Соя демонстрирует многообещающие результаты в смягчении симптомов токсикоза, вызываемого овсяницей высокой, у крупного рогатого скота. Это заболевание возникает из-за выпаса скота на участках овсяницы, которой придает устойчивость к засухе особый гриб, и он же вырабатывается токсичные для животных соединения. В ходе первоначальных испытаний добавки из соевого шрота практически полностью нивелировали основные симптомы, связанные с токсикозом, вызываемым овсяницей.
На юго-востоке США небольшие стада крупного рогатого скота пасутся на давно существующих пастбищах. На многих из этих пастбищ растет овсяница высокая – выносливое кормовое растение, хорошо растущее в жарких и засушливых условиях, характерных для этого региона.
«Часть устойчивости овсяницы высокой объясняется грибом, который её поражает. Но этот же гриб вырабатывает алкалоиды спорыньи, которые вызывают токсикоз у крупного рогатого скота», — объясняет Рон Тротта, доцент кафедры физиологии питания жвачных животных и молекулярной биологии в Университете Кентукки.
Пересев пастбищ с целью удаления овсяницы высокой требует значительных финансовых и временных затрат. В поисках способов решения этой проблемы Тротта предположил, что соя может стать подходящим решением. При поддержке Совета по соевым бобам Кентукки он изучил, как добавление различных видов сои в рацион крупного рогатого скота влияет на симптомы токсикоза овсяницы.
Алкалоиды спорыньи, вырабатываемые симбиотическим грибом овсяницы высокой, связываются с рецепторами нейромедиаторов у крупного рогатого скота, нарушая выработку таких гормонов, как серотонин и дофамин. Это влияет на множество нормальных функций.
У крупного рогатого скота, потребляющего 15 микрограммов алкалоидов спорыньи на килограмм массы тела, снижаются темпы роста, фертильность, репродуктивная функция и лактация. Животные также страдают повышенной чувствительностью к жаре. Например, токсикоз, вызываемый овсяницей, приводит к сужению кровеносных сосудов, состоянию, называемому вазоконстрикцией. Из-за уменьшения притока крови к организму, крупный рогатый скот хуже отводит тепло, поэтому он чаще ложится, меньше ест и у него повышается кровяное давление.
Тротта объясняет, что соевые бобы содержат незаменимые аминокислоты и изофлавоны, которые могут нейтрализовать действие алкалоидов спорыньи.
В ходе контролируемых экспериментов по кормлению команда Тротты наблюдала за реакцией группы бычков с токсикозом овсяницы на соевые добавки. Ученые сравнивали различные варианты добавок, составлявшие от 10% до 15% от потребления сухого вещества, или около 680 г в день. Этот объем имитировал количество, показавшее свою эффективность в предыдущих исследованиях, которые и послужили поводом для этой работы. Все животные получали одинаковое количество корма в день, чтобы гарантировать, что различия будут обусловлены только изменениями в питательном составе добавок.
Одна группа получала соевую шелуху, которая богата клетчаткой и содержит мало белка и изофлавонов.
Другая группа получала молотые цельные соевые бобы, содержащие все питательные вещества сои, включая умеренное количество белка и изофлавонов.
Третья группа получала добавку из соевого шрота, которая имела самую высокую концентрацию белка и изофлавонов.
В контрольной группе был вызван токсикоз, и животным давали добавку из кукурузы.
В исследование также была включена контрольная группа, у которой не было вызвано токсическое воздействие, и которая также получала добавку из кукурузы.
Команда исследователей отслеживала широкий спектр факторов, влияющих на состояние крупного рогатого скота, таких как пищевое поведение, реакция на тепловой стресс, показатели сердечно-сосудистой системы, характеристики здоровья и метаболизм.
Соя смягчает симптомы
На основании собранных данных было установлено, что соевые добавки облегчают ряд ключевых симптомов токсикоза, вызываемого овсяницей высокой.
«Крупный рогатый скот, получавший исключительно соевый рацион, показал лучшие результаты, чем контрольная группа с индуцированным токсикозом. Наибольший эффект был достигнут при использовании добавки соевого шрота, за ней следовали соевая шелуха», — сообщает Тротта.
Он добавляет, что хотя молотые цельные соевые бобы дали наименьший эффект, все соевые добавки помогли справиться с симптомами токсикоза.
«Данные, полученные от группы, получавшей соевый шрот, были практически идентичны данным от здоровой группы, не получавшей никакого лечения. Мы не знаем, почему соевый шрот оказался более эффективным, чем другие виды сои, но следующий этап наших исследований направлен на то, чтобы ответить на этот вопрос», — говорит он.
Ученый подчеркивает, что добавление соевого шрота или другой экономически эффективной соевой добавки демонстрирует большие перспективы для поддержки скота, подверженного риску отравления овсяницей высокой, а исследование принесет пользу КРС и в других климатических условиях и системах, сталкивающихся с проблемами, вызывающими схожие симптомы.
Тротта считает, что в настоящее время американские производители мясного скота недостаточно используют потенциальные преимущества сои, поскольку на долю американской мясной промышленности КРС приходится всего 6-7% от общего объема потребления соевого шрота. Это открывает возможности для производителей сои. Увеличение потребления создаст новый внутренний спрос на сою, учитывая, что «по нашим оценкам, токсикоз, вызываемый овсяницей, поражает 9 миллионов телят каждый год», заключил исследователь.
Источник: SRIN. Автор: Лаура Темпл. Фото: Совет по производству говядины Кентукки.