Способы извлечь пользу от распространенного вредителя пчелиных улей ищут исследователи в новаторской работе в сфере насекомоводства.
Несколько видов насекомых, включая мучных червей (Tenebrio molitor) и домашних сверчков (Acheta domestica), разводятся в качестве источника пищи для животных и даже человека, попутно становясь источником биоудобрения в рамках так называемого «кругового экономического» процесса. Направление насекомоводства – интересное и дает большой простор для новых открытий. Так, американские энтомологи в своей работе обратили внимание на малого ульевого жука.
Европейская медоносная пчела (Apis mellifera) часто страдает от насекомых-вредителей, одним из которых является малый ульевой жук (Aethina tumida), обитающий к югу от Сахары и ныне распространённый по всему миру. Известно, что он наносит вред колониям медоносных пчёл, когда его личинки поедают пыльцу, мёд и расплод, в результате чего оставшийся мёд ферментируется и становится непригодным ни для пчёл, ни для человека.
Однако способ потребления пыльцы ульевым жуком может быть полезен с точки зрения производства биопродукции в круговой экономике.
Стивен Кук, доктор философии, энтомолог-исследователь из Лаборатории исследований пчёл Министерства сельского хозяйства США в Белтсвилле, штат Мэриленд, и его коллеги обнаружили, что личинки ульевого жука можно выращивать на излишках пыльцы, хранящейся в колониях медоносных пчёл, превращая источник пищи в корм и удобрение. Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Economic Entomology .
Самки мелких ульевых жуков обладают высокой репродуктивной способностью и сохраняют плодовитость в течение всей жизни, оставляя большое количество личинок в зараженных колониях медоносных пчел. Эти личинки могут ползать на большие расстояния в поисках подходящих мест для окукливания, а взрослые особи летают на большие расстояния, привлеченные запахом пчел и продуктов улья.
В то же время медоносные пчелы собирают пыльцу как источник белка для производства новых пчел. Пчелы превращают пыльцу в «пергу», которой питаются молодые медоносные пчелы. Во многих ульях пчелы собирают излишки пыльцы и хранят ее. Пыльца может остаться неиспользованной, если колонии уже пострадали от болезней или паразитов. Такая сохраненная пыльца может ферментироваться, покрываться плесенью или просто занимать драгоценное место в улье.
Используя колонии медоносных пчёл на предприятии Министерства сельского хозяйства США в Мэриленде, команда Кука кормила личинок A. tumida излишками пыльцы, хранившимися в восковых сотах. Команда собрала взрослых особей A. tumida из колоний и сгруппировала их по полу. Сначала команда исследовала биоконверсию излишков пыльцы жуками, поместив трёх самцов и трёх самок в камеры для спаривания. Команда взвесила личинок первой стадии, а через 10 дней взвесила личинок в стадии блуждания и собрала накопленную экскрементную муку. Исследователи также проанализировали химический и питательный состав личинок и экскрементной муки.
Во втором исследовании исследователи поместили семь сотовых рамок, заполненных пыльцой, в пластиковые пакеты с отверстиями, позволяющими жукам дышать, но не вылетать. Затем в каждый пакет с рамкой они поместили по восемь самок и по восемь самцов.
Исследователи обнаружили, что эффективность использования корма личинками малого ульевого жука составляет 27%, что равно или выше, чем у других съедобных насекомых.
Сами личинки содержали 25% белка, 25% жирных кислот и низкое содержание углеводов и сахара. Калорийность личинок оказалась выше, чем у многих других съедобных насекомых, и даже выше, чем у традиционных источников мяса, таких как курица или свинина.
Интересно, что экстракт личинок жука содержал самое высокое из известных съедобных насекомых содержание азота. «Удивительно, что в экскрементах жука было так много азота», — говорит Кук.
«Этот малый ульевой жук, по-видимому, является хорошим кандидатом для включения в набор насекомых, используемых в качестве корма для животных, и он способен переработать некачественную пыльцу в богатое питательными веществами биоудобрение. Рамки с неиспользованной пыльцой могут накапливать микробные загрязнители, которые создают проблемы для здоровья медоносных пчёл, находящихся под воздействием пыльцы. Удаление излишков заплесневелой пыльцы личинками жука может смягчить эти проблемы», считают исследователи.
Однако, этот подход еще теоретический и нуждается в дополнительных исследованиях. До тех пор, пока не появится практическая и безопасна технология использования малого ульевого жука в экономике замкнутого цикла, он остаётся вредителем для пчелиных колоний.
«Прежде всего, жуков следует содержать в полностью изолированных условиях, чтобы они не могли сбежать и нанести вред местным популяциям медоносных пчёл. И система, описанная в исследовании, носит экспериментальный характер, она не могла бы существовать внутри функционирующего улья. Рамки с большим количеством пыльцы переносились бы в специальное место, откуда личинки жуков могли бы удалить избыток пыльцы», заключил Кук.
Источник: Journal of Economic Entomology, doi.org/10.1093/jee/toaf220
Фото: Джеффри В. Лотц, Департамент сельского хозяйства и потребительских служб Флориды, Bugwood.org.