшеницы, - считает Грошев. - Ситуация стала кардинально меняться: на землях Урала и Оренбуржья уже можно выращивать озимую пшеницу, а аграриям юга можно присмотреться к производству Triticum durum на основе новых сортов и технологий. 

Твёрдая пшеница, будучи более засухоустойчивой, может стать альтернативной культурой для засушливых регионов страны, прежде всего южных. Более того, её возделывание вблизи портов Чёрного и Азовского морей даёт стратегическое преимущество для экспорта.

- Мы в Национальном союзе селекционеров и семеноводов точно знаем, что если Россия будет производить высококачественное зерно, то его гораздо легче экспортировать из южного региона, чем из более удаленных от портов. При этом на рынке стоимость зерна твёрдой пшеницы значительно выше, нежели мягкой. Так, по состоянию на октябрь 2025 года стоимость мягкой пшеницы третьего класса в порту   Новороссийск составляет 15-16 руб./кг, а твёрдой качества третьего класса на базисе хозяйства уже 24-м25 руб./кг. Этим уже несколько лет стали успешно пользоваться отдельные сельхозпроизводители Ростовской области и Ставропольского края. Перспектива в пользу развития данного направления есть у всего южного региона.

Для реализации высокого экономического потенциала твёрдой пшеницы необходима консолидация всех участников рынка: учёных-селекционеров, семеноводов, сельхозпроизводителей и переработчиков. Как отметил ещё в 2020 году Джамбулат Хатуов (на тот момент первый заместитель министра сельского хозяйства России): «Пока не будет союза между переработчиком и сельхозпроизводителем, в котором обязательно должны участвовать и ученые, толку не будет».

Первые шаги уже сделаны: в Национальном союзе селекционеров и семеноводов создана секция «Твёрдая пшеница», а в 2022 году образована Национальная ассоциация производителей макаронных изделий (НАПМИ), которая объединила основные предприятия России с общей долей переработки зерна твёрдой пшеницы около 80 %. 

Таким образом, можно констатировать, что создано отраслевое сообщество, которое четко определило цели и возможности. Создана отраслевая рабочая группа, состоящая из селекционеров, семеноводов, сельхозпроизводителей зерна твёрдой пшеницы, представителей перерабатывающей промышленности и экспортеров. 

Главным документом рабочей группы стало обращение к Правительству РФ с программой развития производства твёрдой пшеницы до 2030 года. Согласно этой программе четко рассчитано, что общий объем производства зерна твёрдой пшеницы к 2030 году должен составить 3 млн. тонн, в т. ч. 2 млн тонн яровой (сейчас 1,5 млн т) и 1 млн - озимой (сейчас 0,2 млн. т).  

Ключевым моментом в этом процессе является переориентация с урожайности и валового сбора на качество зерна, ведь сегодня у нас по-прежнему доминирует производство рядового зерна четвертого класса. 

Решить проблему возможно на основе востребованных сортов и новых технологий производства.  Список ценных сортов уже определен. Сегодня Госсорткомиссия при регистрации новых сортов в первую очередь оценивает их урожайность по отношению к стандарту, качественные параметры стоят на второстепенном месте. В идеале нужно, чтобы селекционеры создавали сорта, отвечающие запросам рынка, которые, по словам Грошева, определяет конечный потребитель.

Исторический шанс

Россия стоит на пороге значительных изменений в сегменте твёрдой пшеницы. Обладая огромными ресурсами для наращивания площадей, уникальными климатическими условиями и растущим внутренним спросом на здоровые продукты, страна имеет все шансы не только обеспечить собственную продовольственную независимость, но и занять достойное место среди мировых экспортёров высококачественного зерна твёрдой пшеницы и макаронных изделий из него.

Сегодня производство твёрдой пшеницы в России стабильно растёт: в 2024 году оно достигло 2.0 млн тонн. Как резюмирует Сергей Грошев: «Прежде всего здоровой пищей нужно накормить собственное население. Уже после этого научиться экспортировать излишки». Для ряда регионов юга России это не просто агроэкономическая задача. Это исторический шанс стать центром новой, перспективной и высокомаржинальной отрасли отечественного АПК.

Р. ЛИТВИНЕНКО, 
ученый-агроном по защите растений 

«Агропромышленная газета Юга»

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ