29 ноября 2013 в 16:41

Фермерский рынок России

ДЗЕН

Как фермеру найти своего покупателя

Фермерский кооператив

28 ноября состоялся второй съезд производителей экологической продукции, организованный фермерским кооперативом «LavkaLavka». Приводим здесь фрагменты выступления основателя проекта Бориса Акимова.

«Любой фермер, который находится на территории России и производит какой-то экологически чистый продукт, может подать заявку на вступление в наш проект, - рассказывает Борис Акимов. - Если продукт востребован на рынке, он будет пользоваться успехом.

Цену фермер назначает сам. Если продукт удовлетворяет нас с точки зрения качества и экологического происхождения, цена назначается согласно таблице наценок. Курица может стоит 50 рублей, а может 500 и это определяет сам фермер. То есть, конечная цена регулируется производителем. Входящая регулирует исходящую. Это инновационная вещь».

Стоит приучить потребителя к тому, что фермерский продукт может быть очень разным и это нужно понимать. Цыпленок может быть и 300 гр, 350 и 400. Наше дело, объяснить потребителю, в том числе и ресторанам, которые заказывают фермерскую продукцию, что фермерское мясо или птица не могут быть всегда одинаковыми. Часто в традиционных каналах сбыта фермеры сталкиваются с тем, что от них требуется калибровка в районе 30-50 гр. Мы же говорим о том, что ничего страшного в небольших различиях по размеру у подобной продукции нет и это совершенно нормально.

То есть для организации стабильного рынка сбыта фермерской продукции необходима грамотная работа с потребителем. Объяснение самого принципа того, что это другой продукт и к нему нужно относиться иначе. Человек должен понять, что при некоторых сложностях, сопряженных с покупкой настоящей экологически чистой фермерской еды, он получает действительно уникальный продукт, намного полезнее и вкуснее тех, что легко купить в магазине.

Фермерские рынки в Европе

В Нью-Йорке и Лондоне существуют кооперативные супермаркеты, которые объединили фермеров и покупателей.  Для русского уха это звучит довольно фантастично, но это уже работающая схема.

Поставлять продукцию в супермаркет могут только фермеры-члены кооператива, купить что-то в нем может также только член кооператива. Работают там тоже исключительно члены кооператива. Причем, они не получают там зарплату, а делают это в качестве социальной нагрузки. Каждый член кооператива должен потратить на работу в магазине некоторое количество часов в месяц. За подобную нагрузку они имеют возможность приобретать товары с большей скидкой, недоступной для тех, кто от работы отказывается. Таким образом, расходов на персонал в этом супермаркете нет.

Все устроено немножко не так, как обычно, идет экономия на издержках, поэтому цена даже с учетом того, что продукты фермерские, не столь высокая. Люди стремятся стать членами кооператива, потому что они получают доступ к специальной цене и специальным продуктам. Для российского потребителя это пока кажется странным, но мы хотим двигаться в эту сторону.

Кооперативы, существующие сейчас в России, нельзя пока назвать удачными примерами фермерской кооперации. Все кооперативы, которые сейчас есть, остались с советских времен и делают это только потому, что давным-давно получили соответствующее распоряжение власти.

Экологически чистая продукция

Главный вопрос для фермера сегодня – как найти своего покупателя. У каждого фермерского продукта, выращенного согласно экологическим нормам, есть определенные характеристики, которые ему дают некоторые дополнительные сложности с точки зрения конкуренции с обычными промышленными продуктами, присутствующими в магазине. Это цена, размер, некоторые трудности с логистикой, упаковка и многое другое.

Это другой продукт. И до покупателя информацию об этом необходимо доносить. Поэтому помимо самого рынка сбыта также следует найти или обучить продавцов, которые смогли бы грамотно объяснить потребителям преимущества органической фермерской продукции.

«В процессе потребления этой еды вы запускаете некий механизм. Вы получаете гастрономическое удовольствие, пользу для здоровья. Но польза на этом не заканчивается. Покупая у фермера, вы инвестируете деньги в его хозяйство, преобразуете реальность сельского хозяйства в регионе, в котором живете, - рассказывает Борис Акимов. - Создается некая инфраструктура фермерского земледелия, что, в конечном итоге, изменяет и всю страну и всю планету».

Человечество живет сейчас в определенным типе потребления. С одной стороны, производится большое количество еды, но, в то же время, огромное количество выбрасывается. Около 40-50% произведенной еды попадает на свалку. А одновременно с этим, огромная часть человечества в Мире сегодня голодает. Не стоит забывать и о том, что традиционное сельское хозяйство приносит значительный вред экологии.

«Что-то не так в этом мире еды, - замечает Акимов. - Поэтому любой человек, принимающий участие в этом проекте, может изменить реальность. Выглядит слегка утопично, но пример Европы говорит о том, что такая реальность действительно возможна».

О культуре потребления молока читайте здесь 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ