Оценку кормовой ценности опилок в качестве заменителя грубых кормов для жвачных животных провели исследователи из Норвегии и Эфиопии. В этом исследовании оценивалась кормовая ценность опилок, подвергнутых физической и химической обработке. Актуальность работы связана с необходимость иметь список аварийных кормов на случай сильной засухи.
Стабильность и доступность грубых кормов имеют центральное значение в содержании жвачных животных. Но рост климатической изменчивости, включая более частые засухи и экстремальные погодные явления, уже привело к существенным потерям урожая кормов и, как ожидается, еще больше дестабилизирует глобальные цепочки поставок кормов.
Поскольку производство грубых кормов в значительной степени зависит от местных условий, региональные системы животноводства остаются особенно уязвимыми в периоды нехватки кормов, что подчеркивает необходимость устойчивых, доступных в регионе источников клетчатки.
Эффективные заменители грубых кормов должны обеспечивать достаточное количество структурной клетчатки для поддержания функции рубца, быть легкодоступными в периоды дефицита и обеспечивать как здоровье животных, так и безопасность продукта.
Лесная биомасса представляет собой значительный и географически сконцентрированный ресурс, который мог бы способствовать смягчению дефицита грубых кормов, особенно в Северной Европе. Леса покрывают примерно 76% территории Финляндии, 74% Швеции, 46% Норвегии и 16% Дании. В Европейском Союзе площадь лесных угодий в 2022 году достигла около 160 миллионов гектаров, что соответствует 39% от общей площади суши.
Лесопильные предприятия, связанные с этой лесной базой, ежегодно производят несколько миллионов тонн отходов, включая опилки, большая часть которых остается неиспользованной.
Исторически сложилось так, что острая нехватка кормов побуждала к использованию нетрадиционных материалов лесного происхождения, таких как листья, ветки, необработанная древесина, в качестве аварийных кормовых ресурсов. Этот опыт показывает, что побочные продукты лесного хозяйства могут внести вклад в системы кормления жвачных животных, при условии адекватного решения их питательных ограничений.
С точки зрения питания, древесные отходы содержат значительное количество структурных углеводов, обычно 40–50% целлюлозы и 20–30% гемицеллюлозы, а также 20–30% лигнина, что значительно ограничивает рубцовое разложение. В результате необработанные опилки имеют низкую усвояемость и энергетическую ценность.
Эксперименты по кормлению показали, что необработанные опилки можно включать в рацион в небольших количествах, как правило, около 5–10% сухого вещества, в основном в качестве источника клетчатки в высококонцентрированных рационах, без негативного влияния на потребление корма или функцию рубца.
В рационах для откорма крупного рогатого скота сообщалось, что уровни включения до примерно 8% сухого вещества рациона поддерживают продуктивность животных при правильном балансе рациона. Напротив, более высокие уровни включения, особенно выше 10–15% сухого вещества рациона, постоянно снижают усвояемость и продуктивность, особенно у высокопродуктивных молочных коров.
Для улучшения кормовой ценности древесных опилок было разработано несколько технологий предварительной обработки, которые могут модифицировать лигноцеллюлозную структуру и повысить доступность для микроорганизмов.
Щелочная обработка с использованием гидроксида натрия или аммиака давно применяется для повышения усвояемости волокнистых кормов путем разрушения лигнин-углеводных комплексов, при этом сообщается об увеличении усвояемости нейтрально-детергентной клетчатки на 10–30 процентных пунктов в зависимости от условий обработки и характеристик субстрата.
Также показано, что паровой взрыв улучшает использование клетчатки за счет дефибрации частиц древесины, уменьшения размера частиц и повышения доступности целлюлозы для ферментов.
В данной работе обобщены результаты серии экспериментов, проведенных после сильной летней засухи 2018 года в Северной Европе, периода, который выявил уязвимость региональных кормовых систем.
Целью было оценить влияние парового взрыва и обработки щелочами (NH₃ и NaOH), применяемых по отдельности или в комбинации, на кормовую ценность березовых опилок с использованием in vitro газообразования, in sacco rumen dessing у канюлированных молочных коров и in vivo измерения переваримости у овец. Кроме того, было проведено пилотное исследование кормления лактирующих норвежских красных молочных коров для оценки приемлемости опилок осины при замене части грубых кормов в рационе. Часть этих результатов ранее была представлена на конференциях Nordic Feed Science.
Эксперименты проводились осенью 2018 года и в течение всего 2019 года на факультете бионаук Норвежского университета естественных наук (NMBU).
Экспериментальная работа включала четыре компонента: (1) производство газа in vitro для шести вариантов обработки березовыми опилками с использованием системы производства газа ANKOM RF; (2) перевариваемость в рубце in sacco трех выбранных материалов из опилок с использованием молочных коров с фистулами в рубце; (3) оценка перевариваемости in vivo паровых опилок в сочетании с травяным силосом и соломой у овец; и (4) оценка усвояемости корма и молочной продуктивности у молочных коров, получавших рационы, в которых опилки частично заменяли грубые корма. Методы in sacco и in vivo являются стандартными методами в рамках Скандинавской системы оценки кормов для оценки кормов для жвачных животных.
В качестве кормового материала для физико-химической обработки использовались опилки березы. Одна партия опилок была полностью обработана паром компанией Glommen Technology AS (Эльверум, Норвегия), а другая партия состояла из свежих, необработанных опилок.
Обе партии дополнительно обрабатывались аммиаком (NH₃ ) или гидроксидом натрия (NaOH) в количестве 4% от сухого веса опилок, согласно процедурам, установленным для коммерческой обработки соломы для жвачных животных. Необработанные части обеих партий были сохранены в качестве контрольных образцов.
Паровой взрыв существенно снизил содержание клетчатки, особенно гемицеллюлозы, и увеличил содержание остаточных углеводов, что привело к более высокому газообразованию и усвояемости in vitro по сравнению со свежими опилками (p < 0,05).
Обработка аммиаком заметно увеличила содержание сырого протеина, тогда как гидроксид натрия в основном увеличил концентрацию золы.
В экспериментах по изучению древесной массы (sacco) обработанная паром березовая древесина показала аналогичную или более высокую степень разложения сухого вещества в рубце и нейтрально-детергентной клетчатки по сравнению с обработанной аммиаком пшеничной соломой, в то время как необработанная свежая березовая древесина осталась практически неразложенной.
В экспериментах in vivo обработанные паром опилки продемонстрировали более высокую усвояемость органического вещества и чистую энергию, чем необработанная пшеничная солома, но оставались менее усвояемыми, чем силос из травы (p < 0,0001).
Пилотное испытание на лактирующих молочных коровах показало хорошую переносимость необработанных опилок осины в качестве частичной замены грубых кормов в нестандартизированных условиях.
В целом, результаты показывают, что обработанные паром опилки имеют потенциал в качестве аварийного источника грубых кормов для жвачных животных.
Источник: Agriculture 2026, doi.org/10.3390/agriculture16030288