сегодня в 09:09

Рапсовый шрот в кормопроизводстве: перспективы и приложения

ДЗЕН

Аквакультура, свиноводство и птицеводство – вот основные потенциальные направления для интеграции рапсового шрота в корма, считают исследователи.

В Канаде активизировались исследовательские работы по использованию рапсового шрота в кормопроизводстве, и национальным переработчикам необходимо, чтобы некоторые предложения оказались успешными, поскольку мощность перерабатывающих предприятий вырастет до 15 миллионов тонн в 2026 году по сравнению с 13 миллионами тонн в 2025 году, то есть рапсового шрота будет много, пишет Шон Пратт в статье канадского агропортала The Western Producer.

Ван То, научный сотрудник компании Onda, занимающейся исследованиями в области аквакультуры и расположенной на острове Принца Эдварда, отметила, что растительные ингредиенты все чаще занимают доминирующее положение в рационах аквакультурных животных. 

Эксперт сообщила делегатам, присутствовавшим на «Неделе рапса 2025», что в 2020 году в Норвегии уже 73 процента в корме для лососей занимали ингредиенты растительного происхождения, по сравнению с 10 процентами в 1990 году. Правда, в составе преобладает концентрат соевого белка, но рапсовый шрот является многообещающим, хотя и недостаточно используемым ингредиентом. Ее исследования с атлантическим лососем показали, что рапсовый шрот обладает равной или лучшей усвояемостью, чем другие конкурирующие ингредиенты, и нет существенной разницы в показателях роста при добавлении от пяти до десяти процентов.

Более того, помимо снижения затрат на корма, у рыб, получавших корм с 15% содержанием рапсового шрота, наблюдалось улучшение выживаемости на 53% в случае болезней ротовой полости. В заключение она отметила, что рапсовый шрот уже сейчас может быть использован в кормах для лосося в количестве до 10 процентов.

Интерес к рапсовому шроту в кормопроизводстве растет и в других странах. Так, Тофуко Войенго, доцент Орхусского университета в Дании, изучает применение рапсового шрота для борьбы с диареей у поросят после отъема от матери. Это заболевание приводит к снижению эффективности использования корма и увеличению смертности свиней, что влечет за собой ежегодные убытки в размере 20 000 долларов на каждые 300 свиноматок. Для контроля этого состояния можно использовать антибиотики, но их применение критикуется из-за развития устойчивости к противомикробным препаратам.

«Необходимо разработать альтернативные стратегии для борьбы с диареей у поросят после отъема», — заявил он делегатам «Недели рапса» и пояснил, что рапсовый жмых богат нерастворимой клетчаткой, которая может помочь предотвратить размножение патогенных микроорганизмов. Рапсовый жмых также содержит глюкозинолаты, которые обладают антимикробными и антиоксидантными свойствами, хотя и могут снижать потребление корма и нарушать функции щитовидной железы и печени.

Исследования Войенго показали, что добавление рапсового шрота в количестве 20% улучшает показатели роста и снижает риск кишечных инфекций. При кормлении свиней, зараженных кишечной палочкой, рационом, содержащим 20% рапсового шрота, наблюдалось улучшение показателей роста, снижение иммунного ответа и частоты инфекций по сравнению с контрольной группой, хотя результаты были менее выраженными, чем при применении антибиотиков.

До недавнего времени не рекомендовалось использовать рапсовый шрот в рационах для цыплят и стартового корма. Войенго считает, что эту рекомендацию следует пересмотреть на основе проведенных им исследований.

Салуджа Карки, исследователь в области птицеводства из Университета Саскачевана, согласна с ним. По ее словам, рапсовый шрот также является важным источником микроэлементов. «Куры растут не только на белке. Им, как и людям, необходима определенная доля микроэлементов», — сказала она делегатам «Недели рапса».

Рапсовый шрот богат холином, особенно важным микроэлементом. Дефицит холина может вызывать пероз (хондродистрофию) и жировую дистрофию печени, а также приводить к снижению темпов роста, поэтому для цыплят на старте требуется 1300 миллиграммов холина на килограмм корма, а для молодняка — 1000 мг.

Предыдущие исследования показали, что рапсовый жмых обладает низкой биодоступностью холина.

Однако Карки подчеркнула, что эти исследования проводилось на рапсовом шроте, полученном методом экстракции растворителем, а не на рапсовом шроте, полученном методом прессования, который используется в кормах для животных.

Ее исследование показало, что рапсовый жмых, полученный методом экструзионного прессования, является гораздо лучшим источником усваиваемого холина, поскольку более 50 процентов холина в нем доступно для усвоения.

«Если бы мы могли частично удовлетворить потребность в холине, используя рапсовый шрот, это позволило бы производителям сэкономить огромную сумму денег. Мне бы очень хотелось получать холин из рапса, который является натуральным источником, а не добавлять в рацион хлорид холина», — сказала Карки.

Источник: The Western Producer. Автор: Шон Пратт.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ